Факультативный курс "Врачевание души". Методика сказкотерапии в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как социальный организм школа находится в общем вихре тенденции нашего бурного века: увеличивается объем информации, развиваются различные формы массовой культуры увеличивается темп жизни, кризисные явления в обществе, в семье. Поэтому наступило время когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути Одним из таких этапов является начальное обучение в общеобразовательной школе. Реальную помощь детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии может оказать сказка. На это направлен целый комплекс общественных наук, в том числе и активно развивающаяся междисциплинарная научная отрасль — сказкотерапия.

“Сказкотерапия” — это “...процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем” и “процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни”. (. Д. Зинкевич — Евстигнеева). Кроме этого, это процесс “объективации проблемных ситуаций” и “активизации ресурсов потенциала личности”, и “процесс экологического образования и воспитания ребенка”, и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может реализоваться мечта.

“Сказкотерапия” — это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души “это еще и процесс” воспитания и возвращения подростку гармоничного мироощущения”.

В. Даль считал, что “...сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.. ”

Необходимость создания программы обусловлена тем, что на сегодня таких программ нет, в связи с отсутствием методического материала. Именно в образовательной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимодействия, основанного на субъект — субъективных отношениях.

Практическая ценность и новизна данной программы состоит в том, что она охватывает достаточно длительный период от детства до отрочества, готовит детей к правильному восприятию мира, облегчает трудности взросления, переходного этапа к пубертатному периоду

Программа рассчитана на 4 года. (1 час в неделю, 34 часа в год). Объем программы оправдан комплексным подходом к воспитанию и обучению на I ступени обучения общеобразовательной школы. Важно, чтобы обучение в начальных классах проходило без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки ребят. Программа предусматривает оказание помощи детям в преодолении страхов, эгоизма, агрессии, способствует к психологическому личностному развитию учащихся.

Методологическую основу данной программы составили труды отечественных авторов по проблеме сказкотерапии. (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Бачков И. В., Панфилова М )

Основная цель программы — оказание реальной помощи учащимся младших классов в преодолении эгоизма, агрессии, страхов, активизации ресурсов потенциала личности, развитие духовного мира детей, создание гармонично-развитой личности учащихся.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

I. Выявление особенностей эмоционально-психологического состояния учащихся младших классов, при помощи сказкотерапии.

II. Своевременно оказывает помощь в построении эффективного взаимодействия между субъектами образовательной среды.

III. Повышение уровня самосознания, как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития.

Данная программа нацелена на существенное развитие в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем, помощь в преодолении негативных сторон его формирующейся личности.

В программе прослеживаются межпредметные связи:

  • с уроками русского языка и литературы; устные и письменные рассказы о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые пробы пера (сочинение сказок, забавных историй и т. д.);
  • с уроками музыки: иметь представление о содружестве и взаимообогащении музыки, литературы; музыкальные образы героев, составление музыкального интонационного рисунка
  • с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам программы;
  • с уроками окружающего мира; наблюдение за красками и звуками природы

Методы и приемы используемые на занятиях имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путем творческого воображения учащихся.

Используются практические действия учащихся (перегруппировка текста, пометы и т. д.), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами викторинами), речевая деятельность — письмо (дописывание, сочинение) и устная речь — составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Коррекционные сказки для младших школьников: автор — Марина Панфилова “Лесная школа” Данные сказки раскрывают пять основных тем:

  1. Адаптация детей в школе.
  2. Отношение к вещам.
  3. Отношение к урокам.
  4. Школьные конфликты.
  5. Отношение к здоровью.

Сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображе-ние, мышление детей, учат использовать позитивные модели поведения в реальной жизни. Исходя из целей и задач программы занятия построены так, чтобы научить первоклассников обращаться со школьными предметами, адекватно относится к ним, проявлять аккуратность и самостоятельность.

В период адаптации к школе у детей бывают сложности с выполнением уроков, домашних заданий. Для одних учеников оценки являются мощными стимулами, а для других — серьезными препятствиями. Данные сказки учат детей адекватно относиться к результатам учебы — позволяют понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда, ли усвоения материала.

Механизм отслеживания результатов I класса

1. Проведение итоговых занятий:

“День рождения класса”

“Праздник Мойдодыра”

Праздник “Гордость школы”.

2. Инсценирование понравившихся сказок.

3. Проведение тестирования учащихся:

“Я и мои друзья”.

Рисуночный тест: “Кораблик” (см. в приложении).

4. Проведение анкетирования “Расти здоровым”.

Игра “Кто с кем дружит.

Учебно-тематический план. (Приложение)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ (Приложение)