Основой целостного развития человека является познание им окружающего мира.
Познание есть отражение и воспроизведение действительности в процессе мышления. В формировании результатов мышления участвуют индивидуальность человека, а также особенности его ума, эмоциональной сферы, среды обитания и развития, его жизненный опыт и многое другое.
В Эльгяйской школе Сунтарского улуса (района) Республики Саха (Якутия) с 1993-94 учебного года ведется экспериментальная работа по ноосферно-экологической системе образования (НЭСО).
Термин “ноосфера” (от греч. noos – разум) впервые предложил французский исследователь Э. Леруа в 1927 году, идея и содержание понятия, его развитие принадлежат В.И. Вернадскому. Термин экология (от греч. oikos – дом, жилище) означает наука о местообитании.
Ноосферно-экологический подход к образованию предполагает учитывать принцип “природосообразности” обучения, который был выражен Яном Амосом Каменским. Цель экологического воспитания заключается в формировании у учащихся нового экологического сознания и экологически разумного поведения. Формирование у учащихся экологического сознания является задачей современного образовательного процесса в сельской местности. Новая система образования основана на философии народа саха, на личностно-ориентированном образовании, на гуманизации образования в целом.
Элементарная (начальная) 6-летняя школа в НЭСО является начальным звеном систематического непрерывного образования, обеспечивает первоначальное становление личности, выявляет и развивает его способности, формирует желание и умение учиться.
Основными задачами ноосферно-экологического воспитания и образования являются:
- Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- Формирование знаний о природе;
- Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.
По ноосферно-экологической системе образования через интегрированный урок «Природа и человек» осуществляется более тесное соединение обучения с наукой, с окружающей средой, с практикой. На этом уроке учителя-экспериментаторы интегрируют родной язык и литературу, природоведение, первоначальные понятия по астрономии, географии, биологии, химии, истории, физике, национальной культуре, трудовому обучению, рисованию. Таким образом, каждая тема по интегрированному курсу «Природа и человек» подкрепляется видами деятельности: чтение, письмо, рисование, ручной труд, знания из биологии,. географии, экологии, национальной культуры. Благодаря межпредметным связям дети целенаправленно переносят знания с одних видов деятельности на другие.
Соединяя знания, полученные на интегрированном уроке “Природа и человек”, у ребенка формируется целостное представление об изучаемом объекте или явлении.
Эффективность интегрированного обучения очевидна. Такой вывод я делаю из результатов своего исследования, а также работ других учителей-экспериментаторов, работающих по НЭСО. В процессе такого обучения развиваются самостоятельность, познавательная активность и интересы учащихся. Содержание интегрированных уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Содержание материала усложняется последовательно: от простого к сложному, от ближнего к дальнему. Например: в 1-2 классах дети узнают о значении почвы в жизни растений, в 3 классе они подробно изучают состав почвы, её образование, меры по её охране. Или: младшие школьники 1 класса изучают природу родного края, ко 2 классу постепенно начинают познавать природу земного шара по зонам, а в 3 классе - по сообществам.
Предлагаю примерные темы интегрированных уроков для 1-6 класса шестилетней начальной школы по ноосферно-экологической системе образования:
Темы интегрированных уроков “Природа и человек”
1- 2 класс (1-6)
“Солнце”
1. Чтение – стихи, загадки, сказки, предания якутских поэтов и писателей о солнце.
2. Природоведение – понятие солнца, форма, размер, температура, значение солнца. Солнечный луч. Движение солнца. Расстояние от Солнца до Земли.
3. Родной язык – сочинение сказки.
4. Музыка – разучивание песни о солнце.
5. Трудовое обучение – “Я люблю солнце” аппликация.
6. Изобразительное искусство – рисование на тему “Пусть всегда будет солнце” и конкурс рисунков.
7. Национальная культура – алгыс, преклонение к солнцу, встреча солнца.
“Луна”1. Чтение – знакомство с якутскими сказками “Девочка с коромыслом”(“ОргуЬуохтаах кыыс”), “Почему собаки лают Луну?” (“Ыттар ыйы то5о урэллэрий?”), сказкой Н.Носова “Незнайка на Луне”, стихотворением “Луна” (“Ый”), И.Эртюков “В полнолуние” (“Ыйдаца5а”)
2. Природоведение –понятие луны, форма, фазы луны, горы и “моря” луны
3. Родной язык - сочинение загадок о луне.
3. Изобразительное искусство – рисование лунной ночи.
4. Трудовое обучение – аппликация “Луна и звезды”
5. Музыка – песни о луне.
“Снег”
1. Чтение – стихи, рассказы, загадки, пословицы, крылатые слова о снеге.
2. Природоведение – снег, значение снега.
3. Родной язык – сочинение о приключениях Снежинки.
4. Музыка – песня “Снежинка”(“Хаар”)
5. Трудовое обучение - вырезание снежинок из салфеток
6. Изобразительное искусство – декоративное рисование “Идет снег”.
“Космос”
1. Чтение – рассказы и стихи о космосе.
2. Природоведение – Космос. Космонавты. Обсерватория. Планеты. Солнечная система. Звезды. Изучение космоса. Космические аппараты.
