Урок по теме: "Возможно ли в России демократическое общество?"

Разделы: История и обществознание


Цели:

1. Дать представление о центральном законодательном органе России - Федеральном Собрании, сформировать у учащихся представление об итогах и уроках первого законодательного органа, о развитии парламентаризма в России после 1993 года

2. Содействовать развитию исторического мышления путем достижения адекватного раскрытия плюсов и минусов российского представительства, формирование навыков ведения дискуссий, продолжить формирование работы с документами

3. Воспитание гражданственности молодого поколения.

  • задача: проанализировать: Возможно ли в России демократическое общество
  • понятия: конституционная монархия, парламент. политическая партия, парламентаризм, Государственная Дума, Совет Федерации, Федеральное Собрание.
  • оформление: доска(тема, эпиграф, план, плакат, видео, конституция, манифест, доп. литература по 1, 2, 3, 4 Думам, вопросы напечатанные, таблички).

Форма проведения: телепередача “Круглый стол”, с применением элементов дискуссии.

Эпиграф: Мудрый не покоряется безрассудной воле толпы. а сам дает ей направление.

И. И. Латечников

Из мудрости вытекает следующие три особенности6 выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.

Демокрит.

ПЛАН:

  1. Истоки русского парламентаризма(уроки и ошибки)
  2. Законодательный орган России по Конституции 1993 года
  3. Возможно ли в России демократическое общество?

ХОД УРОКА

В: здравствуйте! Очень рады видеть вас на очередной телепередаче “Круглый стол”. Наша сегодняшняя тема посвящена знаменательной дате. 27 апреля исполнится 100 лет со дня начала работы 1-й Государственной Думы России. Ни один из современных законодательных органов не может считаться ее прямым преемником - память о деятельности дум дореволюционной России принадлежит гражданам всех наших стран в равной мере.

За прошедшие 100 лет многое изменилось, общество и государство живут по новым демократическим правилам и нормам, действует полноценное избирательное законодательство, мы вооружены новым богатым опытом государственного строительства. Но традиции, заложенные первыми думами, получили продолжение в деятельности современных парламентариев. Анализ событий столетней давности полезны и актуальны. В 2005 году в Югре было проведено социологическое исследование. На вопрос: “Как вы считаете. изменится в результате выборов в Окружную Думу ваша жизнь?” лишь 14% ответили утвердительно. 60% выбрали ответ: “ничего не изменится, все останется по прежнему”. Что это? разочарование или стабильность, может быть привычка? Что же нас с вами не устраивает в нашем правовом государстве. возможно ли в России демократическое общество и что нужно изменить, опыт каких исторических уроков извлечь? Это и будет темой нашего сегодняшнего разговора.

Мы постараемся вспомнить истоки русского парламентаризма, опыт современного российского, выяснить: возможно ли в России демократическое общество, если да, то при каких условиях.

А помогут нам в этом наши гости: современные историки, политологи, представители политических партий “Единая Россия” и ЛДПР, “Женщины России”, представители молодежного движения и деятели культуры и искусства. (гости представляются краткими визитками)

Обратите внимание, что в ходе дебатов необходимо соблюдать правила ведения дискуссий. (лежат на столах).

В: давайте вспомним: какова основная задача власти? (поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясений)

В: правильно. В 1905 году, когда стабильность была нарушена Соц. потрясения перешли все пределы и началась 1ая русская революция. Власть решилась на крайнюю меру и был принят документ - манифест 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка”. Давайте обратимся к нему.

идет работа с документом Манифест и с таблицей (приложение № 1). Все группы анализируют документ и отвечают на вопросы.

1. Как изменилась система органов государственной власти в ходе первой русской революции? (Учреждена Государственная Дума - законосовещательный орган власти, хотя и формально, но власть царя ограничена, России дарованы политические права и свободы.)

2. Вспомните механизм принятия законодательных решений в стране. Какая роль императорской власти? учащиеся анализируют документ, делают вывод: конституционная монархия установлена. ст. 86 Свод основных законов

3. Каковы полномочия Государственной Думы? это представительный орган управления, наделен правом утверждать исполнительную власть - правительство.

Возрастной ценз-25 лет. Государственный Совет был преобразован в верхнюю законодательную палату Думы - половина его членов назначалась царем. По основным законам 1906 определение императорской власти как неограниченной было устранено.

4. Почему 1 Государственная Дума была названа “Думой народных надежд”?

5. Как отнеслись к появлению Гос. Думы различные политические партии?

6. Почему эсеры бойкотировали все Думы, кроме второй?

7. Как изменился состав 3 и 4 Государственной Думы?

