Анализ работы социального педагога за год

Разделы: Социальная педагогика


«Социальный педагог – соратник ребенка,
и его педагогическое искусство состоит в том,
чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь
его в деятельность.
Социальный педагог помогает
воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова.

ХХI век… Каким ему быть – во многом зависит от нас, учителей. Он может войти в историю как век катаклизмов и катастроф или открыть путь в ноосферу – сферу духовно-нравственного и творческого саморазвития человека и всего человечества.

Современную отечественную систему образования и воспитания, как и состояние современной российской педагогики, характеризуют как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. Он заключается в том, что культура общественных отношений, базирующаяся на приоритете коллективных прав, постепенно сменяется культурой, свойственной демократическому обществу, основанной на признании личных (гражданских) прав и свобод. Общество в целом, различные социокультурные группы, и школа в частности, почти не имеют опыта взаимодействия на основе этих ценностей. Школа вынуждена решать непривычные для нее задачи: старшие и младшие (учителя, дети и родители) должны почти одновременно и совместно знакомиться с ценностями демократического правового государства и общества, осознавать эти ценности и накапливать опыт взаимодействия на их основе.

Российскому обществу предстоит обрести и накопить новый опыт взаимодействия в конфигурации «личность – общество – власть». Иными словами – обрести новую систему общественных ценностей. Оптимальным местом, где можно осваивать опыт взаимодействия, становится школа, если открывает возможности совместной деятельности детей и взрослых.

Образование является неотъемлемой частью культуры. Современная российская культурно-историческая ситуация характеризуется прежде всего прерванной социальной функцией образования, которая заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Именно с помощью образования старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше. С этой точки зрения, школа – один из активных и масштабных образовательных институтов. Джона Дьюи утверждает: «…Направляя деятельность юных, общество определяет собственное будущее. Со временем его будут определять именно те, кто сейчас молод, и характер будущего в значительной мере зависит от того, какое направление было придано занятиям детей в предшествующий период».

Необходимо отметить, что не общество с помощью образования транслирует молодому поколению новые традиции, а школа может предложить опыт социального взаимодействия. По мнению Л.С. Выготского, «образование ведет за собой развитие общества». Процесс укоренения в школе ценностей права и демократии начался с принятия закона «Об образовании», провозгласившего демократические ценности, предложившего подходы к правовому образованию в школе. Кроме этого, стратегические цели реформ в системе образования четко обозначены в правительственном документе «Модернизация образования. Стратегия российской реформы». «Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, - говорится в документе, - чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов…Для решения этой задачи приоритетными ориентирами в образовании личности становятся: способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений; толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы; правовая культура».

В школе осуществляется постепенный переход силовой педагогики к педагогике, основанной на диалоге; от культуры, построенной на приоритете коллективных прав, к культуре, в основе которой лежат права и свободы личности:

  1. Пересмотр педагогической позиции учителями и администраторами образования;
  2. Преобразование организационной культуры школы на основе уточненных целей и приоритетов педагогики;
  3. Исследование социальных ожиданий от школы детей и родителей и развертывание на основе полученных данных социокультурных проектов, содействующих становлению правовой культуры в школе;
  4. Создание условий, помогающих осознанию и принятию ценностей гражданского общества, способов совместной деятельности людей разного возраста и пола, мировоззрения и вероисповедания, национальностей и характеров;
  5. Взаимодействие школы с внешним социумом на основе социальных проектов, разработанных и осуществляемых совместно властью, обществом и школой.

Решение социальных проблем вышло на государственный уровень. Назревшие проблемы общества требуют создание социально-педагогической службы по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты.

Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Работа социального педагога МОУ «Куртуковская общеобразовательная средняя школа» ведется по плану работы школы на 2005-2006 учебный год. В течение учебного года основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

  • Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;
  • Предупреждает отсев учащихся из школы;
  • Поддерживает тесные связи с родителями;
  • Изучает социальные проблемы учеников;
  • Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормильца; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.
  • Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся;
  • Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
  • Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях;
  • Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.

Контингент обучающихся Куртуковской школы составляет 126 детей из сел Куртуково, Сосновка, п.Кульчаны, п.Заречный («Юный Запсибовец») и г.г. Новокузнецк и Осинники.

Социальная работа с многодетными и социально-незащищенными семьями.

