Цель урока:
- Образовательная: формирование у учащихся знаний о составе, классификации, названии оснований.
- Развивающая: развитие учебно-информационных умений – составление конспекта, схем; учебно-логических умений – осуществление качественного и количественного описания объекта.
- Воспитательная: воспитание грамотности проведения химического эксперимента, соблюдения определенных норм поведения в процессе выполнения лабораторного опыта.
Оборудование: таблица растворимости, таблица “Окраска индикаторов в различных средах”, инструктивные карточки по технике безопасности, штативы с пробирками, стеклянные трубки, растворы гидроксида натрия, фенолфталеина, метилового оранжевого, известковая вода, свежеприготовленные гидроксид меди, гидроксид железа.
Ход урока
Организационный момент.
Представление кроссворда, разгадав который, дети узнают, что отправятся в путешествие на остров оснований.
- Самый распространенный оксид на Земле.
- Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2.
- Цифры, стоящие внизу справа от химического символа в формулах веществ.
- Положительно или отрицательно заряженные частицы, образовавшиеся в результате отдачи или принятия электронов.
- Одно из физических свойств металлов.
- Соединения, состоящие из двух элементов.
- Атом этого химического элемента содержит 30 электронов.
- Соединения металлов с водородом.
- Масса одного моля вещества.
Знакомство учащихся с этапами урока:
- Рифы домашнего задания
- Остров оснований
- Долина качественных реакций
- Родник знаний
- По дороге домой
- Результаты путешествия.
Рифы домашнего задания.
Поверка домашнего задания – упражнение № 1 страница 97 (Автор учебника О. С. Габриелян).
Работа по карточкам
Вариант 1.
- Дайте названия оксидам: Cao, SO3, K2O, N2O5.
- Составьте формулу - оксид хлора (5)
Вариант 2.
- Дайте названия оксидам: N2O, CuO, P2O3, SO2.
- Составьте формулу – оксид алюминия
Вариант 3.
- Дайте названия оксидам: CO, Cl2O5, Cu2O, AL2O3.
- Составьте формулу – оксид углерода (4)
Остров оснований.
Учащиеся самостоятельно работают с учебником с. 98-99 и составляют конспект.
Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов. -
Гидроксид-ион ОН - сложный ион, в состав которого входит кислород (степень окисления -2) и водород (степень окисления -1). Суммарный заряд иона 1-.
Названия оснований – гидроксид + наименование металла в родительном падеже
+1
NaOH – гидроксид натрия
+2
Ca(OH)2 –гидроксид кальция
+3
Fe(OH)3 – гидроксид железа (3)
Основания
Растворимые в воде | Нерастворимые в воде |
NaOH, KOH, Ca(OH)2 | Cu(OH)2,Fe(OH)3 |
Растворимые в воде основания называются щелочами
Проверка конспекта, отработка понятий “основания”, “гидроксид-ион”, “щелочи”, работа с таблицей растворимости, демонстрация нерастворимых в воде оснований – гидроксидов меди и железа.
Интеллектуальная физминутка.
На доске записаны формулы веществ, нужно определить степени окисления элементов, подчеркнуть основания. Для каждого ряда свое задание, количество формул должно быть одинаковое. Если на первом и втором ряду по восемь человек, а на третьем 6, то все равно количество заданий должно быть 8. Разминка проходит в виде эстафеты, только эстафетной палочкой будет мел. Ученик, выполнивший задание, передает мел другому и только тогда тот может выйти к доске. Учитываются скорость и правильность выполнения заданий.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
NaCl | CuO | Fe(OH)3 |
CaH2 | LiOH | PCl5 |
Ba(OH)2 | Ca3N2 | KOH |
Fe2O3 | Fe(OH)2 | NaH |
Al(OH)3 | Cl2O7 | FeO |
CaO | KF | Zn(OH)2 |
Li3N | Mg(OH)2 | Al2O3 |
Ca(OH)2 | Na2O | CaCl2 |
Долина качественных реакций
Учитель рассказывает, что можно то или иное вещество распознать при помощи качественных реакций. Например, для распознавания углекислого газа служит реакция помутнения известковой воды (прозрачный раствор гидроксида кальция) – рисунок 58 на странице 100.
Определение в тетрадь:
Качественные реакции – это те реакции, при помощи которых можно распознать определенные вещества.
Учащиеся знакомятся с правилами работы с едкими веществами и проводят опыт на распознавание углекислого газа.
Далее учитель сообщает, что растворы щелочей можно распознать при помощи индикаторов и знакомит учащихся с таблицей “Изменение окраски индикаторов в различных средах”.
Учащиеся самостоятельно проводят опыты по изменению окраски фенолфталеина и метилового оранжевого в щелочной среде.
Родник знаний
На этом этапе урока проводится закрепление знаний.
Составьте формулы оснований по названию
- гидроксид лития
- гидроксид бария.
- гидроксид алюминия
- гидроксид магния
Определите растворимые и нерастворимые основания по таблице растворимости
Mn(OH)2, LiOH, Al(OH)3, Ba(OH)2.
Тест
1 вариант
1. Степень окисления кислорода в гидроксид-ионе
а) +1
б) -1
в) +2
2. Выберите нерастворимое в воде основание
а) NaOH
б) LiOH
в) Fe(OH)2
3. Прозрачный раствор гидроксида кальция называют
а) известковая вода
б) негашеная известь
в) известковое молоко
4. Фенолфталеин в щелочной среде
а) бесцветный
б) малиновый
в) желтый
5. Заряд иона магния в гидроксиде
а) +2
б) +1
в) +3
2 вариант
1. Степень окисления водорода в гидроксид-ионе
а) +1
б) -1
в) -2
2. Выберите нерастворимое в воде основание
а) KOH
б) Ba(OH)2
в) Zn(OH)2
3. Щелочи – это
а) нерастворимые в воде основания
б) растворимые в воде основания
4. Метиловый оранжевый в щелочной среде
а) бесцветный
б) малиновый
в) желтый
5. Заряд иона алюминия в гидроксиде
а) +2
б) +1
в) +3
По дороге домой
Дома: параграф 19 – изучить, конспект в тетради выучить, упр. № 2, 5(а) – письменно,
№1 – устно
Результаты путешествия
Подведение итогов урока.