Итоговая аттестация за курс начальной школы

Разделы: Математика, Начальная школа


Предлагаемая работа содержит материалы для подготовки к новой форме проверки знаний и умений младших школьников при проведении итоговой аттестации в 4 классах. В нашей гимназии стало традицией проводить зачетную неделю в конце 4 класса. Зачет по математике, помимо аттестации учащихся, выявления уровня их обученности, помогает определиться гимназистам (дает информацию для родителей) при переходе на уровневое обучение в среднем звене.

Прежде всего проверяются требования образовательного стандарта, вычислительные навыки, текстовые задачи, действия с дробями, элементы алгебры, логические навыки.

Зачетный тест состоит из трех блоков заданий:

  • Блок А - включает в себя пять заданий облегченного уровня. Каждое задание блока А оценивается в 3 балла. К заданию дано три варианта ответа, учащиеся должны выбрать правильный. Требуется обвести букву, соответствующую правильному ответу.
  • Блок В – 18 заданий, каждое из которых оценивается четырьмя баллами. Максимальное количество - 76 баллов. Этот блок включает в себя задания программного материала: на знание нумерации, порядок действий, проверка вычислительных навыков, нахождение площади и периметра, решение составных уравнений и задачи на движение. Здесь нужно записать полученный ответ в специально отведенном для него месте.
  • Блок С - включает в себя ряд задач, которые надо решить разными способами. Это наиболее сложный блок и задания здесь оцениваются по десятибалльной системе, в том случае если ребенок нашел более двух вариантов решения. Желательно эти задания выполнить на отдельных листах.

Критерии оценивания: (максимальное количество баллов 132)

  • 100-132 балла – оценка “отлично”.
  • 99-80 баллов – оценка “хорошо”.
  • 79-60 баллов – оценка “удовлетворительно”
  • Менее 59 баллов – оценка “неудовлетворительно”.

Тестирование проводится в присутствии независимых наблюдателей. Учащиеся выполняют тест непосредственно на листках с заданиями, Данный тест проверяет ряд дополнительных видов деятельности учащихся, отражающих по мнению экспертов, степень готовности учащихся к дальнейшему изучению математики в основной школе.

Тест содержит 29 заданий и рассчитан на выполнение в течение двух уроков. На первом уроке учащиеся выполняют задания блока А и блока Б (эти задания связаны только с требованиями образовательного стандарта по математике), на втором – блок С (многовариатность в решении задач). Задания могут выполняться в разные дни.

Задания теста разнообразны по форме и содержанию. В тест входят задания со свободно конструируемыми ответами. Эти задания наиболее близки учащимся данной возрастной группы и не требуют от них специальной подготовки.

Вес задания определяется на экспертной основе и может варьироваться от 3 до 10 баллов. Вес задания отражает значимость проверяемого этим заданием элемента в системе проверяемых знаний. Каждый учащийся за одно задание, в данном случае за один подпункт задания, мог получить либо 0 баллов, если он неверно выполнил или не выполнял это задание, либо то количество баллов, которое эксперт приписал данному заданию (данному подпункту), если учащийся, выполнил верно.

Вычислительные навыки. Для проверки вычислительных навыков в тест включено три задания. Все эти задания содержат несколько подпунктов, таким образом, каждый учащийся выполняет не менее 7 вычислительных примеров.

Текстовые задачи В блоке В содержится пять текстовых задач. При этом задачи на движение, требующие выполнения нескольких действий затруднений у детей не вызывают.

Элементы геометрии. В каждом варианте содержится две задачи, проверяющие геометрический материал. Эти задачи несомненно выходят за рамки требований образовательного стандарта. Они требуют от учащегося наличия довольно развитого аппарата мышления, развития логических навыков, связанных с процессом анализа исходных данных

Элементы алгебры. В каждом варианте теста учащимся предложено восемь заданий, выполнение которых было связано с наличием у них определенных алгебраических знаний. Три задания относятся к требованиям образовательного стандарта и связаны с нахождением неизвестного компонента арифметического действия. Остальные задания выходят за рамки требований стандарта. Это может служить хорошим доказательством того, что учащимся данной возрастной группы алгебраический материал данного уровня сложности вполне доступен и включение его в программу начальной школы вполне обосновано. Этот результат можно считать очень высоким и вполне обеспечивающим необходимый уровень пропедевтики алгебраических элементов для курса основной школы.

Кроме того, данное обследование позволяет создать стандартизированное измерительное средство, позволяющее сравнивать результаты как отдельных выпускников начальной школы, так и любых интересующих исследователей групп учащихся.

Наличие такого стандартизированного измерительного средства существенно обогащает возможности учителей начальной школы, позволяя им получать объективную информацию об уровне подготовки их учащихся и месте их учеников в их возрастной группе.

Система народного образования является в значительной мере саморегулирующейся системой. При наличии объективной информации о результатах процесса обучения система сама оказывается в состоянии принимать самостоятельные решения, направленные на повышение эффективности процесса обучения. Особенно это важно для учителей, работающих по новым для них учебным пособиям, и не накопившим еще достаточно информации о типичных трудностях учащихся, связанных с использованием новых учебников и учебных пособий.