3. Родной язык – сочинение “Путешествие на Марс”
2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты.
3. Музыка –песни о лётчиках.
3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля.
3-4 класс (1-6)
“Разновидности организмов”
1. Чтение – знакомство с произведениями о растениях, животных.
2. Природоведение - Растения, животные, микроорганизмы. Насекомоядные, хищники. Продуценты, производители, разрушители. Цепи питания.
3. Родной язык – сочинение стихотворения о берёзе, стерхе.
2. Музыка – песни “Берёза”(“Хатыц”), “Подснежники” (“Ньургуьуннар”), “Журавли” (“Туруйалар”) и другие.
3. Трудовое обучение – изготовление зайчика в технике оригами.
4. Изобразительное искусство – веточка сосны.
“Этнос”
1 .Чтение – Стихи и рассказы о различных нациях.
2. Природоведение – Этнос. Занятие людей, жизнь зависит от ландшафта. Этнические группы – национальность. Отличия разных наций.
3. Родной язык – сочинение – описание “Мой друг”
2. Изобразительное искусство – жилища разных народов.
3. Трудовое обучение – подарок маме.
4. Музыка – песни о дружбе людей разных национальностей.
5 - 6 класс ( 1-6)
“Гидросфера”
1. Чтение – стихи, рассказы, пословицы о воде и водоёмах.
2. География – Океан, море, озеро. Акватория. Ручей, речка, река. Бассейн реки. Нахождение на карте крупнейших озер, рек, морей.
3. Родной язык - сочинение-рассуждение “Если бы не было воды”
4. Изобразительное искусство – беседы по картинам Айвазовского, рисование на тему “Круговорот воды”.
5. Трудовое обучение – коллективная работа “Мозаичное панно”
6. Музыка – песня “Вилюй”, “Дождь” и другие.
“Человек и труд”
1. Литература – рассказы, стихи, загадки о труде, тружениках.
2. Родной язык – творческая работа “Профессии наших родителей”
2. Экскурсия в музей – “Уважаемые люди нашего района”.
3. Изобразительное искусство – рисование на тему “Кем я буду, когда я вырасту”.
4. Трудовое обучение – выставка работ “Умелые руки”.
5. Музыка – песни о профессиях.
В конце изучения каждой темы ученики пишут рефераты, сообщения.
Работая учителем начальных классов более 20 лет, я пришла к выводу, что наиболее эффективной формой включения ребёнка в познавательную деятельность является интеграция предметов.
Элементы игры включаю в интегрированные уроки. Как показывает опыт, на начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия, что вытекает из особенностей младшего школьника. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок. Я заметила, что в ходе игры болезненная застенчивость, неуверенность в себе у детей исчезают. И не беда, если ответ совсем не правильный, ведь это игра.
Интегрированные уроки в начальных классах могут иметь нестандартные элементы: соревнования, путешествия, экскурсии, конференции, диспуты и другие. Такого рода уроки стали настоящим открытием для детей. Ребята настолько верят в то, что происходит на уроке, настолько увлекаются соревнованием, что их поступки становятся адекватными предлагаемому сюжету. На таких уроках ярко проявляется чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за себя и за своих товарищей.
На интегрированных уроках “Природа и человек” большое внимание придается развитию речи учащихся. Ученик, у которого развита связная речь, легко вступает в контакт с учителями и сверстниками, свободно высказывает свои мысли. Я думаю, что интеллектуальное развитие учащихся неразрывно связано с развитием речи. Особое место в своей работе уделяю развитию творческих способностей. Со 2 класса даю такие творческие задания: сначала написать 4-стишие по опорным словам, а потом уже написать стихотворение без помощи учителя, написать конец сказки или всю сказку; в 4 классе составить кроссворды, ребусы, викторины и т.д. Для развития устного и письменного изложения мыслей я провожу творческие сочинения, наблюдения за природными явлениями, конкурсы “Лучший чтец”, “Самая читающая семья”, “Лучший почерк” и так далее. Можно гармонично сочетать воспитание любви к книге и любви к природе. Поисковую, исследовательскую работу учащихся начинаю с 1 класса. Содержанием таких работ были наблюдения за растениями, животными, насекомыми, птицами во время походов, экскурсий, полевой практики по ноосферно-экологической программе образования.
Интеграция предметов позволяет учителю организовать коллективный способ обучения. Желание самовыражения реализуется во время парной работы учащихся. Начальный этап парной работы провожу со второго полугодия в 1 классе. К началу 2 класса отвожу значительное место групповой работе. В 3-4 классах дети уже работают в парах сменного состава. Такая организация работы способствует развитию самостоятельности, навыков общения, умению слушать и оценивать ответы товарища.
Интегрированные уроки “Природа и человек” способствуют созданию комфортного психологического климата в классе. Положительная эмоциональная атмосфера в классе, доброжелательное отношение учителя ко всем ученикам благотворно влияют активному творческому поиску детей, возбуждают интерес к знаниям. В процессе учебной деятельности важно помочь ученикам поверить в себя, осознать, что процесс познания доставляет удовольствие, радость, прежде всего самому себе.