Школа как интеллектуально-культурный центр (На основе духовных странствий учащихся по литературным местам родного края и России)

Разделы: Внеклассная работа


В последние годы у определенной части молодежи появилось пренебрежительное отношение к историческому и литературному прошлому, равнодушие к художественной литературе и культуре в целом, не посещаются библиотеки, не выписываются газеты и журналы, все реже можно услышать разговор о семейном чтении и домашних библиотеках. На V Съезде Российского книжного союза в июле 2006 года был показан документальный фильм, который вызвал бурную реакцию: на улицах города корреспондент спрашивал подростков, что они читают- ответы были неутешительными.

Возникла серьезная проблема - снижение уровня общей культуры. Причины обращения к данной проблеме:

  • низкий уровень культуры учащихся, родителей и определенной части населения;
  • недостаточная активность общественности, педагогов и родителей по предотвращению создавшейся ситуации;
  • неэффективность методов и приемов, направленных на привитие интереса к историко-литературному наследию, прошлому и настоящему родного края и России;
  • низкая активность средств массовой информации в решении названных проблем;
  • отсутствие системы работы по формированию гражданина и патриота своей Родины.

Президент Российского книжного союза С.Степашин, настаивавший на “ускорении процесса внедрения различных программ, развитии чтения и грамотности в системе образования”, предложил изменить отношение к книге и чтению: “Мы должны восстановить уважение к начитанности в стране, сделать чтение престижным занятием так, чтобы не читать было стыдно”.

В сложившейся ситуации именно школа может стать интеллектуально-культурным центром воспитания подрастающего поколения на основе реализации программы “По историческим и литературным местам родного края и России”, разработанной в МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов Пензенской области с учетом основных положений Постановления Правительства Пензенской области “О состоянии и развитии музейной сети Пензенской области”, рекомендаций Министерства образования Пензенской области по “организации более эффективной работы по историко-культурному воспитанию подрастающего поколения непосредственно на подлинных материалах музея”, областной целевой программы “Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Пензенской области (2006-2010 гг.), Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010гг.”.

Программа “По историческим и литературным местам родного края и России” опубликована в сборнике “Традиционное и новаторское в современном образовании”, - Пенза, 2003 г.

Программа реализует идеи философов и педагогов С.И. Гессена и В.В. Розанова о становлении духовного мира воспитанника на основе приобщения последнего к ценностям культуры. С.И. Гессен связывал реализацию этого положения с предоставлением возможности ученику странствовать по мирам русской и иных культур.

Вступив в пределы музея-заповедника или перешагнув порог музейного зала, ученик попадает в особый мир, где разговор с ним ведут на своем “безмолвном языке” музейные реликвии, воздействие которых необыкновенно велико. Участник экскурсии начинает как бы видеть то далекое время, ту эпоху, быт, в которой жил и творил писатель. И совсем иначе воспринимаются неоднократно прочитанные стихи и строки рассказов, повестей и романов. Экскурсия по историческим и литературным местам дает возможность ученику получить “реальные ощущения, качества, идеи…”, переживая усваиваемое.

Назовем основные этапы проведения экскурсии:

  1. Подготовка экскурсии, включающая определение ее тематики, выделение узловых проблем, повторение изученного ранее материала, задания по прочтению художественных произведений писателя и литературы о нем.
  2. Прослушивание экскурсии и осмотр экспозиции.
  3. Вопросы экскурсоводу и полученные ответы.
  4. Ознакомление с литературой о музее и ее приобретение.
  5. Обсуждение экскурсии в школе. Устные сообщения учащихся и доклады.
  6. Выполнение индивидуальных письменных заданий, написание сочинений разных жанров.

Данная программа выносится на суд общественности, родителей, учителей и учащихся, корректируется с учетом их предложений и пожеланий. Каждое мероприятие - это событие в жизни города и школы, находящее живейший отклик в районной печати.

