Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Поэтому на первый план выходит задача - научить учащихся учиться, т.е. реализовать мысль К.Д. Ушинского: «Наставник должен только помогать воспитаннику с трудностями постижения того или иного материала: не учить, а только помогать учиться».
Организовать учебный процесс таким образом, чтобы, используя различные источники, ученики, могли бы сами добывать знания, поможет нетрадиционная форма преподавания «Педагогические мастерские». Эта методика хорошо изложена Н.В. Шкляевой в газете «Физика» № 21/2004 г.
Педагогические мастерские – необычайная система обучения и нестандартная форма учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость творчества. Это здоровьесберегающая технология. Выразить сущность этой методики не просто, ее надо видеть и пережить.
Принцип мастерской: «Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый». «Каждый способен к творчеству» - Л.С. Выгодский.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. А мастерская – это метод, который позволяет и детям, и взрослым воспринимать новое без нажима со стороны учителя. В мастерской работают все, хотя на тебя, на твою манеру поведения никто не обращает внимания. Традиционная методика преподавания не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, она предлагает истину: «Делай как я». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам». В работе мастерской имеет значение не только результат творческого поиска, не менее важен, а иногда и больше, сам процесс. Каждый должен попробовать изобрести свой «велосипед», свое «колесо». Здесь ученик может использовать всю информацию, полученную из самых разных источников.
Мастерская является технологией проблемно-поискового обучения. Часто на уроке по традиционной методике учитель навязывает проблему ученикам. Он приходит в класс и объявляет: «Тема нашего урока….. Сегодня на уроке нам предстоит решить проблему… Цель нашего урока..». Или учитель предлагает учащимся решить проблемную задачу, для решения которой у учеников недостаточно знаний. Важное отличие новой технологии: Мастер не ставит сам проблему. Его труднейшая задача подобрать на начальном этапе урока такое задание, который «наведет» в умах учеников мотивационный вопрос. Этот проблемный вопрос должен быть связан с потребностями и интересами школьника. Важно, чтобы встреча с проблемой происходила в ходе какой-то деятельности, уже осуществляемой учеником, и опиралась на имеющийся у учащихся жизненный опыт.
Мастерская является средством для реализации образовательной и воспитательной функции обучения. Ученики на этом уроке испытывают эмоциональный подъем в творческих ситуациях, чувство новизны и необычного, раскованность мыслей. У них развиваются такие важные качества: когнитивные: умение видеть, любознательность, умение задавать вопросы; оргдеятельные: получать и осознавать свои результаты, сравнивать их с аналогичными результатами одноклассников, коммуникативность.
При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.
- «Индуктор» - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, начало мотивирующее творческую деятельность каждого.
- Работа с материалом – текстом, красками, звуками, с природным материалом, с моделями и схемами. Это «деконструкция» - превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот первоначальный «хаос», из которого когда-то родились свет и тьма… А затем последует «реконструкция» - создание своего мира: текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда.
- «Социализация» - пронизывает всю работу. Это соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Ставится задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
- «Разрыв» - кульминация всего творческого процесса. Разрыв – как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. И проявляется информационный запрос. У каждого – свой запрос.
- Последний, обязательный этап: рефлексия. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные осуждения: «Это хорошо, это дурно», - а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
А результат? Видимо, он зависит то типа мастерской. Создавая мастерскую, учитель предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Мастерами не рождаются, ими становятся.
Считаю, что мне повезло, т.к. я прошла, хорошие курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге в Университете Повышения Мастерства и познакомилась с методикой проведения «Французские мастерские». Я благодарна всем педагогам, которые познакомили меня с этой методикой.
Я рада сотрудничать со своими коллегами, и предлагаю уроки, которые я постоянно провожу.
Мастерская «Смачивание, капиллярность, силы поверхностного натяжения», 2 ч. 7-й класс.
