Чтение без принуждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Уважаемые родители! Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Закономерно, что наших ребятишек влекут более простые источники получения информации, чем книги, ведь научиться играть на компьютере – проще, чем размышлять над прочитанным.

Что же теряют наши дети и мы вместе с ними от того, что из нашей жизни уходит чтение?

Во многом утрачивается духовность, воображение и умение вдумываться в факты. А как результат – может быть потеряна культурологическая связь между поколениями – ведь большая часть духовных и нравственных ценностей передается с книгами.

Поэтому необходимо приобщать ребенка к чтению. Не просто учить читать, а воспитывать желание читать, желание познавать новое через общение с книгой. Но поскольку у дошкольника на первом плане игра, то именно она должна стать незаменимым помощником в обучении его чтению, рассуждению, обогащению словаря. Играя с ребенком в звуки, буквы и слова, можно преодолевать первые трудности и барьеры на пути к грамоте. И если ваш ребенок научился соединять буквы в слоги – это взят лишь первый барьер на пути от безграмотности к беглому чтению. Слог является на первых порах единицей чтения.

Поющее, протяжное слоговое чтение легко развивается и прогрессирует. Но далеко не у всех детей оно развивается спонтанно, ускоряется само собой – по мере тренировки, в результате опыта прочтения нескольких сот или тысяч слов.

Как же помочь ребенку преодолеть второй барьер на пути к беглому чтению, начать читать не по слогам, а целыми словами?

Переход к чтению целыми словами ускорит и облегчит работа ребенка с ударением, которое как бы скрепляет, объединяет отдельные слоги в целостное слово.

Хорошей тренировкой в поиске ударений могут стать игры типа «Укротитель», «Позови слово».

Например, в игре «Укротитель» вы предлагаете ребенку укротить бизона, если он успеет быстро (на счет «три») поставить ударение на карточке со словом бизон. Если удар (ударение) нанесен недостаточно быстро или метко, дрессировщик будет ранен.

В игре «Позови слово» дети произносят ударный слог в предлагаемом слове долго, протяжно, как бы зовут его (машииииина, корооооова, дооомик).

Ваши дети научились читать, но неинтересно читать просто слоги или предложения типа «Мама мыла раму». И чтобы не нарушался основной принцип обучения дошкольников, не забывайте «учить детей играя». Предлагаем вам разнообразные варианты речевых игр и просто упражнений, которые помогут в незатейливой форме расположить ваших детей к дальнейшему постижению азов грамоты. Выберите те, которые вам больше понравятся и, конечно, привлекут наибольшее внимание дошкольников.

«Ребусы». Ребусы можно составлять самостоятельно. Важно показать детям процесс их возникновения, а потом придумывать вместе. Составление ребусов не только развивает навык чтения, но и речевое творчество.

Игра «Слово рассыпалось» (для ребенка подготовлены буквы для составления слов). Нужно исправить положение и получить единственное слово:

а, з, у, б, р (арбуз); о, а, к, ш, л (школа); а, у, ш, к, т (шутка).

Приучайте себя, дорогие родители, писать записки (печатными буквами) своему ребенку. Позже эти письма могут быть с сюрпризами и развивающими заданиями (найти конфету на балконе, рассказать, чем похожи и чем отличаются дерево и цветок, повторить считалку, назвать смешные слова и т.д.).

Дошкольникам всегда бывает сложно читать большие тексты. Поэтому можно придумывать веселые правила, к примеру, такие:

– Я – до точки, ты – до точки;

– Я – кусочек, ты – кусочек.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Малыш обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом?» В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!»

Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книги.

Для детей большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно научить ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.

Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

В воспитании любви к книге у детей дошкольного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает подлинный интерес детей к книге.

В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться ЧТЕНИЯ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ.