Предлагаемая работа содержит материалы для подготовки к новой форме проверки знаний и умений младших школьников при проведении итоговой аттестации в 4 классах. В нашей гимназии стало традицией проводить зачетную неделю в конце 4 класса. Зачет по математике, помимо аттестации учащихся, выявления уровня их обученности, помогает определиться гимназистам (дает информацию для родителей) при переходе на уровневое обучение в среднем звене.
Прежде всего проверяются требования образовательного стандарта, вычислительные навыки, текстовые задачи, действия с дробями, элементы алгебры, логические навыки.
Зачетный тест состоит из трех блоков заданий:
- Блок А - включает в себя пять заданий облегченного уровня. Каждое задание блока А оценивается в 3 балла. К заданию дано три варианта ответа, учащиеся должны выбрать правильный. Требуется обвести букву, соответствующую правильному ответу.
- Блок В – 18 заданий, каждое из которых оценивается четырьмя баллами. Максимальное количество - 76 баллов. Этот блок включает в себя задания программного материала: на знание нумерации, порядок действий, проверка вычислительных навыков, нахождение площади и периметра, решение составных уравнений и задачи на движение. Здесь нужно записать полученный ответ в специально отведенном для него месте.
- Блок С - включает в себя ряд задач, которые надо решить разными способами. Это наиболее сложный блок и задания здесь оцениваются по десятибалльной системе, в том случае если ребенок нашел более двух вариантов решения. Желательно эти задания выполнить на отдельных листах.
Критерии оценивания: (максимальное количество баллов 132)
- 100-132 балла – оценка “отлично”.
- 99-80 баллов – оценка “хорошо”.
- 79-60 баллов – оценка “удовлетворительно”
- Менее 59 баллов – оценка “неудовлетворительно”.
Тестирование проводится в присутствии независимых наблюдателей. Учащиеся выполняют тест непосредственно на листках с заданиями, Данный тест проверяет ряд дополнительных видов деятельности учащихся, отражающих по мнению экспертов, степень готовности учащихся к дальнейшему изучению математики в основной школе.
Тест содержит 29 заданий и рассчитан на выполнение в течение двух уроков. На первом уроке учащиеся выполняют задания блока А и блока Б (эти задания связаны только с требованиями образовательного стандарта по математике), на втором – блок С (многовариатность в решении задач). Задания могут выполняться в разные дни.
Задания теста разнообразны по форме и содержанию. В тест входят задания со свободно конструируемыми ответами. Эти задания наиболее близки учащимся данной возрастной группы и не требуют от них специальной подготовки.
Вес задания определяется на экспертной основе и может варьироваться от 3 до 10 баллов. Вес задания отражает значимость проверяемого этим заданием элемента в системе проверяемых знаний. Каждый учащийся за одно задание, в данном случае за один подпункт задания, мог получить либо 0 баллов, если он неверно выполнил или не выполнял это задание, либо то количество баллов, которое эксперт приписал данному заданию (данному подпункту), если учащийся, выполнил верно.
Вычислительные навыки. Для проверки вычислительных навыков в тест включено три задания. Все эти задания содержат несколько подпунктов, таким образом, каждый учащийся выполняет не менее 7 вычислительных примеров.
Текстовые задачи В блоке В содержится пять текстовых задач. При этом задачи на движение, требующие выполнения нескольких действий затруднений у детей не вызывают.
Элементы геометрии. В каждом варианте содержится две задачи, проверяющие геометрический материал. Эти задачи несомненно выходят за рамки требований образовательного стандарта. Они требуют от учащегося наличия довольно развитого аппарата мышления, развития логических навыков, связанных с процессом анализа исходных данных
Элементы алгебры. В каждом варианте теста учащимся предложено восемь заданий, выполнение которых было связано с наличием у них определенных алгебраических знаний. Три задания относятся к требованиям образовательного стандарта и связаны с нахождением неизвестного компонента арифметического действия. Остальные задания выходят за рамки требований стандарта. Это может служить хорошим доказательством того, что учащимся данной возрастной группы алгебраический материал данного уровня сложности вполне доступен и включение его в программу начальной школы вполне обосновано. Этот результат можно считать очень высоким и вполне обеспечивающим необходимый уровень пропедевтики алгебраических элементов для курса основной школы.
Кроме того, данное обследование позволяет создать стандартизированное измерительное средство, позволяющее сравнивать результаты как отдельных выпускников начальной школы, так и любых интересующих исследователей групп учащихся.
Наличие такого стандартизированного измерительного средства существенно обогащает возможности учителей начальной школы, позволяя им получать объективную информацию об уровне подготовки их учащихся и месте их учеников в их возрастной группе.
Система народного образования является в значительной мере саморегулирующейся системой. При наличии объективной информации о результатах процесса обучения система сама оказывается в состоянии принимать самостоятельные решения, направленные на повышение эффективности процесса обучения. Особенно это важно для учителей, работающих по новым для них учебным пособиям, и не накопившим еще достаточно информации о типичных трудностях учащихся, связанных с использованием новых учебников и учебных пособий.