В начале учебного года была собрана информация о детях из многодетных семей. Таких семей в Куртуковской школе 3 :

  1. Семья Поповых – Людмила (10 кл.), Светлана (8 кл.), Александр (3 кл.);
  2. Семья Эхсоновых – Александр (7 кл.), Роман (3 кл.);
  3. Семья Умаровых – Рустам (5 кл.), Мирзакулов Атабек (9 кл.)

К социально - незащищенным семьям относятся семьи из группы риска. По Куртуковской школе таких семей - 49. Из них в том числе:

  1. Опекаемые - 3 семьи, в них 4 ученика школы. Старченко – Сергей (3 кл.) и Валентина (4 кл.), Кайшев Денис (8 кл.), Батракова Евгения (11 кл.).
  2. Малоимущие – 40 семей, в них воспитывается 54 ученика, все семьи зарегистрированы в Комитете по социальной защите Новокузнецкого района;
  3. Семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид: Куртуков Александр (5 кл.);
  4. Неблагополучные - 8 семей, семьи Зименс В. и А., Земцовых В. и М., Капитоновых Г. и М., Ведерниковой Г. и Э., Помогаевой Н., Кормина А., Зайцевой А., Акбашева Г..
  5. Асоциальные семьи - 6 семей, семьи Титов А., Сергеева А., Колеватова М., Куцеваловой А., Блиновского С., Сурковой Е.
  6. Семьи, потерявшие кормильца - 16 семей. Семья Байдалиной О., Рыбкиной А., Нечунаевой Ю., Гераськина К., Хружковой С., Швалевой Д., Ожигановой М., Чиркова К., Блиновского С., Сурковой Е., Земцовых М. и В., Сергеева А., Кайшева Д. (умерла мать, воспитывает бабушка), Камбалиной Н., Рудь Г., Титова А.(умерла мать, воспитывает отец).
  7. Семьи военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий – 2 семьи. Семья Шабалиных (отец участник войны в Афганистане) – Виктория (3 кл.) и Артур (7 кл.), семья Гуровых (отец участник войны в Афганистане) – Юлия (2 кл.).
  8. Неполные семьи - 29 семей.

В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. Выявились семьи, в которых необходимо было решать вопросы с установлением опеки над несовершеннолетними. Это семьи, в которых воспитывался Блиновский Сергей (3 кл.), отец умер, мать находится в местах лишения свободы, опека оформляется на родную тетю; и семья Соловьева Евгения (6 кл.), отец и мать находятся в «бегах», опека оформляется также на родную тетю. В настоящее время документы находятся в органах опеки и попечительства для передачи их в суд для назначения опекунами родных людей.

Для всех детей из семей группы риска было организовано одноразовое бесплатное питание на 54 человека и на 12 человек, посещающих группу продленного дня. Для обеспечения бесплатного питания социальным педагогом формировались индивидуальные пакеты документов на учеников школы, в случае отсутствия какого-либо документа были сделаны запросы в адресный стол г. Новокузнецка, проведены обследования жилищно-бытовых условий проживания учеников и составлены ходатайства в адрес Комитета по социальной защите населения Новокузнецкого района. Работа проводилась с каждой семьей индивидуально в тесном сотрудничестве с администрацией Куртуковской территории и специалистами по социальной работе.

Из различных фондов благотворительности и администрации Новокузнецкого района оказывалась материальная помощь ученикам из социально-незащищенных семей в виде кондитерских продуктов, игрушек, канцтоваров и подарков к Новому году. Во время зимних каникул была организована коллективная поездка на цирковое представление в г. Новокузнецк (30 чел.).

В течение учебного 2005-2006 года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и классный руководитель выезжали по месту жительства обучающихся. С родителями проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних, передача данных по посещаемости в администрацию Куртуковской территории и в Управление образования Новокузнецкого района. За год было оформлено два дела на родителей Швалевой Дарьи (8 кл.) и Колеватова Максима (9 кл.). Документы были переданы на комиссию в администрацию Куртуковской территории и в Управление образования Новокузнецкого района.

С семьей Колеватова Максима была проведена огромная работа. Мальчика устраивали в ПУ -20, проходили с ним медобследование. Но все оказалось безрезультатно. Максим на занятия не вышел, от учебы в училище уклонился, работал у частника, также нерегулярно. В семье поддержки нет, мать «в бегах», в неизвестном направлении, отец – инвалид, злоупотребляет алкоголем. Семья живет у престарелой бабушки, т.к. собственный дом сгорел. В результате решением педсовета школы Максим оставлен на повторное обучение в 9 классе.

