ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вся история человечества – это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок, чем путем простого подражания природе. Новые задачи требуют более глубокого, осмысленного и творческого решения.
Р. Ф. Томсон определяет творческое мышление, противопоставляя его критическому мышлению: “Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения, необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот”.
Творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, создаются новые принципы действия и способы воплощения этих принципов.
Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:
- Применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
- Изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).
Ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком, как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов (объективных или субъективно, т.е., неизвестных для этого человека) и приемов, создания какого-то принципа.
Современные социально – экономические условия пробуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.
Творчество, как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:
- Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
- Социальная и личная значимость и прогрессивность;
- Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;
- Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, мотивации, творческих способностей);
- Новизна и оригинальность процесса и результата.
Творческое мышление – высший уровень развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей;
- Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти своё собственное решение;
- Творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения способность обнаружить возможность нового использования данного объекта;
- В третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны;
- Человек, с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок и формирования новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической, спонтанной гибкостью.
Для активизации мышления детей, можно использовать различные методы.
Занятия проводятся с детьми в 1 классе, во 2 полугодии используя игровые технологии.
Занятия начинаются с простого. Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их. Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего – либо словами – символами.
“На реке”;
- Бульк! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх! Плюх!
- Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк! Бульк!
Можно ребенка наполнить образом и он превращается в петуха, кипящий чайник, одуванчик, автомобиль.
Использование различных методик, способствуют активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами;
- Дети свободно адаптируются в социуме;
- Они начинают замечать мир в другом ракурсе;
- Ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;
- Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;
- Трепетное отношение к природе.
ЦЕЛЬ: Стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования развития исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.
ЗАДАЧИ:
- Поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
- Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира;
- Активное включение детей в процесс самообразования и саморазвития;
- Учить методам и приемам научного исследования;
- Учить работать с научной литературой.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
- Включение в исследовательскую деятельность детей склонных к развитию уровня креативности;
- Обучение учащихся работе с научной литературой;
- Подготовка, организация и проведение научно – практических турниров, конкурсов, олимпиад;
- Редактирование и издание научного сборника.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
- Разминка (решение творческих задач);
- Этимология (справка для учителя);
- Алгоритм решения задачи;
- Задания;
- Рефлексия.
ПРОГРАММА КУРСА
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение. Выявление детей, имеющих склонность к развитию уровня креативности. | 1 |
2 | Метод мозговой атаки. | 1 |
3 | Метод обратной мозговой атаки. | 1 |
4 | Синектика. | 1 |
5 | Метод контрольных вопросов. | 1 |
6 | Ассоциации и творческое мышление. | 1 |
7 | Морфологический анализ. | 1 |
8 | Метод фокальных объектов. | 1 |
9 | Алгоритм решения творческих задач. | 1 |
10 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 10 |
ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: Введение. Выявление детей имеющих склонность к развитию уровня креативности.
ЦЕЛИ: Выявление детей склонных к развитию уровня креативности.
ЗАДАЧИ:
- Развитие творческих способностей детей, осознание чувств и желаний;
- Стимулирование развития внутренней речи учащихся;
- Развитие умения делать обобщения.
РАЗМИНКА:
- На дереве сидели 7 птиц. Все, кроме 3 птиц, улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
- Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной палок?
- Волка нельзя посадить рядом с овцой и собакой, собаку рядом с волком и кошкой. В каком порядке надо посадить этих животных?
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
“Что было бы если…”.
Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?
Каждому ребенку дается возможность решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок выходит на середину, называет это животное. Показывает, как оно движется, как “разговаривает”.
ЗАДАНИЕ
- Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?
- Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер-самолет?
- Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?
- Что было бы, если бы ты был учителем?
Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?
- Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?
Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворения Льюса Кюррола.
Воркалось. Хливкие шорьки
Пыряли по новее,
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Незавершенные фигуры (тест Торренса). Дорисуй следующие фигуры до целой картинки. Можно нарисовать несколько картинок.
РЕФЛЕКСИЯ
ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: Метод мозговой атаки.
