Интегрированный урок по физике и математике в 11-м классе по теме:"Применение линейной и квадратичной функций в решении физических задач"

Разделы: Математика, Физика


Цели и задачи урока:

  1. Показать связь между физикой и математикой.
  2. Обобщить знания по темам “Линейная функция” и “Квадратичная функция”.
  3. Применить математические знания, умения и навыки при решении физических задач.
  4. Развитие познавательного интереса к математике и физике.

План урока:

  1. Постановка целей урока.
  2. Линейная и квадратичная функция в физике и математике.
  3. “Блиц опрос”.
  4. Решение задач на чтение графиков.

Класс разбивается на группы по 4 человека.

Итоги работы групп подводятся таблице на доске.

Ход урока

1 этап: Постановка целей урока.

На доске рассматривается решение домашней задачи несколькими способами (графическим и аналитическим).

_____________________________________________________

Группа учащихся школы, отправившись на туристический слет, высадилась за 5 км от поляны и отправилась к месту вдоль железнодорожного полотна со скоростью 5 км/ч. Организатор спешила им на встречу со скоростью 7 км/ч. Отправилась она с поляны одновременно с учащимся. Найти сколько времени будет двигаться организатор в одиночестве и сколько километров она успеет пройти до встречи. Ноль системы отсчета связать с поляной.

____________________________________________________

Назовите способы решения задачи (графический и аналитический).

Какие знания и умения вы использовали при решении данной задачи?

Графики, каких функций использовались при решении этой задачи?

Если бы организатор двигалась равноускоренно, то какие бы функции вы бы использовали для решения задачи?

В каких школьных предметах встречается решение задач данного вида?

Сегодня мы проводим интегрированный урок физики и математики.

Тему урока “Применение линейной и квадратичной функции при решении физических задач”.

Цель урока: повторить свойства линейной и квадратичной функции и применение их к решению задач на механическое движение.

“Все сведения о природных телах и их свойствах…. Должны содержать точные указания на число, вес, объем, размеры… Практика рождается только из тесного соединения физики и математики”

Бекон Ф.

2 этап: Линейная и квадратичная функция в физике и математике.

Заслушиваются сообщения учащихся по темам “Линейная функция” и “Квадратичная функция” (график и свойства функций, применение для описания механического движения).

3 этап: “Блиц опрос”.

На поставленные вопросы группы отвечают по очереди. Время на обсуждение не дается. При неверном ответе вопрос переходит к следующей группе.

Линейная функция.

Задана функция x = 5 – 10t.

Ответьте на вопросы:

  1. Как называется эта функция?
  2. Что является графиком этой функции?
  3. Чему равен угловой коэффициент функции?
  4. Дано три уравнения.
    х = 5 – 10t.
    x = 3 – 10t.
    x = 5 + 10t.
    Каково взаимное расположение графиков данных функций?
  5. Какой это вид движения?
  6. Каков физический смысл чисел в первом уравнении?
  7. Что общего в движении этих тел?
  8. Чем они отличаются?
  9. Назовите уравнение равномерного движения в общем виде.
  10. Какая из кинематических величин изменяется также по линейному закону?
  11. Назовите уравнение зависимости скорости от времени.
  12. Приведите пример зависимости скорости от времени.
  13. Назовите физический смысл входящих в уравнение величин.

Квадратичная функция.

Дано уравнение y = 2-6x+4x2.

  1. Как называется данная функция.
  2. Что является графиком этой функции.
  3. (1) y = 2-6x+4x2.
    (2) y = 2-6x-4x2.
    (3) y = 4х2.
    Как расположены графики функций в системе координат х, у?
  4. Какой это вид движения?
  5. Физический смысл чисел в первом уравнении?
  6. Что общего в движении данных тел?
  7. Чем они отличаются?
  8. Назовите закон равноускоренного движения в общем виде.

Итоги:

4 этап: Решение задач на чтение графиков.

В течение 5 минут в группах обсуждаете решение предложенных задач. Затем, по жребию, каждая объясняет решение одной из задач у доски.

Полное решение оценивается в 2 балла, частичное – 1 балл.

В конце обсуждения – жеребьевка.

___________________________________________________

1.

На рисунке представлены графики зависимости координаты от времени для двух движущихся тел. Определите по этим графикам расстояние между телами в момент начала движения второго тела.

Какое из тел и почему двигалось с наибольшей скоростью?

________________________________________________

2.

 

На рисунке представлены графики зависимости скоростей различных тел от времени. Запишите уравнение зависимости проекции скорости от времени. Пользуясь ими, объясните какое из тел и почему двигалось с наибольшим ускорением?

__________________________________________________________

3.

На рисунке представлен график зависимости координаты тела от времени. Опишите, как изменялась скорость тела на различных участках движения?

______________________________________________________

4.

По графику определите скорость тела и запишите закон движения.

_______________________________________________________

5. Велосипедист проехал по дороге, идущей вниз, из своего дома до почты и затем вернулся домой. На рисунке изображен график движения велосипедиста. Пользуясь графиком ответьте на вопросы:

  1. За какое время проезжал велосипедист 1 км на спуске?
  2. Какова была скорость велосипедиста на подъеме?
  3. Сколько времени велосипедист был на почте?

______________________________________________________

Итог: группы показали умение описывать механическое движение с помощью линейной и квадратичной функции. Следующее задание каждый выполняет индивидуально.

Подсчет баллов.

По графикам заполните таблицу.

Вид движения. ах

(м/с2)

Хо

(м)

Vх

(м/с)

Vох

(м/с)

Уравнение х(t) или Vx(t).
1            
2            
3            
4            
5            

 

№1. № 2.
№3. №4.
№5.

Итоги:

5 этап: Решение задач в группах.

Каждой группе предлагается в течение 5 минут решить свою задачу и объясняет ее решение у доски .

___________________________________________

1. По уравнению координаты от времени записать уравнение зависимости скорости от времени (предложить два способа)

х = 4+3t-5t2.

____________________________________________

2. Дано уравнение движения х = -4 -8t+2t2. Найти координату в момент времени, когда скорость тела равна 0.

_____________________________________________

3. Дан график зависимости координаты от времени.

Какой из графиков зависимости скорости от времени соответствует данному движению?

По графику зависимости координаты от времени записать уравнение зависимости координаты от времени.

 

__________________________________________________________

5. Материальная точка движется по прямой согласно закону х=12t2-2/3t3. В какой момент времени из промежутка [4;10] скорость движения точки будет наибольшей, какова величина этой скорости?

_______________________________________________________

Итоги урока:

Каждой группе необходимо перечислить основные вопросы, рассмотренные на уроке.

Подводятся итоги по количеству баллов. Выставляются оценки за групповую и индивидуальную работу.

Домашнее задание: решение всех задач пятого этапа.

Урок заканчивается высказыванием

“Математические методы становятся не только методами, которые используются в механике, физике, но и общими методами для всей науки в целом”

Соболев С.Л.