Урок изучения нового материала (по программе Гуревича А.Е. «Физика 7 класса»)
Я провожу этот урок как один, состоящий из трех частей, а можно каждый урок проводить как самостоятельный. Тогда рефлексия проводится после каждого урока.
Цель мастерской:
Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.
Воспитывающая: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.
Методы, приемы, способы:
-анализ собственного опыта;
-обмен мнениями, групповое обсуждении, дискуссия;
-эксперимент.
«Смачивание и несмачивание»
Цель: изучить явление смачивания на основе внутреннего строения жидкости.
Оборудование:
1). На столе учителя – паяльник, припой, полотенце, вата, бинты, проявитель и закрепитель для печати фотографий.
2). На каждую парту – пипетка, стакан с водой, вощеная бумага, простая бумага, скотч, краски, фломастеры, цветные карандаши, рисунки, учебник.
(Тему урока называю не вначале урока, а в ходе урока)
Этап мастерской | Учитель | Ученики |
Индуктор | -Сегодня мы будем изучать свойства
жидкостей. Я прошу нарисовать воду. -Рисунки прошу вывесить на доске. -Похвалы достойны все. Но тот, кто придал воде форму капли особенно. |
2-3 минуты дети рисуют.
Все рисунки оказываются разными. |
Социализация. Разрыв |
-Изучите форму капель воды, используя
слегка подкрашенную воду, вощеную и простую
бумагу, пипетку. Для этого капните воду из
пипетки на оба листочка бумаги. Размеры капель
могут быть разными. Обратите внимание на форму
капель. -Нарисуйте форму капель в первом и во втором случае. Сравните рисунки в группе. -Опустите в стакан с водой вощеную бумагу, затем простую. Обсудите в группе результаты опыта. |
Проделывают опыты, наблюдают, рисуют,
обсуждают. При обсуждении результатов оказывается, что дети делают много открытий. Например, вощеная бумага не впитывает воду. Маленькие капельки расположенные близко при движении сливаются в одну большую. Формы капель отличаются. Вощеная бумага не намокает и капля круглая. Бумага простая намокает, капли растекаются. |
Афиширование | -Прошу рисунки капель вывесить на доске. -Что вы наблюдаете? Задайте вопросы. |
Воск Бумага |
Смачивание |
Несмачивание |
«Явление капиллярности»
Цель: качественное рассмотрение зависимости капиллярного подъема жидкости от плотности, степени смачивания, радиуса капилляра.
Оборудование:
1). На столе учителя – сообщающиеся сосуды, видеозапись опыта с капиллярными трубками и движения крови по капиллярам, видеомагнитофон, спиртовка, вата, бинты, полотенце.
2). На каждую парту – стаканы с водой или другой жидкостью, промокательная бумага и полоски разных тканей.
Этап мастерской | Учитель |
Ученики |
Индуктор | - У вас на столе: стаканчики с водой, промокательная бумага и полоски ткани. На промокательной бумаге и полосках ткани снизу отметьте 1см и проведите черту. Проделайте опыт – опустите промокательную бумагу и ткань до метки в воду, пронаблюдайте. Что вы заметили? | Проделывают опыт. Чаще встречается вопрос – почему вода поднимается? |
Социализация. Разрыв |
Демонстрирует сообщающиеся сосуды,
обращает внимание на уровень свободной
поверхности в сосудах. Демонстрирует запись
капиллярные сообщающиеся сосуды, обращает
внимание на уровни свободных поверхностей
жидкости и опыт – опускаем узкие трубки в сосуд с
водой и смотрим подъем воды в зависимости от
радиуса капилляра. Не забывайте, вода имеет тяжесть. |
Обсуждают в группах. Громко называют вопросы и свои догадки. Почему разные уровни? Наверно причина в размере трубок. Возможно, внутри промокательной бумаги и ткани тоже трубки разного диаметра? Почему жидкость поднимается? |
Социализация. Самокоррекция |
Узкие трубочки называются капиллярами. Тема урока «Капиллярные явления». (Словарная работа) | Члены группы читают разные абзацы параграфа. Затем пересказывают их друг другу и готовятся рассказывать классу. |
Афиширование | Что удерживает жидкость в трубке или
что заставляет ее подниматься? -От каких величин зависит высота капиллярного подъема (опускания) жидкости? |
Каждая группа рассказывает. И говорит, что высота подъема жидкости зависит от диаметра трубки, от плотности жидкости, от рода жидкости. |
Разрыв | Записывает формулу на доске, без вывода. Демонстрирует видеозапись движения крови по капиллярам. - Где проявляются капиллярные явления? Прошу составить групповой рассказ о применении этого явления, используя учебник и дополнительный материал |
Ученики индивидуально используют дополнительную литературу, затем работают в группах. |
Словарная работа.
