Урок-презентация по ИЗО в 5-м классе по теме: "Язык графики. Упражнение "Пятно и линия"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Дальнейшее знакомство с языком графики, с особенностями ритмической организации плоскости рисунка.

Задачи.

  1. Познакомить учащихся с ритмом пятен, с особенностями ритмической организации плоскости. Использовать линии для завершения работы и разнообразный графический материал.
  2. Развивать эмоциональную сферу учащихся, творческое и логическое мышление, воображение. Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию.
  3. Пробудить интерес к графике. Продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству, природе, к творчеству, поэзии, музыке.

Литературный ряд.

  1. Стихотворение Ю. Паркова “Овраг”.
  2. Стихотворение Н. Рубцова “Сапоги мои – скрип да скрип”.

Иллюстративный ряд.

I. Таблицы:

  1. Типы штрихов и линий
  2. Ритмы пятен
  3. Цветные пятна

II. Иллюстрации:

  1. В. Фаворский “Лес”
  2. Рисунки детей
  3. Образец ритмической организации рисунка
  4. Рисунок - Н.А. Комаров “Лось”
  5. Репродукции: И.Шишкин “Лесная глушь”, “Сосновый лес”
  6. “Сосновый бор”

III. Образцы коры деревьев.

IV.Фотографии.

Музыкальный ряд.

Модест Петрович Мусоргский “Баба Яга”.

Материалы и оборудование.

  1. Альбомный лист
  2. Черная и серая (оберточная) бумага
  3. Клей, кисть для клея
  4. Тушь, перо
  5. Фломастер черный, маркер
  6. Ручка гелевая
  7. Заготовки стволов деревьев
  8. Подставка для кисти
  9. Ножницы
  10. Тряпочка

План урока.

1. Организационная часть. (1 мин.)

2. Аналитическая беседа по иллюстрациям с обобщением учителя. Рассказ.(5 мин.)

3. Объяснение нового материала. (8 мин).

4. Практическая работа. (24 мин.)

5. Подведение итогов. (2 мин.)

Ход урока

1. Организационная часть

(смотри Приложение, слайд №1)

Добрый день, дорогие ребята. А вы слышали как падают снежинки? Сядьте, пожалуйста, так же бесшумно, как касаются земли легкие, пушистые снежинки.

2. Аналитическая беседа по иллюстрациям с обобщением учителя. Рассказ.

Чтение стихотворения под музыку М.П. Мусоргского. (Приложение, слайды 2- 5)

Сырь да сутемень в дремном овраге.
Там, во мху с головы до пят,
Затаились кривые коряги
И, как змеи Горынычи спят.
Пахнет глиной, грибами и прелью,
И, кудесник разбойных ночей,
Донимает лукавой свирелью
Сумасбродный бродяга-ручей.
Зачинается. Только послушай!
Зачарованный, встань и замри:
Пень – горбатый, живой, неуклюжий,
Словно леший, возник из земли.
А до сказки – всего лишь полшага:
Можно даже коснуться рукой!
В осторожных сутемках оврага
Дух языческий и колдовской.
Это жуть, это странное иго
Ни стрела не порушит, ни меч…
А до сказки – всего лишь полмига
И не боязно очи обжечь.

- Ребята, вы прослушали удивительное стихотворение Ю. Паркова “Овраг”, которое прозвучало на фоне волшебной музыки Мусоргского.

Как вы думаете, какой лес изобразил автор в этом стихотворении? Выберите из определений те, которые подходят к характеристике данного леса? (сказочный, волшебный, радостный, дремучий, светлый, таинственный). (Приложение, слайд 6)

Такой же дремучий, сказочный, таинственный лес мы с вами постараемся изобразить. Выполним мы его в графике. Что значит в графике? Рассмотрим две работы. На обеих изображен лес. Чем они отличаются друг от друга? Первая картина живописная. Она выполнена в цвете. А вторая – графическая. Она выполнена черным по белому. Каждый вид искусства имеет свой язык. Музыка разговаривает с нами звуками, язык танца – движения, пластика. Основой языка живописи являются цвет и цветовые оттенки. А чем же разговаривает с нами графика? Всмотритесь внимательно в рисунок. (Приложение, слайд 7) Показываю на линии, пятна, точки, штрихи в графической работе и спрашиваю, что это? Точка, линия, штрих, пятно – это язык графики. (Показываю таблицу, Приложение, слайд 8). На таблице они черные, иногда они бывают и цветные, но без нюансов, т.е. без оттенков. (Показываю таблицу).

