Какие ассоциации возникают у вас, уважаемые коллеги, когда вы слышите слово “свобода”? Воля? Или произвол – “что хочу, то и ворочу”? Свобода “от” или свобода “для”? Можно ли дать свободу ребёнку? Нужна ли вообще свобода в процессе воспитания современных школьников? Чем она, по-вашему, закончится? Резким падением уровня воспитанности и духовности? Ростом жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков? Возможно…
Мы полностью согласны с теми, кто считает, что все выпады против “последствий свободы” на самом деле вызваны следствием нравственной незрелости людей. Не свобода повинна в эгоизме, асоциальном поведении и разного рода проступках и преступлениях, а нравственная ущербность. Свобода же для нравственной личности есть не что иное, как осознание неограниченно полезной деятельности. С точки зрения педагогики можно сделать вывод: нельзя ограничивать свободу ребёнка, надо лишь помочь направить её в продуктивное русло, способствуя развитию в нём нравственных норм и ценностей.
Таким образом, мы глубоко убеждены, что воспитание – только нравственное, а всё остальное – умственное, трудовое, эстетическое и так далее – это образование. Но научить нравственности нельзя – её можно лишь впитать, пережить чувством, опытом. Именно в этом состоит цель воспитательной работы учителя с учениками.
Среди большого количества современных педагогических идей наибольший интерес у нас вызвала разработанная академиком О.С.Газманом концепция педагогической поддержки детей в образовании.
В нашей практике использование основных идей этой концепции позволило эффективно проводить работу по нравственному воспитанию детей. В результате нами была разработана технология педагогической поддержки как средство нравственного воспитания школьников.
Цель работы: воспитать нравственную свободную личность, способную к самореализации и к самоопределению.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- Проанализировать ситуацию, сложившуюся в классе к концу обучения в начальной школе.
- Диагностировать трудности и проблемы в классе.
- Найти пути и приёмы перевода любой проблемной ситуации в плоскость нравственного противоречия и его практического разрешения.
- Смоделировать и осуществить на практике педподдержку каждого ученика в классе.
- Проводить мониторинг промежуточных результатов процесса педподдержки и корректировать свою деятельность по нравственному воспитанию школьников.
- Совместно с ребёнком проводить рефлексию – обсуждать успехи и неудачи процесса педподдержки, осмысливать новый нравственный опыт.
Внедрение в практику учителя данной технологии позволяет сделать вывод о том, что использование технологии педагогической поддержки в качестве основного средства нравственного воспитания позволяет классному руководителю:
- дифференцированно подходить к воспитанию учеников класса, учитывая их индивидуальные психологические особенности и индивидуальный нравственный опыт;
- любую проблемную или конфликтную ситуацию в классе переводить в нравственную плоскость и искать нравственные пути разрешения конфликта;
- повышать социальный статус учеников, что способствует улучшению социально-психологического климата в классе;
- развивать у учеников способность к самоанализу как важнейшему условию их самоопределения и самореализации.
- воспитывать в каждом ученике нравственную свободную личность, способную к самореализации и к самоопределению.
Ни у кого не вызывает сомнения, что проблема нравственного становления личности является одной из важнейших проблем воспитания. В течение длительного времени своего развития общество выработало особую форму регулирования жизнедеятельности людей – мораль, в которой закреплены общечеловеческие ценности и нормы, определяющие как деятельность отдельного человека, так и взаимодействие между людьми. С.Л.Рубинштейн, характеризуя поведение как деятельность, отмечает, что “поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к моральным нормам”. Проблема перевода общественных норм и ценностей во внутренний план личности связана с понятием нравственной воспитанности.
В современной научной литературе существуют два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому, воспитанность – это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. С этой точки зрения человек поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположное действие. Он постоянно ориентирован в своих поступках на других, на их отношение и оценку его действий, как бы управляется извне. Как только прерывается внешний контроль, человек теряет способность принимать нравственные решения, так как у него отсутствует внутренняя саморегуляция и способность к самостоятельному выбору.
Мы согласны со вторым подходом к пониманию нравственной воспитанности: истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся её представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе.
Таким образом, система воспитания должна быть ориентирована на развитие нравственного самосознания ребёнка. Достичь этого можно при помощи так называемого воспитавающего обучения, то есть такой системы занятий, которая направлена на организацию самопознания и саморегуляции растущей личности, обучение её способам работы над собой, на осознание, осмысление и выработку собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих. Одним из наиболее адекватных способов такого обучения является, на мой взгляд, технология педагогической поддержки.
В арсенале современного педагога существует много методов и приёмов нравственного воспитания школьников. Нами разработан классный час для учащихся 5-6 классов, направленный на формирование одного из важных нравственных качеств личности – любви и уважения к своей малой родине.
Классный час
Моя родина – Республика Саха (Якутия)
Цель:
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;
2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;
3) воспитывать патриотические чувства к родному краю.
Оборудование: трансформирующийся стенд-планшет из склеенных при помощи скотча отдельных файловых папок 3 вертикальных ряда на 4 горизонтальных ряда. Текстовой материал на нём закреплён в три слоя (один на другом) в соответствии с предложенными таблицами. Последний слой, который изображает “Родину – Дом”, цветной; фотографии родных мест на втором стенде.