Капилляр –
1) очень узенькая трубочка;
2) самый маленький кровеносный сосуд.
Капиллярность – свойство жидкости, всасываясь, подниматься или опускаться по волосным каналам.
Для закрепления полученных знаний можно предложить задачи:
1. Дж.К.Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»
Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую дорогу мы провели словно в керосиновой лавке.
Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин. Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух.
Как можно объяснить это явление?
Ответ: Керосин хорошо смачивает поверхность многих тел, поэтому тела, пронизанные большим числом капилляров, его активно впитывают.
2. Прошел человек по сырому песку,
Водой напитался оставленный след.
За ним и другой..
Объясни, почему?
Кто даст Василисе Премудрой ответ?
3. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»
Гулливер готовил лодку к отплытию. Лилипуты оказывали ему всяческое содействие.
«Пятьсот человек под моим руководством сделали два паруса…Мне дали жир трехсот коров для смазки лодки..»
С какой целью лодку смазали жиром?
«Образование жидкостных пленок».
Цель: рассмотреть проявление сил поверхностного натяжения в различных опытах и явлениях, форму свободных поверхностей пленок.
Оборудование:
1). На столе учителя - каркасы из проволоки разной формы для демонстрации мыльных пленок, стакан с мыльным раствором.
2). На каждую парту – 2-е монеты 20 руб., пипетки, стакан с водой, стакан с мыльным раствором, кисточки.
Этап мастерской | Учитель |
Ученики |
Индуктор | -У вас на столе стаканчики с водой,
пипетка, 20-тирублевая монета. Аккуратно подложив
под монету салфетку, как можно больше капель воды
уместите на монете. -Я предлагаю опыт повторить на другой монете, используя мыльную воду. Результаты, конечно, сравнить. -Опустите кисточку в воду, затем поднимите ее из воды. |
Начинается соревнование. Кто побьет
рекорд? (Результаты записываются на доску, при
этом делается открытие). «Капля как живая, она
колеблется, но не разливается. Она как будто
обтянута пленкой» - говорят дети. -На монете удерживается другое число капель. -В воде волоски кисточки распушились, на воздухе – слиплись. |
Социализация. Разрыв |
Какие вопросы у вас возникают? | Что это за пленка, как она возникает? Почему разные жидкости, удерживают разное количество капель? |
Социализация. Самокоррекция |
Тема урока «Образование жидкостных пленок». Ребята, где мы можем найти объяснение этого явления? Конечно, в учебнике. | Члены группы читают разные абзацы параграфа. Затем пересказывают друг другу и готовятся рассказывать классу. |
Афиширование | В чем секрет? | Каждая группа рассказывает. И говорят, что высота подъема жидкости зависит от диаметра трубки, от плотности жидкости, от рода жидкости. |
Разрыв | - Где проявляются эти явления? Прошу составить рассказ о применении этого явления. Раздаю дополнительный материал. | Ученики индивидуально используют дополнительную литературу, затем работают в группах. |
Домашнее задание.
Рефлексия.
Мастерская «Плавает или тонет?», 1 ч. 7-й класс.
Цель мастерской:
Образовательная: изучение условия плавания тел и возможности использовать его в повседневной жизни.
