Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели, которые были опубликованы в газете “Комсомольская правда” от 25 октября 2006 года.
“Комсомолка” выяснила, как ухудшается здоровье детей за время учёбы.
1-й класс
1. Болезни органов дыхания: риниты, ОРВИ, бронхиты – 160%, то есть каждый ребёнок болеет, да по нескольку раз;
2. Болезни эндокринной системы – 4%;
3. Инфекционные болезни – 11%;
4. Болезни почек и мочеполовой системы – каждый десятый;
5. Болезни глаз – каждый шестой;
6. Болезни органов пищеварения – каждый восьмой;
7. Болезни нервной системы – каждый девятый.
Школьные годы чудесные здоровья нашим деткам не прибавляют. Это факт, о котором медики уже устали твердить, ругая сложную программу и учебные перегрузки. Всего же сегодня признаются абсолютно здоровыми не более 10% детей.
11-й класс
1. Болезни почек и мочеполовой системы – каждый седьмой;
2. Болезни глаз – каждый шестой;
3. Болезни органов пищеварения – каждый пятый;
4. Болезни нервной системы – каждый девятый;
5. Болезни органов дыхания – 77%;
6. Болезни эндокринной системы – 4%;
7. Инфекционные болезни – 15%
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медработниками, с коллегами – планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого преподавателя к самосовершенствованию. Основополагающими приоритетами для педагогики оздоровления являются:
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Здоровье – состояние полного духовного, психического, социального, физического благополучия, а не только отсутствие болезней, физических дефектов.
Наша гимназия, к сожалению, до недавнего времени не являлась исключением. За период с 1980 года по 2000 год увеличивались хронические заболевания пищеварения – в 16раз, костно-мышечной системы – в2,7 раза, нервно-психологической системы – в 3 раза, 15% учащихся имели дефицит веса.
Начиная с 2003 года, научный совет гимназии принял решение в корне поменять тактику реализации образовательных программ в учреждении. Администрация гимназии при поддержке всего педагогического коллектива разработала программу “Здоровый ребёнок”.
Научное руководство деятельностью по её реализации осуществляла: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ВГПУ Куликова Светлана Вячеславовна.
Также, под руководством Куликовой С.В., были организованы и проведены курсы повышения квалификации учителей по теме: “Система работы классного руководителя в современной школе”.
Целью программы стали следующие положения:
1. Создание условии, позволяющих сохранить, улучшить здоровье учащихся и обеспечение успешности их обучения.
2. Активизация инновационной деятельности участников образовательного процесса.
В соответствии с целью были определены задачи программы:
- систематически проводить мониторинг динамики здоровья и психофизического состояния учащихся;
- реализовать интересы учащихся, запросы родителей и учителей в сфере физической культуры;
- создавать модели новой структуры образовательного учреждения;
- внедрять методические рекомендации по коррекции здоровья для каждого учащегося.
Первый этап в реализации данного проекта, заключался в проведении проблемного анализа по теме исследования, в подготовке пакета диагностических методик.
На этом этапе работы огромную поддержку оказывали: поликлиника №7 МУЗ КДЦ для детей №1 и медсестра гимназии №10 Троценко Людмила Борисовна.
Весь контингент учащихся условно был разделён на группы:
- конец первого года обучения;
- переход к предметному обучению (5 классы);
- пубертатный период (14-15 лет);
- окончание школы (16-17 лет);
Согласно плану профилактических осмотров учащихся, утверждённому главным врачом поликлиники, проводились: анкетирования, обследование врачом детей, у которых обнаружены отклонения, осмотр узкими специалистами, вакцинопрофилактика, контроль за состоянием здоровья после прививки, беседы с родителями при участии
педагогического персонала гимназии, классные часы и занимательные занятия по формированию навыков здорового образа жизни, профилактике СПИДа и гепатита.
Все дети, с выявленной патологией, направлялись в детскую поликлинику №7 к специалистам. По результатам профилактического осмотра дети распределялись по группам здоровья и физкультурным группам.
На втором этапе шло создание мини и макросреды, реализовалась технология развития ребёнка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, разрабатывались перспективные планы воспитательной и учебной работы, дидактические пособия.
Вся эта работа включала в себя следующие условия:
1. Выбор адекватной программы развития и обучения детей (учителя гимназии остановили свой выбор на развивающих программах:
- “Начальная школа ХХ1 век”
- “Перспективная начальная школа”
- “Система Л.В.Занкова”
- “Школа-2000…Школа-2100…”
2. Усиление субъективной позиции ребёнка, т.е. создание условий для самореализации и самоутверждения в совместной деятельности в образовательном учреждении с педагогами, родителями, учащимися.
С этой целью мы разработали ряд направлений своей деятельности:
- интерес к познанию и творчеству;
- здоровый образ жизни;
- досуг;
- работа с родителями;
- экологическое воспитание;
- героико-патриотическое;
- профилактика ДДТТ;
- самоуправление;
- профилактика правонарушений;
- связь с микросоциумом;
- индивидуальная работа с детьми девиантного поведения
Вся работа была направлена на формирование и развитие свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
3. Обучающая роль взрослого в познании учеником самого себя и своего здоровья.
На итоговом этапе обрабатываются результаты, определяется эффективность проведённой работы, обобщается передовой педагогический опыт.