- Ребята, а где берут художники-графики сюжеты рисунков? (в природе). Вспомните, как графично выглядят силуэты осенних деревьев на фоне неба. А вспомните зимний лес. Стволы деревьев (сосен, елей) на фоне белого снега выглядят тоже графично, в виде темных пятен. Даже белоствольные березки предстают перед нами в форме серого пятна. И как красиво чередуются черные и серые пятна стволов. А ветки деревьев издалека смотрятся черной линией. (Приложение, слайд 9-10)

3. Объяснение нового материала.

Чтобы лес получился красивый, художники применяют маленькие хитрости. Одна из них – ритм пятен. Что же такое ритм? (ответы ребят). Правильно, ритм пятен – это красивое чередование разных по форме и по размеру пятен, расстояний между ними. Перед нами две таблицы. Как вы думаете, где ритм интереснее, на первой или на второй таблице? Почему вы так думаете? На первой таблице пятна почти одинаковые по форме, по размеру, одинаковое расстояние между ними. Это простой ритм. А на второй – пятна разные, есть большие, есть маленькие, они разные по форме, расстояния между ними тоже неодинаковые. И размещаются они по-разному, по одному, по два или группой. Это сложный ритм. В природе какой ритм встречается чаще сложный или простой? Если для рисунка мы выберем простой ритм, то работа получается скучной, простоватой. А если мы используем сложный ритм для изображения леса, то лес получится живой, интересный, естественный.

Обратимся к рисунку известного графика В. Фаворского. (Приложение, слайд 13). Лес здесь как живой. Всмотритесь в него:

Знаешь, ведьмы в такой глуши
Плачут жалобно.
И чаруют они, кружа,
Детским пением,
Чтоб такой красотой в тиши
Все дышало бы,
Будто видит твоя душа
Сновидение.
И закружат твои глаза
Тучи плавные
Да брусничных глухих трясин
Лапы, лапушки.
Таковы на Руси леса
Достославные!
Таковы на лесной Руси
Сказки бабушки.

- Да, действительно, красивые, сказочные леса у нас в России. Вот такой лес, полный чудес, мы видим у Фаворского. Какой красивый ритм пятен здесь просматривается. А как красиво линии дополняют и завершают рисунок.

Создавая такой сказочный лес, мы будем работать в смешанной технике (с разными материалами). Воспользуемся рваной аппликацией. В такой технике выполнены стволы деревьев на образце. Черным маркером и фломастером. Ими прорисованы сучья и кора деревьев. А также черной авторучкой, тушью и пером для прорисовки ветвей, отдельных элементов на коре. Как вы думаете, какой ритм использован на образцах? (сложный). Вы видите, как чередуются черные и серые пятна. Они разные по форме, по размеру, расстояние между ними тоже разное, располагаются они по одному или несколько. Стволы деревьев я вам уже приготовила. Вам остается только красиво, ритмично расположить их на альбомном листе, наклеить и завершить работу с помощью линий. Начинать наклеивать лучше с дальних деревьев, (т.е. в верхней части листа). По размеру какие деревья крупнее, ближние или дальние? Помните, что ближние деревья должны закрывать собой дальние. Ребята, намазывать клеем вы можете стволы деревьев, если так вам будет удобно. Но я вам предлагаю более рациональный способ: мазать клеем лист, накладывать ствол и примакивать тряпочкой. Так будет аккуратней и быстрее. Подпишите листы с обратной стороны и приступайте к работе. Удачи вам.

4. Практическая работа под музыку Мусоргского.

5. Подведение итогов. Оформление выставки.

Анализ результатов работы /беседа/.

- Ребята, вы справились с заданием, удачно выбрали ритм. Какой ритм просматривается на этих работах?

А на какой работе самый интересный ритм и почему? Давайте вместе порадуемся успеху одноклассника.

Сделайте вывод: Какой ритм называется сложным?

Молодцы! Спасибо за урок.