Экзаменационный тест по математике. 4 класс.

Летняя сессия. 2005 – 2006 учебный год.

Ф.И. ___________________________________класс_________________

Преподаватель: _________________________

Ассистент:_____________________________

Блок 1.(все задания оцениваются в 3 балла)

1. Периметр многоугольника – это:

а) длина стороны;

б) сумма длин сторон;

в) место фигуры на плоскости.

2. Из указанных формул выберите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника:

а) S = a+b+c

б) S= a · b

в) S = (a · b): 2

3. Уравнением называют:

а) равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти;

б) числовое выражение;

в) неравенство.

4. Из указнных формул выберите формулу нахождения периметра прямоугольника со сторонами а и b:

а) P= (a+b) · 2

б) P= a · b

в) P= a+b+c

5. Скорость сближения – это:

а) расстояние, пройденное объектом за единицу времени;

б) расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени;

в) расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.

Блок 2. (все задания оцениваются в 4 балла)

Текст задания Варианты ответа
1. Выбери то выражение, с помощью которого можно узнать, сколько лапок у 5 черепах? А 4+5;

B 4 · 5;

C 4 · 5 + 5.

2. Как правильно прочитать число 170030? А Сто семьдесят тысяч тридцать;

B Сто семь тысяч тридцать;

C Семнадцать тысяч тридцать.

4. Петя каждый день дает хомячку одинаковое число орехов. За 15 дней хомячок съел 75 орехов. Сколько дней еще Петя будет кормить хомячка, если у него осталось 30 орехов? А 150 дней;

B 7 дней

C 6 дней

5. Длина коробки 8 см, ширина 6 см. Какое расстояние проползет божья коровка по краю коробки, обойдя ее 3 раза? A 144 см;

B 84 см;

C 42 см;

D 28 см.

6. Выбери правильный порядок выполнения действий:

- : + ·

A 1 2 3 4

- : + ·

B 4 1 3 2

- : +

C 3 1 4 2

- : +

7. Сторона квадрата 8 сантиметров. Найди его площадь. A 64 см2

B 64 см

C 32 см2

D 32 см.

8. Вычисли значение выражения:

120 – 42 + 24 : 3=

A 98

B 86

C 70

D 34.

9. Выбери верное равенство: A 8030 кг = 30300 ц

B 8030 кг = 803 ц

C 8030 кг = 80 ц 30 кг

D 8030 кг = 8 ц 30 кг

10. Длина комнаты 5 метров, а ширина 4 м. На полу лежит квадратный ковер со сторонами 3м. Вычисли площадь пола, не закрытую ковром. A 20 м2

B 11 м2

C 8 м2

D 6 м2

11. Зебра за 5 минут пробежала 4 км. С какой скоростью бежала зебра? A 800 м/ мин.

B 80 м /мин.

C 20 км / мин.

12. Реши уравнение:

1003 – x·6= 97

A 1100

B 916

C 151

13. Ане, Оле и Юле нужно было закрасить третью часть прямоугольника. Кто из детей выполнил задание верно?

A Аня

B Оля

C Оля и Юля

D Юля

 

 

14. Поставьте нужный знак вместо @

5ч @ 300 мин.

A >

B =

C <

15. Выполни сложение и вычитание данных чисел 542836 и 270982
16. Поезд проехал 690 км. Первые 8 часов он ехал со скоростью 70 км/ч. остальную часть пути он проехал за 2 часа. С какой скоростью проехал поезд остальную часть пути?
17. Из куска проволоки Миша сделал прямоугольник со сторонами 5см и 25 см. Сколько квадратов со стороной 5см он может сделать из этого же куска проволоки?
18. Найди частное. 17640 и 35; 132192 и 324

Блок 3.(10 баллов – за решение задачи двумя способами, 5 баллов – за решение одним способом)

Во время разлива реки жителей затопленной деревни перевозили на двух катерах: 17-местном и 25-местном. Сколько жителей было в деревне, если каждый катер сделал по 8 рейсов и всякий раз был загружен полностью?

2. Вертолет за 2ч пролетает 430 км. Сколько километров пролетит за 5ч самолет, если его скорость в 3 раза больше вертолета?

3. Реактивный самолет за 3ч пролетел 2580 км, а вертолет за 2ч пролетел 430 км. Во сколько раз скорость самолета больше скорости вертолета?

От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. встреча произошла через 15 ч. катер шел со скоростью 19 км/ч. С какой скорость шла моторная лодка?

5. В театр приехали из колхоза 96 человек в трех автобусах и в нескольких легковых машинах. В каждом автобусе по 27 человек, а в каждой автомашине по 5 человек. Сколько легковых машин приехало из колхоза? (3 способа).

6. Масса ящика с лимонами 25 кг. После продажи половины всех лимонов ящик поставили на весы. Весы показали 15 кг. Какова масса пустого ящика?