Программа реализовывалась в течение семи лет в одном из классов МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов Пензенской области. Вот что представляет собой план-график духовно-культурных странствий учащихся по историческим и литературным местам страны, составленный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Учебный год Возрастная группа Исторические и литературные места
1998-1999 Пятый класс Музей А.И. Куприна в Наровчате

Нижнеломовский краеведческий музей

1999-2000 Шестой класс Тарханы

Областной краеведческий музей

2000-2001 Седьмой класс Литературный музей в г. Пензе

Музей Малышкина в Мокшане

2001-2002 Восьмой класс Болдино в Нижегородской области

Ясная Поляна в Тульской области

2002-2003 Девятый класс Спасское-Лутовиново в Орловской области

Музей одной картины в г. Пензе

2003-2004 Десятый класс Музей-усадьба В.Г. Белинского

Музей А.Н. Радищева

Музей “Слово о полку Игореве” в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле.

2004-2005 Одиннадцатый класс Музей-усадьба С.А. Есенина в Рязанской области

В ходе реализации программы решаются важнейшие национальные задачи Школы:

1) создание условий, воспитательной среды для формирования гражданина и патриота своей Родины;

2) становление всесторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным потенциалом;

3) пробуждение интереса к историко-литературному наследию, традициям, прошлому и настоящему родного края и страны.

Можно говорить о полученных реальных результатах:

1. Очевидны позитивные достижения в успеваемости.

Класс Количество учащихся Учебный год Русский язык Литература Введение в историю культуры
Обучающиеся на 4 и 5 Обучающиеся на 4 и 5 Обучающиеся на 4 и 5
10б 21 2003-2004 100% 100% 100%
11б 21 2004-2005 100% 100% 100%

Результаты итоговой аттестации в 11 классе

Класс Количество учащихся Учебный год Сочинение

(русский язык)

Сочинение

(литература)

ЕГЭ по русско-му языку Централизованное тестирование Русский язык (в форме комплексно го анализа текста) Литература
Оценка Оценка Оценка Оценка Оценка Оценка
5 4 5 4 5 4 5 4 5 4 5 4
11б 21 2004-2005 18 3 21 - - 3 2 2 11 1 8 -

Выпускники, награжденные золотыми и серебряными медалями

Год Класс Награждены золотой медалью Награждены серебряной медалью Награждены Похвальной Грамотой “За особые успехи в изучении литературы”
2004-2005 11б 1 5 8

2. Возрос уровень читательской культуры учащихся и родителей.

3. Изучение литературы способствовало повышению речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.

4. Учащиеся, родители и учителя разработали ряд экскурсионных маршрутов

(“Пушкинские места России”, “Лермонтовские места России”).

5. Успешно выступили с научно-исследовательскими работами на областной научно-практической конференции “Старт в науку” (2003г., 2005г.).

6. В школе создано и успешно функционирует литературное объединение “Искатель”.

В настоящее время участниками программы стали учащиеся еще одного класса, что дало возможность получить высокие результаты в учебной и внеурочной деятельности:

1. Можно отметить постоянно растущий интерес к изучению русского языка и литературы. Участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе приобретает массовый характер.

2. В рамках литературного объединения “Искатель” подготовлены исследовательские работы на Фестиваль исследовательских и творческих работ “Портфолио” (2006г.).

3. Дети приняли участие в проекте “Познание и творчество” (номинация “Русский язык”) национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” Малой академии наук “Интеллект будущего” (10 лауреатов конкурса, 2 и 3 место во II туре, три

3-их места в III туре Российского конкурса).

4. Ряд учащихся отмечен в сборнике “Имя гордится Россия” МАН “Интеллект будущего”.

5. Материалы учащихся размещаются на сайте Малой академии наук

“Интеллект будущего” в разделе “Опора и надежда России”.

6. 15 учащихся стали участниками Международной игры-конкурса “Русский медвежонок-2006”.

Таким образом, школа становится интеллектуально-культурным центром, решая важнейшие национальные задачи, стоящие перед современным образованием.

Литература

  1. Письмо Министерства образования Пензенской области от мая 2002 года “В целях выполнения постановления Правительства Пензенской области от 18 февраля 2002 года”.
  2. Наследие. Культура Пензенского края, - Пенза, 1994.
  3. Савин О. Н. Пенза литературная, - Саратов, 1984.