В последние годы у определенной части молодежи появилось пренебрежительное отношение к историческому и литературному прошлому, равнодушие к художественной литературе и культуре в целом, не посещаются библиотеки, не выписываются газеты и журналы, все реже можно услышать разговор о семейном чтении и домашних библиотеках. На V Съезде Российского книжного союза в июле 2006 года был показан документальный фильм, который вызвал бурную реакцию: на улицах города корреспондент спрашивал подростков, что они читают- ответы были неутешительными.
Возникла серьезная проблема - снижение уровня общей культуры. Причины обращения к данной проблеме:
- низкий уровень культуры учащихся, родителей и определенной части населения;
- недостаточная активность общественности, педагогов и родителей по предотвращению создавшейся ситуации;
- неэффективность методов и приемов, направленных на привитие интереса к историко-литературному наследию, прошлому и настоящему родного края и России;
- низкая активность средств массовой информации в решении названных проблем;
- отсутствие системы работы по формированию гражданина и патриота своей Родины.
Президент Российского книжного союза С.Степашин, настаивавший на “ускорении процесса внедрения различных программ, развитии чтения и грамотности в системе образования”, предложил изменить отношение к книге и чтению: “Мы должны восстановить уважение к начитанности в стране, сделать чтение престижным занятием так, чтобы не читать было стыдно”.
В сложившейся ситуации именно школа может стать интеллектуально-культурным центром воспитания подрастающего поколения на основе реализации программы “По историческим и литературным местам родного края и России”, разработанной в МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов Пензенской области с учетом основных положений Постановления Правительства Пензенской области “О состоянии и развитии музейной сети Пензенской области”, рекомендаций Министерства образования Пензенской области по “организации более эффективной работы по историко-культурному воспитанию подрастающего поколения непосредственно на подлинных материалах музея”, областной целевой программы “Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Пензенской области (2006-2010 гг.), Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010гг.”.
Программа “По историческим и литературным местам родного края и России” опубликована в сборнике “Традиционное и новаторское в современном образовании”, - Пенза, 2003 г.
Программа реализует идеи философов и педагогов С.И. Гессена и В.В. Розанова о становлении духовного мира воспитанника на основе приобщения последнего к ценностям культуры. С.И. Гессен связывал реализацию этого положения с предоставлением возможности ученику странствовать по мирам русской и иных культур.
Вступив в пределы музея-заповедника или перешагнув порог музейного зала, ученик попадает в особый мир, где разговор с ним ведут на своем “безмолвном языке” музейные реликвии, воздействие которых необыкновенно велико. Участник экскурсии начинает как бы видеть то далекое время, ту эпоху, быт, в которой жил и творил писатель. И совсем иначе воспринимаются неоднократно прочитанные стихи и строки рассказов, повестей и романов. Экскурсия по историческим и литературным местам дает возможность ученику получить “реальные ощущения, качества, идеи…”, переживая усваиваемое.
Назовем основные этапы проведения экскурсии:
- Подготовка экскурсии, включающая определение ее тематики, выделение узловых проблем, повторение изученного ранее материала, задания по прочтению художественных произведений писателя и литературы о нем.
- Прослушивание экскурсии и осмотр экспозиции.
- Вопросы экскурсоводу и полученные ответы.
- Ознакомление с литературой о музее и ее приобретение.
- Обсуждение экскурсии в школе. Устные сообщения учащихся и доклады.
- Выполнение индивидуальных письменных заданий, написание сочинений разных жанров.
Данная программа выносится на суд общественности, родителей, учителей и учащихся, корректируется с учетом их предложений и пожеланий. Каждое мероприятие - это событие в жизни города и школы, находящее живейший отклик в районной печати.