Семья Швалевой Дарьи состоит из двух человек. Отец умер, мать работает в Сосновском сельсовете. Трудности с посещением уроков у Дарьи были, но с января 2006 года Даша перестала ходить на занятия. С матерью контакта у девочки нет. Школа, по месту работы матери, предоставила ходатайство с целью освобождения матери от работы для осуществления контроля за посещением занятий. Положительного результата не дождались. В итоге Дарья оставлена на повторное обучение в 8 классе.

Организация досуга учащихся.

В начале учебного года все ученики Куртуковской школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, гуманитарные кружки, декоративно-прикладного творчества, спортивные секции, эколого-биологические и математические кружки.

Для осуществления работы школы полного дня, большое внимание уделялось работе групп продленного дня. Воспитатели работали с детьми по плану. Особую заботу проявляли профилактике утомляемости школьников и формированию у школьников адекватного представления о здоровом образе жизни.

Профориентационная работа с учащимися.

В кабинете социального педагога накоплен объемный материал по профессиональным учреждениям г. Новокузнецка, г. Осинники и городов региона. С учениками 9 и 11 класса были проведены беседы по профориентации, об основных принципах выбора профессии, проводилось тестирование выпускников. Большинство учащихся определились в выбранной профессии, смогли посетить Дни открытых дверей в учебных заведениях.

В рамках профориентационной работы были проведены индивидуальные консультации с выпускниками и их родителями.

В начале учебного года была проведена большая работа с родителями Агаева Анвара по его трудоустройству в ПУ №20, по специальности «слесарь». Анвар не получил основного образования и выбыл в ПУ-20 из седьмого класса в возрасте 16-ти лет. Обучается с желанием, посещает занятия регулярно.

В середине учебного года выбыла из 9 класса Ожиганова Мария в вечернюю школу Новокузнецкого района по семейным обстоятельствам.

Профилактика правонарушений с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяет учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, наркологом ЦРБ Новокузнецкого района, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних РОВД Новокузнецкого района.

Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполняет следующие функции:

  1. Диагностическая и аналитическая – формирует банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
  2. Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;
  3. Коррекционная – индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
  4. Социально-профилактическая – установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
  5. Профориентационная работа среди несовершеннолетних.

В результате профилактической и координационной работы социального педагога и всего педагогического коллектива школы в течение 2005-2006 учебного года ни один ученик нашей школы не совершил противоправных действий и не был поставлен на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних РОВД Новокузнецкого района.

На внутришкольный контроль поставлены ученики:

  • имеющие замечания по нарушениям дисциплины, - Блиновский С., Чирцов Е.
  • систематически опаздывающие на занятия или пропускающие их, - Швалева Д., Колеватов М., Деринг А., Кушаков И., Серова К., Камбалина Н., Куцевалова А.
  • имеющие неудовлетворительные отметки по успеваемости, - Швалева Д.

С этими детьми проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Тесно сотрудничаем с родителями, административными органами и органами социально-педагогической поддержки.

Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.

Анализируя работу социального педагога за 2005-2006 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

  1. Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
  2. Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка;
  3. Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
  4. Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков;
  5. Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе; это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;
  6. Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и \ или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
  7. Разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями и учениками.

Ведущими критериями оценки работы социального педагога являются готовность специалиста к созданию условий:

  1. для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогической целесообразной среды;
  2. для разрешения проблем социальной жизни ребенка, т.е. посредничество между ребенком и его социальным окружением;
  3. для соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме, т.е. к представлению его интересов в государственных и общественных структурах.

Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе.

Задачи работы социального педагога на 2006-2007 учебный год:

  1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.
  2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
  3. Социальная защита детей, находящихся под опекой.
  4. Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
  5. Профилактика правонарушений среди подростков.
  6. Организация целевого досуга учащихся.
  7. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК.

Для реализации поставленных задач на 2006-2007 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

Профилактическая функция

  • Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
  • Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;
  • Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.

Защитно-охранная функция

  • Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
  • Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
  • Оформление и трудоустройство детей и подростков в ПТУ и вечернюю школу, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.
  • Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта

Организационная функция

  • Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.
  • Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
  • Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
  • Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные проездные билеты для учащихся п\л «Солнечный»)
  • Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.
  • Связь со спонсорами, организация гуманитарной и материальной помощи.