Цели:
- выделить способ решения задач на кратное сравнение;
- развивать компоненты учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль,
- воспитывать сотрудничество, взаимодействие между детьми.
Ход урока
Примечание | Содержание |
Эмоциональный настрой на урок | 1. Организационный момент Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.
|
Использование обратной связи | 2. Повторение. Устный счёт - Перед тем, как начать устный счёт, давайте откроем гостям наш маленький секрет: какие знаки прячет предлог “на” (плюс, минус), а какие “в” (умножить, разделить) - Приступим к устному счёту. Если ответ верный, вы показываете улыбающееся лицо: мы очень рады, что наш товарищ ответил правильно! Если ответ неправильный, показываете грустное лицо: огорчены, что товарищ ошибся. Задачи: - Сыну 8 лет. Отец в 5 раз старше. Сколько лет отцу? - С одной сливы собрали 18 кг фруктов, а с другой на 5 кг больше. Сколько фруктов собрали со второй сливы? - Высота тополя 9 метров, а дом на 4 метра выше. Какова высота дома? - В деревне 28 деревянных домов, а каменных в 7 раз меньше. Сколько каменных домов в деревне? |
Использование приёма сравнения
целеполагание
постановка учебной задачи учащимися |
3.Постановка учебной задачи. (На доске записаны текстовые задачи) - Прочитайте задачи и сравните их. На лужайке было 8 цыплят и 4 утёнка. На сколько больше цыплят было на лужайке? На сколько меньше цыплят было на лужайке? На лужайке было 8 цыплят и 4 утёнка. Во сколько раз больше цыплят на лужайке? Во сколько раз меньше цыплят было на лужайке? - Как вы считаете, они одинаковые или разные с математической точки зрения? - Решаться задачи будут одинаково или по-разному? - Решите задачу в правильности которой вы уверены. Докажите. (как правило дети решают знакомую задачу, проговаривая правило: чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа отнять меньшее) - как будем действовать при решении другой задачи? - какие вопросы у вас возникли? (учитель фиксирует вопросы на доске) 1. Каким действием надо решать задачу? 2. Как доказать? 3. Каким правилом воспользоваться? Выделите для себя самый важный вопрос. Он будет являться вашей учебной задачей. |
Коллективная форма работы Использование предметной модели
Использование схематической модели Работа в парах
Использование дифференцированного подхода к учащимся.
Применение эвристического метода |
4. Объяснение нового материала. -Решим задачу вместе. Для этого построим модель из геометрических фигур, обозначая утят – О, цыплят – - Сколько раз по 4 содержится в 8? (2 раза) -Как узнали? При помощи какого арифметического действия? (8:4) - Во сколько раз 8 больше 4? (в 2 раза) - Как записать решение? (8:4=2) - Сформулируйте ответ на вопрос задачи (в 2 раза) - Как вы думаете, мы ответили на второй вопрос задачи? (да) Откройте конверт №1, лежащий на столе. Перед вами схемы. ? Обозначьте, какой задаче они соответствуют. (Для более подготовленных учеников необходимо по аналогии составить схему к задаче №2.) Проверка. - Скажите, глядя на схему, чем отличаются задачи? - Сформулируйте правила для решения каждой из них. - Проверьте себя, пользуясь учебником, на странице 61. Физминутка |
Планирование предстоящей деятельности
Самостоятельная работа Дифференцированный подход |
5. Закрепление. Проверим себя. Предлагаю решить задачу №1, стр.60. - Прочитайте задачу, спланируйте работу по её решению. 1.смоделировать задачу 2.вспомнить правило 3.записать решение и ответ задачи (Один ученик решает задачу у доски с объяснением) Откройте конверт №2 Решите данную задачу самостоятельно, выполнив те действия, которые считаете необходимыми. Вариант 1 Оля прочитала 25 страниц, а Максим 5 страниц. Во сколько раз больше прочитала Оля? Вариант 2 Оля прочитала 25 страниц, а Максим 5 страниц. Во сколько раз меньше прочитал Максим? Проверка. (почему кто-то из вас начертил схему, кто-то нарисовал рисунок?) - Почему вопросы у задач разных вариантов разные, а решение одинаковое? |
Контроль процесса решения и изучения
нового материала
Перспективное планирование Рефлексия полученных знаний |
6. Итог работы. - Вернёмся к учебной задаче. На все ли вопросы мы ответили? Вывод: мы работали над новым видом задач. Чем он отличался от других? Это наш первый шаг в решении подобных задач. Далее будем решать задачи более сложные на кратное сравнение в несколько раз. - Ребята, какие открытия вы сделали на уроке? Что нового узнал каждый? |
7. Оценивание учащихся. | |
8. Домашнее задание: Стр. 60, №2 составить к задаче разные модели |