ЦЕЛИ: Стимулирование мотивационной сферы всех участников к обсуждению быстрого генерирования большого числа идей.
ЗАДАЧИ: Учиться слушать других и себя;
РАЗМИНКА:
- Брат с сестрой играли в бадминтон 2 часа. Сколько времени играл каждый?
- В вазе лежало 6 яблок трех цветов. При этом красных было больше, чем жёлтых. Желтых было больше, чем зелёных. Можно ли определить сколько яблок каждого цвета лежало в вазе?
- Нарисуй эту фигуру, не отрывая карандаш от бумаги, и не проводи по одной линии дважды.
ЭТИМОЛОГИЯ:
Психологическим обоснованием “мозгового штурма” является теория З. Фрейда, согласно которой мышление человека в обычных условиях определяется в основном сознанием, где властвует контроль и порядок. Чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условие для прорыва “грозных сил и инстинктов”, живущих в подсознании.
Суть метода основывается на следующем психологическом эффекте. Если взять группу из 5-7 человек и каждому предложить независимо от других индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной задачи, то в сумме получим меньше, чем если предложим этой группе коллективно высказать идеи по той же задачи.
Во время проведения занятия происходит цепная реакция идей, приводящих к интеллектуальному взрыву (озарению). Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, американец А. Осборн предложил разделить во времени генерирования идей и их критическую оценку. Это основа стала основой его метода, впоследствии названного прямым мозговым штурмом.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
План действий по методу мозгового штурма:
- Группа лиц для генерации идей (дети склонные к абстрагированию, имеющие бурную фантазию);
- Правило: “Никакой критики!”;
- Фиксация идей и их анализ (дети с аналитическим, критическим складом ума).
Задача генераторов – выдать как можно больше идей. Плохие идеи – это катализаторы. Без них не будет хороших. Регламент на идею -2 минуты.
Генерация идей – приемы:
- Аналогия – сделай так, как это делалось при решении другой задачи;
- Инверсия – сделай наоборот;
- Фантазия – нечто неосуществимое;
- Эмпатия - считай себя частью объекта;
ЗАДАНИЯ:
- Даны два предмета - ручка и палочка. Необходимо найти общий третий предмет.
- Предложи всевозможные способы применения обычных вещей; ластик, ручка, ложка, банка.
- Предложи изменение использования куклы “Барби”.
- В книге “Айболит” К. Чуковского, есть такое животное Тянитолкай – с двумя головами расположенные сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?
РЕФЛЕКСИЯ.
ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: Метод обратной мозговой атаки.
ЦЕЛИ: Учить выявлять недостатки всевозможные рассматриваемого объекта, на который обрушивается неограниченная критика.
ЗАДАЧИ: Развивать умения доказывать и опровергать.
РАЗМИНКА:
- Каким этажом будет этаж выше 6 этажа.
- Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько уток всего летело?
- Псу Шарику и кошке Мурке вместе пять лет. Сколько им будет через год вместе.
ЭТИМОЛОГИЯ:
Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
Вот новая машина. Допустим, мы не можем её улучшить. А ухудшить можно? Давайте представим, как её сломать. Что нужно испортить?
ЗАДАНИЯ:
Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.
РЕФЛЕКСИЯ.
ЗАНЯТИЕ №4
ТЕМА: Синектика.
ЦЕЛЬ: Развитие умения нахождения близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.
ЗАДАЧИ: Обучение умению, делать собственные выводы и высказывать собственное мнение.
РАЗМИНКА:
- Раздели круг тремя прямыми на 5 частей.
- Петров сказал о портрете: “Отец изображенного на портрете есть единственный сын говорящего”. Кто изображен на портрете?
- Мальчики при встрече обменялись рукопожатиями. При этом было сделано 6 рукопожатий. Сколько было мальчиков.
ЭТИМОЛОГИЯ:
В середине 50-х годов Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска решений – синектика. В переводе с греческого - это слово обозначает “совмещение разнородных элементов”.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
В основе синектики – мозговой штурм. Учитель формирует группу из 5-7 детей, которые умеют абстрагироваться, мысленно отделятся от предмета обсуждая; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; умение находить необычное в обычном, и наоборот; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция; широкий кругозор. Дети находят аналогии (сходства), соответствие двух предметов (явлений) в каких – то свойствах или отношениях. Умелое использование аналогии позволит охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемым, найти нечто сходное и использовать в решении задач.