Программа реализовывалась в течение семи лет в одном из классов МОУ СОШ №1 г. Нижний Ломов Пензенской области. Вот что представляет собой план-график духовно-культурных странствий учащихся по историческим и литературным местам страны, составленный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Учебный год | Возрастная группа | Исторические и литературные места |
1998-1999 | Пятый класс | Музей А.И. Куприна в Наровчате Нижнеломовский краеведческий музей |
1999-2000 | Шестой класс | Тарханы Областной краеведческий музей |
2000-2001 | Седьмой класс | Литературный музей в г. Пензе Музей Малышкина в Мокшане |
2001-2002 | Восьмой класс | Болдино в Нижегородской области Ясная Поляна в Тульской области |
2002-2003 | Девятый класс | Спасское-Лутовиново в Орловской
области Музей одной картины в г. Пензе |
2003-2004 | Десятый класс | Музей-усадьба В.Г. Белинского Музей А.Н. Радищева Музей “Слово о полку Игореве” в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. |
2004-2005 | Одиннадцатый класс | Музей-усадьба С.А. Есенина в Рязанской области |
В ходе реализации программы решаются важнейшие национальные задачи Школы:
1) создание условий, воспитательной среды для формирования гражданина и патриота своей Родины;
2) становление всесторонне развитой личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным потенциалом;
3) пробуждение интереса к историко-литературному наследию, традициям, прошлому и настоящему родного края и страны.
Можно говорить о полученных реальных результатах:
1. Очевидны позитивные достижения в успеваемости.
Класс | Количество учащихся | Учебный год | Русский язык | Литература | Введение в историю культуры |
Обучающиеся на 4 и 5 | Обучающиеся на 4 и 5 | Обучающиеся на 4 и 5 | |||
10б | 21 | 2003-2004 | 100% | 100% | 100% |
11б | 21 | 2004-2005 | 100% | 100% | 100% |
Результаты итоговой аттестации в 11 классе
Класс | Количество учащихся | Учебный год | Сочинение (русский язык) |
Сочинение (литература) |
ЕГЭ по русско-му языку | Централизованное тестирование | Русский язык (в форме комплексно го анализа текста) | Литература | ||||||
Оценка | Оценка | Оценка | Оценка | Оценка | Оценка | |||||||||
5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | |||
11б | 21 | 2004-2005 | 18 | 3 | 21 | - | - | 3 | 2 | 2 | 11 | 1 | 8 | - |
Выпускники, награжденные золотыми и серебряными медалями
Год | Класс | Награждены золотой медалью | Награждены серебряной медалью | Награждены Похвальной Грамотой “За особые успехи в изучении литературы” |
2004-2005 | 11б | 1 | 5 | 8 |
2. Возрос уровень читательской культуры учащихся и родителей.
3. Изучение литературы способствовало повышению речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.
4. Учащиеся, родители и учителя разработали ряд экскурсионных маршрутов
(“Пушкинские места России”, “Лермонтовские места России”).
5. Успешно выступили с научно-исследовательскими работами на областной научно-практической конференции “Старт в науку” (2003г., 2005г.).
6. В школе создано и успешно функционирует литературное объединение “Искатель”.
В настоящее время участниками программы стали учащиеся еще одного класса, что дало возможность получить высокие результаты в учебной и внеурочной деятельности:
1. Можно отметить постоянно растущий интерес к изучению русского языка и литературы. Участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе приобретает массовый характер.
2. В рамках литературного объединения “Искатель” подготовлены исследовательские работы на Фестиваль исследовательских и творческих работ “Портфолио” (2006г.).
3. Дети приняли участие в проекте “Познание и творчество” (номинация “Русский язык”) национальной образовательной программы “Интеллектуально-творческий потенциал России” Малой академии наук “Интеллект будущего” (10 лауреатов конкурса, 2 и 3 место во II туре, три
3-их места в III туре Российского конкурса).
4. Ряд учащихся отмечен в сборнике “Имя гордится Россия” МАН “Интеллект будущего”.
5. Материалы учащихся размещаются на сайте Малой академии наук
“Интеллект будущего” в разделе “Опора и надежда России”.
6. 15 учащихся стали участниками Международной игры-конкурса “Русский медвежонок-2006”.
Таким образом, школа становится интеллектуально-культурным центром, решая важнейшие национальные задачи, стоящие перед современным образованием.
Литература
- Письмо Министерства образования Пензенской области от мая 2002 года “В целях выполнения постановления Правительства Пензенской области от 18 февраля 2002 года”.
- Наследие. Культура Пензенского края, - Пенза, 1994.
- Савин О. Н. Пенза литературная, - Саратов, 1984.