Экзаменационный тест по математике. 4 класс.
Летняя сессия. 2005 – 2006 учебный год.
Ф.И. ___________________________________класс_________________
Преподаватель: _________________________
Ассистент:_____________________________
Блок 1.(все задания оцениваются в 3 балла)
1. Периметр многоугольника – это:
а) длина стороны;
б) сумма длин сторон;
в) место фигуры на плоскости.
2. Из указанных формул выберите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника:
а) S = a+b+c
б) S= a · b
в) S = (a · b): 2
3. Уравнением называют:
а) равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти;
б) числовое выражение;
в) неравенство.
4. Из указнных формул выберите формулу нахождения периметра прямоугольника со сторонами а и b:
а) P= (a+b) · 2
б) P= a · b
в) P= a+b+c
5. Скорость сближения – это:
а) расстояние, пройденное объектом за единицу времени;
б) расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени;
в) расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.
Блок 2. (все задания оцениваются в 4 балла)
№ | Текст задания | Варианты ответа |
1. | Выбери то выражение, с помощью которого можно узнать, сколько лапок у 5 черепах? | А 4+5; B 4 · 5; C 4 · 5 + 5. |
2. | Как правильно прочитать число 170030? | А Сто семьдесят тысяч тридцать; B Сто семь тысяч тридцать; C Семнадцать тысяч тридцать. |
4. | Петя каждый день дает хомячку одинаковое число орехов. За 15 дней хомячок съел 75 орехов. Сколько дней еще Петя будет кормить хомячка, если у него осталось 30 орехов? | А 150 дней; B 7 дней C 6 дней |
5. | Длина коробки 8 см, ширина 6 см. Какое расстояние проползет божья коровка по краю коробки, обойдя ее 3 раза? | A 144 см; B 84 см; C 42 см; D 28 см. |
6. | Выбери правильный порядок выполнения
действий: - : + · |
A 1 2 3 4 - : + · B 4 1 3 2 - : + • C 3 1 4 2 - : + • |
7. | Сторона квадрата 8 сантиметров. Найди его площадь. | A 64 см2 B 64 см C 32 см2 D 32 см. |
8. | Вычисли значение выражения: 120 – 42 + 24 : 3= |
A 98 B 86 C 70 D 34. |
9. | Выбери верное равенство: | A 8030 кг = 30300 ц B 8030 кг = 803 ц C 8030 кг = 80 ц 30 кг D 8030 кг = 8 ц 30 кг |
10. | Длина комнаты 5 метров, а ширина 4 м. На полу лежит квадратный ковер со сторонами 3м. Вычисли площадь пола, не закрытую ковром. | A 20 м2 B 11 м2 C 8 м2 D 6 м2 |
11. | Зебра за 5 минут пробежала 4 км. С какой скоростью бежала зебра? | A 800 м/ мин. B 80 м /мин. C 20 км / мин. |
12. | Реши уравнение: 1003 – x·6= 97 |
A 1100 B 916 C 151 |
13. | Ане, Оле и Юле нужно было закрасить третью часть прямоугольника. Кто из детей выполнил задание верно? | A Аня B Оля C Оля и Юля D Юля
|
14. | Поставьте нужный знак вместо @ 5ч @ 300 мин. |
A > B = C < |
15. | Выполни сложение и вычитание данных чисел 542836 и 270982 | |
16. | Поезд проехал 690 км. Первые 8 часов он ехал со скоростью 70 км/ч. остальную часть пути он проехал за 2 часа. С какой скоростью проехал поезд остальную часть пути? | |
17. | Из куска проволоки Миша сделал прямоугольник со сторонами 5см и 25 см. Сколько квадратов со стороной 5см он может сделать из этого же куска проволоки? | |
18. | Найди частное. 17640 и 35; 132192 и 324 |
Блок 3.(10 баллов – за решение задачи двумя способами, 5 баллов – за решение одним способом)
Во время разлива реки жителей затопленной деревни перевозили на двух катерах: 17-местном и 25-местном. Сколько жителей было в деревне, если каждый катер сделал по 8 рейсов и всякий раз был загружен полностью?
2. Вертолет за 2ч пролетает 430 км. Сколько километров пролетит за 5ч самолет, если его скорость в 3 раза больше вертолета?
3. Реактивный самолет за 3ч пролетел 2580 км, а вертолет за 2ч пролетел 430 км. Во сколько раз скорость самолета больше скорости вертолета?
От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. встреча произошла через 15 ч. катер шел со скоростью 19 км/ч. С какой скорость шла моторная лодка?
5. В театр приехали из колхоза 96 человек в трех автобусах и в нескольких легковых машинах. В каждом автобусе по 27 человек, а в каждой автомашине по 5 человек. Сколько легковых машин приехало из колхоза? (3 способа).
6. Масса ящика с лимонами 25 кг. После продажи половины всех лимонов ящик поставили на весы. Весы показали 15 кг. Какова масса пустого ящика?