8. Оценивая 1 Гос. Думу, Ленин назвал ее “самым революционным и самым бессильным в мире парламентом”. Объективна ли данная оценка?

9. В чем заключается опыт Российского парламентаризма начала XX века? Может ли он использоваться в современных условиях?

В: как называется сегодня Российский парламент? Федеральное Собрание по Конституции 1993. идет работа с Конституцией

В: из чего он состоит.

Как формируется Совет Федерации? (Ст. 95 Конституции)

Как вы считаете, справедливо ли, что все субъекты Российской Федерации, независимо от размеров их территории и численности, имеют равное представительство в Совете Федерации?

Каковы полномочия Совета Федерации?

Видеосюжет Дума: нижняя палата парламента Государственная Дума.

Как формируется Гос. дума?

Каково представительство граждан в Думе? Хорошо это, на ваш взгляд или плохо?

Как же избираются депутаты Думы? видосюжет “Выборы”.

Как вы думаете, что произойдет в случае, если партия наберет 113 голосов, а в ее списках будет 150 человек?

Какие вопросы может решать Государственная Дума? ст. 103

Что Вам известно о Сергее Ковалеве - первом уполномоченном по правам человека в России.

Какая главная задача Государственной Думы? ст. 104, 108.

Кто может стать депутатом Гос. Думы? ст. 97

Eсли есть время – поразмышлять о неприкосновенности (о статье)

Давайте сопоставим данные выборов 1993, 1996, 1999. Проанализируйте их результаты и сделайте выводы относительно возможности демократического развития России? (Идет работа с документом по выборам.)

Опираясь на текст Конституции докажите, что основной закон России способствует формированию демократического правового государства (ст. 6, 10, 17, 19, 21-24, 27, 28, 31, 35, 36, 40, 41, 47-49, 53, 56.)

Почему же между правительством и парламентом нередко возникают трения?

Демократия - это народовластие? При каких условиях выборы смогут обеспечить приток во власть честных, порядочных, честных людей? идет работа со зрителями

Как вы считаете – политика - дело каждого?

Что необходимо, чтобы грамотно участвовать в политической жизни?

В: А сейчас давайте подведем итоги нашего круглого стола. Каковы сейчас задачи власти?

Что нужно, чтобы в современной России было демократическое общество?

Выступают все “гости”.

Консультанты подводят итоги (зачитывают все предложения)

В: Спасибо за работу. Наша следующая передача будет полностью посвящена теме “Правовое государство”, куда будут приглашены все сегодняшние гости. Вопросы к круглому столу вывешены. Пользоваться параграфами 40, 41. (учебник по обществознанию для 10-11 классов “Человек и общество”, автор Л. Н. Боголюбов)

Приложение № 1.

1 Дума (апрель-июнь 1906). председатель – кадет Муравьев.

Либеральные партии - 43% (кадеты)

Трудовики и социал-демократы – 23%

Националисты - 14%

Аграрный вопрос

1) проект 42-х (кадеты) принудительное отчуждение за справедливое вознаграждение

2) Проект 104-х(трудовики) вся земля в общенародный фонд

Дума сеет “смуту” (думский кризис)

1906г – представитель министров – П. А. Столыпин

2 Дума (февраль – Июнь 1907) кадет Головнин.

Революционно-Демократические партии - 43%

Кадеты – 19%

Правые – 10%

Националисты -15%

Аграрный вопрос

(основной); о реформе народного образования, налогообложения, политических сводах

Была еще более революционной чем 1-я, по мнению императора Николая II

3 Дума – самая “угодная” самодержавию, просуществовала весь положенный по закону срок. Ее председателем стал кадет Хомяков, а с 1910г. – октябрист А. И. Гучков. в составе III Думы было 442 депутата: кадеты имели 104 места, октябристы – 154, правые партии – 140, социал-демократы – 19 мест. По всем важнейшим вопросом правительство ставило Думу перед свершившимся фактом. За 5 лет дума утвердила свыше 2 тысяч законодательных актов. В основном это были незначительные или текущие законы о сметах, жалованье разными чиновниками и т. п. Занималась дума и важнейшими вопросами, поставленными революцией 1905-1907гг.: рабочим, национальным и особенно аграрным. Принимаемые ею законодательные акты отличались противоречивостью и непоследовательность.

4 Дума – 1912 -1917гг. практически не изменили расстановку фракций в думе. Представителем был октябрист М. В. Родзянко. правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) – 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21голос) и прогрессисты (47 голосов). С 1913 г. большинство думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднократно ставил вопрос об уголовной ответственности депутатов за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны.