При изучении темы “Работа с WWW. Поиск информации в Интернете” учащимся можно предложить выполнить приведенную ниже практическую работу.
Сведения, полученные в результате выполненной работы позволят учащимся:
- сформировать научное представление об информатике;
- понять, что изученные ими в базовом курсе ИИКТ разделы являются лишь частью науки;
- оценить вклад выдающихся ученых в развитие информатики и вычислительной техники .
Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:
- Доступ;
- Управление;
- Интеграция;
- Оценка;
- Создание текстового документа.
Тема: Практическая работа №14. Работа с WWW. Поиск информации в Интернете.История ЭВМ.(2часа)
Цели урока:
Общеобразовательные цели:
- научить умению поиска в Сети по ключевым словам, использованию языка запросов поисковых систем
- знать основные приемы оптимального поиска информации;
- иметь представление об основах поиска данных в различных источниках информации.
Воспитательные цели:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности;
- формирование навыков учиться самостоятельно
Развивающие цели:
- развитие аналитических качеств личности;
- формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств поиска информации;
- формирование навыков самостоятельного (критичного) типа мышления
- развитие ИКТ-компетентности учащихся
Задача урока: формирование и оценка ИКТ-компетентности учащихся
Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности
Форма проведения урока: урок-практикум
Логика учебного занятия: мотивация ® актуализация комплекса знаний и способов деятельности ® самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях ® самоконтроль и контроль ® коррекция® рефлексия.
Структура учебного занятия:
- Организация начала занятия.
- Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия.
- Применения новых знаний и способов действий.
- Контроль и самопроверка знаний и способов действий.
- Коррекция знаний и способов действий учащихся.
- Подведение итогов.
- Рефлексия деятельности и поведения.
- Информация о домашнем задании.
Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке:
.“Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения!”
Рапортичка (определение отсутствующих)
Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.
Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.
Для работы на уроке класс делится на две подгруппы (по 6-8 человек): Ученые и Техники.
Для успешной работы групп проводится повторение в виде фронтальной работы. Работа каждой команды и участника оценивается баллами.
- Какие возможности поиска информации предлагает сеть Интернет?
- Перечислите названия русскоязычных порталов предоставляющих средства поиска?
- В чем различия имеющихся поисковых систем?
- Для чего предназначена панель Поиск, как ее вызвать?
- Для чего предназначена адресная строка обозревателя?
- Какие средства поиска предоставляют сервисные службы Интернет?
- Перечислите англоязычные и русскоязычные поисковые системы?
- Какими свойствами должен обладать запрос для учета информационных потребностей пользователя?
- Наиболее используемые поисковые системы
- Основные критерии выбора поисковой системы
- Золотые правила поиска информации в сети
- Алгоритм поиска информации в сети Интернет
- Синтаксис языка запросов
Этап применения новых знаний и способов действий.
Задания группам
1. “Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники”.
2. “История развития вычислительной техники”.
Разбить класс на 2 группы по 5-7 человек.
1-й группе предложить выполнить задание “Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники”.
2-й группе -“История развития вычислительной техники”.
Задание 1. “Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники”.
ИКТ-компетентности | Сценарий для учащегося | Примерные действия учащегося |
Доступ | Используя программу поиска, найти сайты со статьями о ученых, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники. | В поисковой системе “Rambler ” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит фамилию учёного. |
Управление | Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном. | Выбор сайтов Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного. |
Интеграции | В отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление). | В поисковой системе учащийся вводит термин поиска |
Оценка | Сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности ученого и сведения о его жизни. | Чтение текста. Отбор информации. |
Создание | Разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выдающемся ученом. | Создание текстового документа.
Примерный план итогового документа: Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы. Где работал. Вклад в науку. Основные научные труды. |
Задание 2. “История развития вычислительной техники”.
ИКТ-компетентности | Сценарий для учащегося | Примерные действия учащегося |
Доступ | Используя программу поиска, найти сайты со статьями о истории развития вычислительной техники. | В поисковой системе “Rambler ” учащийся вводит термины поиска. |
Управление | Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ. | Выбор сайтов На сайте, содержем общую информацию по теме теста с указанием поколений ЭВМ, кандидат должен выбрать одно поколение. |
Интеграции | В отобранных статьях найти информацию о выбранном поколении ЭВМ: годы применения, элементная база, количество ЭВМ в мире, габариты, быстродействие, носители информации, особенности, характер программного обеспечения. | В поисковой системе учащийся вводит термин поиска. |
Оценка | Сравнить информацию из разных статей, выделить нужные аспекты. | Чтение текста. Отбор информации. |
Создание | Разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выбранном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ | Создание текстового документа.
Примерный план итогового документа: Годы применения Элементная база Количество ЭВМ в мире Габариты Быстродействие Носители информации Особенности Характер программного обеспечения. |
Задания рассчитаны на 30 минут.
После выполнения задания учитель по сети собирает статьи на Рабочем столе ПК учителя.
Учащиеся используя полученные материалы работают по группам над созданием презентации по теме группы.
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Учитель наблюдает за работой учащихся и оценивает их работу по приведенной ниже схеме.
Начисление баллов
Задание 1.
Наблюдаемые данные | Результат работы | Уровень | Методы | Соответствие Стандартам образования |
1.Качество синтаксиса | Термины поиска | Высокий | Использует “И” при первом поиске в сети. Сразу вводит имена ученых. | Знание видных учёных, внесших вклад в развитие информатики и вычислительной техники. |
Средний | Не использует “И” при первом поиске, но использует при последующем | |||
Низкий | Не использует “И” | |||
2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами | Выбранные ресурсы | Высокий | Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту. | Умение быстро и осознанно читать текст. |
Средний | Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту. | |||
Низкий | Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту. | |||
3.Качество полученного текста | Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка | Высокий | Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста. | Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте. |
Средний | В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок. | |||
Низкий | Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок. |
Задание 2.
Наблюдаемые данные | Результат работы | Уровень | Методы | Соответствие Стандартам образования |
1.Качество синтаксиса | Термины поиска | Высокий | Использует “И” при первом поиске в сети. Сразу вводит нужные термины. | Знание поколений ЭВМ и счетных устройств до появления ЭВМ. |
Средний | Не использует “И” при первом поиске, но использует при последующем | |||
Низкий | Не использует “И” | |||
2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами | Выбранные ресурсы | Высокий | Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту. | Умение быстро и осознанно читать текст. |
Средний | Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту. | |||
Низкий | Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту. | |||
3.Качество полученного текста | Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка | Высокий | Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста. | Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте. |
Средний | В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок. | |||
Низкий | Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок. |
После создания презентаций учитель по сети собирает презентации на Рабочем столе ПК учителя. Учитель через проектор демонстрирует всему классу работы учащихся.
Самопроверка применена при выполнении задания на создание статьи.
Взаимопроверка применена при просмотре и создании презентаций.
Контроль за работой учащихся на протяжении всего урока осуществляется следующим образом: заготовлена таблица, в которую по ходу урока учитель заносит баллы , полученные учащимися за отдельные задания:
Имя ученика | Подг. этап | 1. | 2. | 3. | Оценка за урок |
Этап коррекции знаний и способов действий.
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы
Этап подведения итогов занятия
Оценки учащимся выставляются коллективно после просмотра каждой презентации. Учитель комментирует ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает как работу класса в целом, так и работу групп и отдельных учащихся.
Этап информации о домашнем задании
Создать аналогичный продукт по выбранной теме.
Этап рефлексии
Чтобы инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками, применяется цветовая методика Люшера для проведения психологической диагностики: учащимся предлагается выбрать один из восьми цветов в начале и конце урока, результаты обрабатывает школьный психолог. Результаты выбора учащиеся заносят в таблицу:
№ цвета в начале урока | № цвета в конце урока |
При подготовке этого урока использованы материалы дистанционных курсов повышения квалификации по курсу И.Н. Фалиной, В.Ф. Бурмакиной "Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности школьников" и статья Бурмакиной В.Ф., Фалиной И.Н. “Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников”, Информатика № 2/2006.