Развивающая: развивать умения видеть в явлениях окружающего мира действие законов физики; развивать способности анализировать, делать выводы, логическое мышление и экспериментальные навыки.
Воспитывающая: убеждение в существовании закономерностей в природных явлениях; в познаваемости окружающего мира; создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Оборудование:
1). На столе учителя - аквариум с водой, лист жести, жестяная коробочка, шарик, наполненный гелием и пустой шарик, большая льдина, дробина, две чашечки. Плакат «Условие плавания тел».
2). Для работы учеников по группам: 1) медный цилиндр, стаканы с водой, груз, динамометр, три груза на ниточке (одно тонет, одно плавает, одна всплывает, таблица плотности вещества, комплекты тел одинакового объема.
Ход урока
Опрос:
- Сформулируйте закон Архимеда.
- Как рассчитать силу Архимеда?
- От каких величин зависит выталкивающая сила?
- Какие тела действуют на тело, погруженное в жидкость?
- Как называют силы, действующие со стороны этих тел?
- Против какой силы действует сила Архимеда?
Изучение нового материала.
Индуктор Учитель: Давайте поиграем в угадайку «плавает или тонет?».
- Большая льдина и малая дробина?
- Лист жести и коробочка, выполненная из такого же листа?
- Чашечка?
(После ответов учеников, указанные тела, опускаются в аквариум и демонстрируют, что одно тело тонет, другое плавает)
- Надуйте шарик. Сравните с шариком, наполненным гелием?
Социализация. Разрыв. Учитель: - Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос –при каком условии тело будет плавать, а когда утонет. Какие гипотезы вы можете выдвинуть?
Ученики: 1) сравнить силы; 2) сравнить плотности.
Учитель: предлагаю практическую работу по группам.
Класс делится на 5-ть групп.
1-я группа – измерить объем тела с помощью измерительного цилиндра и вычислить силу Архимеда, результаты записать на доске. Оборудование: 3-и тела на нити одинакового объема, измерительный цилиндр.
2–я группа – с помощью динамометра измерить силу тяжести 3-х тел одинакового объема, и записать результаты на доске.
3-я группа – сравнить плотности 3-х тел с плотностью воды, пользуясь таблицей плотности тел. И результаты записать на доске.
4-я группа – используя весы и разновески, определить силу тяжести тел и результаты записать на доске.
5-я группа – используя 3-и тела, сливной стакан, весы и разновески, определить силу тяжести вытесненной воды.
Социализация. Самокоррекция. Учитель: посмотрите на результаты опытов и выведите условия плавания тел. Обсудите свои мысли в группах. Представьте, что вы группы ученых, издайте закон плавания тел и подпишитесь своими именами.
Ученики: обсуждают результаты и вывешивают на доске.
Учитель: вывешивает плакат «Условие плавания тел». Сравните свои результаты с плакатом и запишите в тетрадь.
Разрыв. Учитель: приготовить сообщение - плавание судов и подводных лодок, рыб и объясните результаты опытов, поставленных вначале урока.
Рефлексия. Учитель: на листочках с изображением кораблей напишите и сдайте мне – «Что вы чувствовали, где было трудно, где было легко, какое чувство у вас после урока»
Учитель: Ну а теперь выясним, кто из вас достоин звания лучшего знатока закона Архимеда.
- Отец и маленький сынишка ныряют в воду. Кого вода выталкивает и почему?
- Где легче удерживать кирпич в бензине или в керосине?
- Можно ли потушить водой горящий керосин?
- В сосуде плавает деревянный брусок с крючком. Определите выталкивающую силу, располагая только динамометром. Как это сделать?
- Деревянный брусок плавает вначале в керосине, а затем его переложили в воду. Где выталкивающая сила больше?
- Будет ли на Луне выталкивающая сила такой же, как на Земле?
- Почему воздушные шары поднимаются лишь до некоторой высоты, а дальше не могут?
Домашнее задание.