ТИПЫ АНАЛОГИЙ.
Прямая | Личная | Символическая | Фантастическая |
Решение задач, похожих на данную | Отождествлять с объектами | Выразить в двух словах суть задачи. | Ввести какие-нибудь фантастические средства (персонажи), выполняющие то |
ЗАДАНИЯ:
Найти аналогии предметов, в каких либо свойствах по таблице. Даны предметы: карандаш, стул, утюг, электроплита, лист бумаги, розетка, стакан.
Предмет | Функция | Аналог |
волчок | вращение | центрифуга |
парус | перемещение предмета | вентилятор |
РЕФЛЕКСИЯ.
ЗАНЯТИЕ №5
ТЕМА: Метод контрольных вопросов.
ЦЕЛИ: Учить использовать при решении творческих задач списка специально подготовленных вопросов, при ответе анализируя задачу.
ЗАДАЧИ: Развивать лингвистические умения, строить связанное высказывание, давать последовательный логический ответ.
РАЗМИНКА:
- Вот Игорь и Илюша. Фамилии Колосов и Морозов. Какую фамилию имеет каждый, если Игорь на 2 года моложе Морозова?
- Переложите спичку так, чтобы корова смотрела назад.
- Барбос лает громче, чем Шарик, а Шарик громче, чем Бобик, кто лает тиши всех?
ЭТИМОЛОГИЯ:
Древнегреческий философ Сократ в диалоге так искусно мог задавать вопросы, что его собеседнику ничего не оставалось как, отвечая на них приходить к истине. Может, отсутствие у каждого своего Сократа и побудило психологов изобрести метод контрольных вопросов, который позволяет более целеустремленно вести поиск решения задачи. Благодаря этому методу осознание проблемы идет целенаправленно, системно. В практике широко распространение получили универсальные вопросники составление А. Осборном, Т. Эйлартом, Д. Пирсоном, Д.Пойа, Г.Бушем.
Это своего рода шпаргалки.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:
Список примерных вопросов:
- Что напоминает объект?
- Цвет, запах, форма, изгиб, скручивание, вращение?
- Изменить, увеличить, сузить, укоротить?
- Замена частей?
- Что можно сделать наоборот?
- новые способы применения?
- Новые композиции?
ЗАДАНИЯ:
- Как подвесить сумки в переполненном автобусе?
- ключи теряют, крадут, забывают шифр. Придумайте идею нового замка.
РЕФЛЕКСИЯ.
ЛИТЕРАТУРА:
- Альшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого мышления. Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск, 1991
- Бушуева Л.Е. Активизация творческого мышления школьников.//Начальная школа плюс до и после. №5, 2006.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М., АСТ-Пресс, 1999.
- Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. С-Пб., Иматон, 1996.
- Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. М., Вита-Пресс, 2001.
- Дереклеева А.В. Научно –исследовательская работа в школе – М;, Верум-М.,2001.
- Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М., Просвещение, 1985 г.
- Злотин Б., Зусман А., Месяц под звездами фантазии. Школа развития творческого воображения.- Кишинев.1998.
- Лук А.Н. Психология творчества. – М:, Наука, 1978.
- Календарь. Задачи.//Начальная школа. Приложение к “Первое сентября”.,№16,17 -2005, №2, 5,9,10-2006.
- Рубина Н.В. Школа сказок. Курс развития творческого воображения (РТВ) для 1 класса. Петрозаводск, 1997 г.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, “Академия развития”, 1996 г.
- Саламатов Ю.П. как стать изобретателем. 50 часов творчества. – М., Просвещение, 1990.
- Симоненко В.Д., Очинин О.П. -Технология решения творческих задач.,- М., “Вентана – Граф”, 2002.
- Толяко В.А., Психология решения творческих задач.- Киев. Рад. школа, 1983 год.