В ходе работы мы создали модель выпускника.
Пытаясь реализовать все методы и приёмы, направленные на повышение качества знаний, не оказывая тем самым вреда для здоровья учащихся, сталкиваешься с объективно существенными противоречиями между общими для всех учеников целями, содержанием и формами обучения и индивидуальными способностями, интересами ученика.
На практике эти противоречия выражаются в том, что запланированный мною учебный материал на урок, для одних детей оказывался недостаточным, для других – очень большим, для третьих – оптимальным. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, для других – слишком простой. Одним ученикам необходимо многократное повторение и разъяснение правила, другим достаточно запомнить его после первого чтения.
Одним словом, успешность усвоения знаний зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учеников. Исходя из этого, я сделала для себя вывод, что необходимо найти оптимальный вариант решения этой проблемы. Так как одним из основных средств оздоровительно-развивающей работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход, то для себя решила однозначно, что буду использовать эту технологию в своей практике (это был ещё 1989 год – начало педагогической деятельности).
Свою работу я начала с изучения детей. Первоначальный опрос родителей и наблюдение с моей стороны, а также психологические тесты, проводимые психологом школы, позволили мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.
В первую группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Этих учеников я называю “торопыгами”, т.к. они не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Таким детям необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
Третью группу образовали ученики “тугодумы” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Свои уроки я начала строить так, чтобы было интересно каждому ученику, независимо от того, в какой группе он находится. На определённом этапе урока ученики разъединяются и выполняют каждый задание по своим силам.
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении проходит красной нитью по всему уроку. Мои ученики учатся выражать свои мысли, анализировать ответы товарищей, доказывать свои предположения. У учащихся создаётся интерес к учению, творческий подход к изучаемым фактам, к самосовершенствованию самого себя. А это по моему мнению придаёт уроку наибольший эффект и результативность.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, я решила сделать все три группы подвижными по своему составу. После прохождения определённой темы и написания проверочной работы, делается вывод о том, кто успешно усвоил материал, а кому необходимо ещё время для его осмысления. В зависимости от этого дети могут переходить из одной группы в другую. Это даёт им возможность оценить свои силы, почувствовать не на словах, а на деле полученный результат.
В то же время подвижность групп позволяет подхлестнуть учеников, которые работали этот период времени не в полную силу. Такой приём является своего рода стимулом в получении знаний каждым учеником. На каждом уроке присутствует элемент соревновательности, но не между группами, т.к. это только унижало бы слабых и давало бы повод насмешкам в их адрес. Поэтому соревнование проходит внутри каждой группы, тем самым показывая даже самое маленькое продвижение вперёд ученика.
Для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, очень важна забота о детях, заинтересованность учителя в результате всей работы. Главное – быть сотрудниками с детьми в процессе обучения, а это возможно только при большом уважении друг к другу.
Реализация индивидуальной технологии в обучении и воспитании учащихся создаёт положительные условия для обучения каждого ребёнка, учит самоконтролю и самоанализу.
То, что дети младшего школьного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и учителя.
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других.
Используя эти методы в своей работе до сих пор, удалось добиться следующих результатов:
Класс | Период | Кол-во учащихся, окончивших на | Кол-во учащихся(%) | ||||
“5” | “4” | “3” | “2” | Обучен. | Качество | ||
2 “Д” (21чел) |
Начало Конец |
1 2 |
6 14 |
6 5 |
8 - |
62% 100% |
33% 80% |
3 “Д” (20чел) |
Начало Конец |
3 3 |
6 11 |
11 6 |
- - |
100% 100% |
43% 70% |
1 “В” (28чел) |
Начало Конец |
7 7 |
11 14 |
9 5 |
1 2 |
92% 96% |
64% 75% |
2 “В” (28чел) |
Начало Конец |
- 5 |
12 11 |
13 10 |
3 2 |
89% 92% |
62% 80% |
3 “В” (27чел) |
Начало Конец |
- 4 |
18 18 |
9 5 |
- - |
100% 100% |
66% 81% |
Работая по программе “Здоровый ребёнок”, в нашем образовательном учреждении наблюдаются положительные тенденции. Можно отметить положительную динамику в увеличении количества детей с первой группой здоровья. Количество детей со 2-й группой здоровья выросло на 37%.
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
1 группа | 1,12% | 1,8% | 1,93% | 1,4% |
2 группа | 59,4% | 62, 4% | 56,6% | 94% |
3 группа | 36,8% | 35,7% | 38,3% | 4,6% |
То же самое можно отметить по распределению детей по физкультурным группам.
2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Основная | 57,6% | 73,3% | 76,5% | 85% |
Подготовит. | 12,9% | 16,2% | 16,6% | 10% |
Специальная | 28,4% | 10,5% | 6,9% | 5% |
Педагогический коллектив гимназии имеет большой творческий потенциал. У нас много интересных идей, планов, которые ждут своего осуществления, сделают жизнь нашего учреждения более интересной.
Литература
- Антонова А.В. “Чем болеют Волгоградские школьники” Комсомольская правда,25 октября 2006г.
- Ковалько В.И. “Здоровьесберегающие технологии в начальной школе” М.,2004.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. “Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе” М.,Илекса, Народное образование, 2006.
- Алябьева Е.А. “Психогимнастика в начальной школе” М., 2003.