Ход занятия
1. Звучит фонограмма песни “С чего начинается родина?”
С чего начинается родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
– С чего начинается Родина?
– Родина… Каждый человек слышит это слово с детства. Ребята, а что такое Родина для вас? Продолжите, пожалуйста, фразу: “Для меня Родина – это…” (Ответы ребят.)
– Как мы должны относиться к нашей родине? (Ответы учеников: любить, охранять, беречь и так далее.) Правильно, охранять, беречь, любить. Что же значит – любить родину? Посмотрите на стенд: здесь сказано о том, какие поступки можно совершать по отношению к своему родному краю. Прочитайте, подумайте, какие из этих поступков указывают на то, что человек не любит свою родину.
Приложение 1.
|
|
|
Беречь природу
|
Рвать, портить государственный флаг и герб | Знать историю края |
Не интересоваться историей своего рода, страны | Разумно использовать природные богатства | Ломать заборы, разбрасывать мусор |
Уважительно относиться к людям | Грубить окружающим | Сохранять традиции предков |
Бездумно расточать полезные ископаемые | Благоустраивать место жительства | Безжалостно истреблять животных и растения |
|
|
(Ребята называют, какие поступки указывают на то, что человек не любит свою родину, а учитель удаляет таблички с названиями этих поступков со стенда).
– А теперь давайте вслух прочитаем, что значит любить родину.
Приложение 2.
|
|
|
Беречь природу
|
Знать историю края | |
Разумно использовать природные богатства | ||
Уважительно относиться к людям | Сохранять традиции предков | |
Благоустраивать место жительства | ||
Патриот Патриотизм |
– Как называют человека, который любит свою родину и совершает полезные дела во имя её процветания? (Ответ.) Да, такого человека называют патриотом, а чувство любви к родине – патриотизмом (открывается нижняя строка).
А хотите узнать, вы – патриоты своей Родины? Для этого мы проведём с вами викторину на знание настоящего, истории и традиций нашей родной республики. Дайте её полное название.
(На стенде открывается верхняя строка с надписью Республика Саха (Якутия))
Республика | Саха | (Якутия) |
2. Викторина.
- Кто сейчас является президентом нашей Республики? (Вячеслав Анатольевич Штыров.)
- Столетний юбилей со дня рождения какого якутского писателя отмечает наша Республика в этом году? (Дмитрий Константинович Сивцев, Суорун Омоллон.)
- Назовите столицу алмазного края нашей Республики? (г. Мирный.)
- Какие крупные реки протекают по территории нашей Республики? (Алдан, Лена, Вилюй, Оленёк, Олёкма, Мая, Яна, Колыма, Индигирка, Анабар, Амга .)
- Какие улусы нашей Республики вы знаете? (Абыйский, Алданский, Алайховский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Вилюйский, Горный, Жиганский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский. Мирниниский, Момский, Намский, Нижнеколымский, Нюрбинский, Оймяконский, Олёкминский, Оленёкский, Среднеколымский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Усть-Янский, Хангаласский, Чурапчинский, Эвено-Бытантайский,(33)г. Нерюнгри, г. Якутск.)
- Какими природными богатствами славится наша Республика? (Золото, серебро, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни, каменный и бурый уголь, нефть, лес, пушнина, рыба.)
- Какой национальный праздник ежегодно проводится в разгар лета, перед началом сенокосных работ? (21 июня, ЫСЫАХ.)
- Лилия тигровая занесена в “Красную книгу”. А как у нас в народе называют этот цветок? (Саранка.)
- Какого зверя в народе называют “косолапым хозяином тайги”? (Медведя.)
- Останки какого доисторического животного часто находят на территории нашей Республики? (Мамонта.)
3. Слово-размышление учителя.
– Молодцы! Я рада, что вы так много знаете о нашей Республике, то есть о нашей с вами родине(Открывается верхний ярус стенда). Родина – это наш дом. Дом, основанием которого служат наши знания настоящего, истории и традиций родного края. (Открывается нижний ярус стенда.) Есть основание – фундамент. Чего не хватает у дома? Конечно, стен, защищающих нас. Посмотрите: вы видите кирпичики, из которых сложены стены нашего дома (называя каждый поступок, учитель удаляет из стенда листок за листком, пока в среднем ярусе не откроется новая запись). А всё вместе это – нравственные поступки людей на благо Родины. Родиной-матерью мы зовём её. Родиной – “потому что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов”. (К. Ушинский)
РОДИНА | ||||
Нравственные | поступки | людей | ||
на благо | своей | Родины | ||
Знание настоящего, | истории и традиций | родного края |
4. Рефлексия.
– От того, как построен этот дом, что в него вложено, крепки ли его стены, надёжно ли основание, зависит и наше будущее. Подумайте и продолжите, пожалуйста, фразу: “Чтобы моя родина развивалась и процветала, я буду…”
Молодцы! Вот теперь я вижу, что вы – настоящие патриоты и что будущее нашей республики, страны в ваших надёжных руках!
Спасибо вам.
(После классного часа можно предложить ребятам нарисовать рисунки на тему “Моя Родина – Республика Саха (Якутия)” и украсить ими классный уголок.)