ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Уметь самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Уметь распознавать виды лекальных кривых и применять при решении практических задач.
- Развивать познавательные и творческие навыки учащихся, логическое мышление.
- Воспитание аккуратности при выполнение графических работ, коммуникативные навыки работы в группах, графической культуры.
На высокую башню можно
подняться лишь по винтовой лестнице
(Фрэнсис Бэкон)
ХОД УРОКА
- Самоопределение к деятельности - 1мин.
- Актуализация знаний и мотивация – 5 мин
- Постановка учебной цели и задачи – 5 мин.
- «Открытие» нового знания – 3 мин.
- Физминутка (релаксация) – 1 мин.
- Практическая работа с самопроверкой по эталону. – 20 мин.
- Включение в систему знаний. – 2 мин.
- Рефлексия деятельности (итог урока) – 3 мин.
1этап: Самоопределение к деятельности
(Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне)
Чтобы сделать что – нибудь,
требуется не так уж много сил;
Но решить, что именно надо сделать,
- вот что требует огромной затраты сил.
Фрэнк Хаббард
2 этап. Актуализация знаний и мотивация
(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий .Активизируются мыслительные операции ,внимание, память. Фиксируются возникшие затруднения . Коммуникативное взаимодействие при коллективной форме работы)
На доске мы видим плакаты с изображениями кривых линий. Назовите их.
(Учащиеся делают краткие сообщения о кривых линиях)
Алгоритм:
- название
- основные особенности (свойства)
I группа рассказывает про эллипс, параболу и гиперболу. Выделяют основные свойства и показывают изображения с получением кривых.
Необходимо подчеркнуть общее правило, что эти кривые получаются при пересечении прямого кругового конуса секущими плоскостями, расположенными с разным наклоном.
1.Пересечением конуса наклонной плоскостью, пересекающей все образующие, получается эллипс. Особенность : сумма расстояний от любой точки эллипса до фокусов остаётся постоянной и равной длине большой оси эллипса.
(по плакату)
2. Пересечение конуса наклонной плоскостью, параллельной одной из образующих, получается парабола. Особенность: расстояния любой её точки до фокуса и направляющей равны между собой
3.Пересечением конуса плоскостью, расположенной параллельно двум образующим, получается гипербола. Разность расстояний любой точки этой кривой от F1 и F2 будет величиной постоянной и равна А1А2 и называется действительной осью кривой.
II группа делится информацией про эвольвенту , спираль Архимеда, синусоиду.
Все эти кривые выполняют с помощью окружности делением её на равные части.
1. Эвольвента – плоская кривая которую описывает точка прямой линии , катящейся без скольжения по окружности. (профиль зубьев зубчатых колёс)
2. Спираль Архимеда –плоская кривая, являющаяся траекторией точки, вращающейся вокруг некоторого центра и одновременно удаляющаяся от него по закону углового перемещения точки. (спиральные пружины, кулачковые патроны токарных станков...)
3. Синусоида – это кривая , изображающая изменение тригонометрической функции синуса в зависимости от изменения угла . (графики гармоничных колебательных процессов, винтовая линия)
Обратите внимание на эти два плаката с изображением детали Кулачка и опоры.
Что особенного в них вы заметили?
Если учащиеся отметили (распознали)использование кривых – спираль Архимеда и парабола, похвалить и предложить новый вопрос: А каким способом они выполнены?
Если ответ вызовет затруднение, значит:
-Мы столкнулись с проблемой? Наших знаний на данном этапе не хватает? Как быть дальше?
3 этап. Постановка учебной цели и задачи
(выявление места и причины затруднения, постановка цели урока , темы урока. Учащиеся предлагают свой вариант формулировки цели и темы. Коммуникативное взаимодействие ,подводящий диалог)
Тогда нам необходимо выделить цель урока.(учащиеся озвучивают самостоятельно)
1. Научиться распознавать виды кривых линий в деталях.
2. Применять способы их выполнения при решении практических задач.
Хорошо . А в чём заключается особенность выполнения данных кривых?
- Эти линии невозможно построить с помощью линейки и циркуля, строятся они по точкам и соединяются специальным шаблоном- лекалом методом подбора. Поэтому их называют – лекальные кривые, Или, учитывая необычность построения ,называют - ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КРИВЫЕ.
Значит тему урока можно озвучить, как ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ КРИВЫЕ.
Для чего? - для построения и применения на практике лекальных кривых.
4 этап. «Открытие» нового знания
(Использование нового способа действий и формирование способности к его выполнению . Составить алгоритм. Учащиеся выбирают метод решения учебной задачи- алгоритм и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы .Новый способ фиксируется в речи. Коммуникативное взаимодействие)
Как быть с проблемой? Какие гипотезы построения детали вы можете выдвинуть?
Предлагается в течение 3-х минут каждой группе для своей детали составить алгоритм построения лекальной кривой, подтверждающий верность вашей гипотезы. (устно)
Задача- определить кривые линии (устно) и защитить свой вариант ответа по алгоритму
Алгоритм построения параболы для скругления угла.
- Проводят вспомогательные лучи
- Отрезки делят на равные части
- Нумеруют точки деления и соединяют одноименные точки (парабола проходит как огибающая линия)
Алгоритм построения спирали Архимеда.
- Проводят окружность радиусом равным шагу спирали (расстояние на которое удаляется вращающаяся точка. От центра за один оборот)
- Делят окружность и радиус на равные части
- Из центра спирали проводят лучи к точкам деления окружности
- Делаем засечки циркулем из центра на лучах О1,О2 … радиусами 1/12 шага спирали.
5 этап.. Физминутка (релаксация) Снятие напряжения мышц.
6 этап. Практическая-(самостоятельная) работа с самопроверкой по эталону
(Усвоение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели , создание ситуации успеха. Самоконтроль и самооценка.)
Вы показали умение анализировать. Проверим теперь знания на практике.
В группы выдаются задания , им необходимо подобрать способ построения кривой
1-ой группе на построения кулачка с помощью спирали Архимеда
2-ой группе рефлектор – парабола.
(в конце проверяют свои работы по образцу, с алгоритмом работы)
Оценивают оценкой (или знаком)
7этап Включение в систему знаний и повторение.
(Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.Включаются задания на тренировку и доведения до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей, коррекцию ошибок. Коммуникативное взаимодействие)
Достигнута ли поставленная цель?. Можно сказать , что лекальные кривые –замечательные ? Почему? Выставка работ.
8 этап. Рефлексия.
(Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания , фиксируется степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели, намечаются дальнейшие шаги и определяется задание для самоподготовки с элементами выбора.)
-Что нового узнали?
-Способ выполнения.
-Где используется?
-Каковы результаты(класса, собственные)?
-Что нужно сделать ещё?
Одна из основных целей это распознавание кривых в деталях, на практике. Определите виды лекальных кривых на штопоре и модели Эйфелевой башни
Дома : решение занимательных задач (инд.)
Самооценка достижения поставленной деятельности.
Обозначить степень достижения поставленной цели деятельности.