Нашей стране нужны люди, умеющие учиться самостоятельно. Общество заинтересовано в таком работнике, который может решать разнообразные проблемы, т. е. применяет полученные знания на практике; обладает критическим и творческим мышлением. Современный специалист должен иметь и определенные качествами личности: быть коммуникабельными в различных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них. Знание в настоящее время в условиях передовых технологий становится единственным источником конкурентного преимущества, но оно может быть использовано только через квалификацию работников.
Молодой специалист должен генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Последнее включает в себя способность собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, находить пути решения проблемы, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы. Основы такой подготовки закладываются в школе. Конечно, добиться подобного значительно труднее, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школа справиться с этой задачей очень хорошо, для современного мира этого явно недостаточно.
Те учащиеся, которые успешно освоят базовый курс школьной программы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе ХХI века. Если ученик знает, как учиться, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, используя самые разнообразные источники, чтобы решить те или иные проблемы, то ему легче будет потом во взрослой жизни повысить свой профессиональный уровень, гибко адаптироваться в реальном мире и искать пути рационального преодоления возникающих трудностей, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.
Выпускник современной школы должен быть самостоятельно мыслящим человеком, способным к самореализации. Все больше молодых людей сегодня понимают, насколько им нужны знания, практические и интеллектуальные умения для самоутверждения в этой жизни. Конкурсы в высшие учебные заведения достаточно убедительно это демонстрируют. В школе пока подобного перелома еще не произошло. Более того, наблюдается рост немотивированности детей к обучению, снижение заинтересованности в получении знаний и тем более применении их в повседневной жизни. Необходима существенная работа, учитывающая указанные выше цели, поиск новых ее форм.
Но добиться этого можно лишь через такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а познавательная деятельность ученика становилась ведущей. Обучение, ориентированное на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации. Однако в условиях классно-урочной системы, ее жесткой регламентации, господства авторитарного стиля в педагогике реализовать эти идеи применительно к каждому ученику практически невозможно.
Тематические дни, как способ углубленного изучения разделов химии.
Одно дело обучать школьников, заинтересованных в конечном результате, и иметь в своем распоряжении большое количество оплачиваемых часов, и совсем другое – работать с детьми немотивированными, не обладающими ни желанием, ни возможностями для изучения предмета, и это на фоне отсутствия финансовых, и технических средств обучения, временных возможностей. В подобных случаях и конечные результаты, и возможности обучения будут гораздо более скромными. Большинство учителей работают именно в таких условиях, поэтому мой опыт “экстремальной” педагогики может пригодиться.
В настоящее время я работаю учителем химии в Московском Кадетском Корпусе Юстиции № 8. Состав детей довольно пестрый. Здесь учатся бывшие ученики интерната №40, которые перешли в кадеты после реорганизации, т. е. дети, попавшие из сложных, неполных, проблемных семей; сироты, находящиеся под опекой; дети погибших сотрудников силовых структур; дети или родственными сотрудников правовых ведомств или министерств, а также дети предпринимателей, очень занятых в своем каждодневном труде и лишенных возможности заниматься воспитанием своих чад, т. е. в ряде случаев моими учениками являются социальные и натуральные сироты. Материальное положение учащихся сильно разнится, тоже можно сказать и об уровне начального обучения и общего развития. К тому же следует добавить особенности организации возрождающегося кадетского образования: отсутствие традиций, большой удельный вес военной подготовки и большая ее значимость, частые пропуски уроков кадетов из-за несения службы в нарядах и участия в бесконечной череде общественных мероприятий или в подготовке к ним, выезд кадетов в лагеря. Нужно отметить и недостаточное время для самоподготовки к урокам (не более двух часов), и нерациональное его использование, затруднения воспитателей при контроле за выполнением домашнего задания детьми по химии, сокращенная до 40 минут продолжительность урока, во время которого необходимо еще провести и требуемое по уставу построение.
Все перечисленные особенности создают очевидные стартовые трудности при изучении химии и выявляют основные причины отсутствия мотивации к освоению предмета. Ограниченность возможностей преподавания в таких условиях заставляет искать особые формы обучения. Применение интерактивного метода при освоении ряда тем дает хорошие результаты, однако трудности в закреплении материала сводят на нет все предыдущие усилия. Интересным оказался опыт проведения тематических дней. Распределение обязанностей и тем проводилось заранее, поскольку возможности подобрать материал у кадетов ограничены. Они всю неделю находятся в кадетском корпусе и свободны в своих действиях лишь в воскресенье, зато в этот день они могут рассчитывать на помощь родителей. Так в рамках изучения темы “Металлы и их свойства” мы провели в 9 классе День металлурга. Класс был разбит на группы по профессиям. Геологи сообщали о видах руд, поиске месторождений, их нахождении, демонстрировали имеющиеся в наличие образцы либо фотографии. Металлурги рассказали о способах получения металлов, объясняли химию процессов. Доменщики брали на себя рассказ о доменном процессе, о чугуне и его свойствах, литье и использовании литейных и кованых изделий в промышленности, быту и народных промыслах. Сталевары объясняли способы сталеварения и приводили примеры применения стали. Отдельное сообщение было посвящено благородным металлам, истории их использования и употреблению в настоящее время. По этим материалам была устроена выставка, посвященная Дню металлурга. Она сослужила хорошую службу при изучении металлов в восьмых и одиннадцатых классах.
Уроки самоуправления – инверсия обучения
Еще одной формой активного изучения материала, генерирующей творческий подход к проблеме, является проведение уроков самоуправления. В условиях кадетского корпуса, где очень регламентирована сама жизнь, где четко выстроена иерархия, идея проявить себя в качестве управителя, без боязни налететь на окрик или наряд вне очереди, на возможность лишиться формы за проявление определенного рода активности, является весьма и весьма привлекательной. Опыт прошлых лет кадетам очень понравился, поэтому довольно много желающих побыть учителями или просто принять участие в проведении таких уроков.
Темами уроков самоуправления были “Периодический закон и история его открытия”, “Классы неорганических веществ” (8 класс), “Химия азота и его соединений”, “Химия серы и ее соединений” (9 класс), “Природные источники топлива”, “Углеводы и их значение”, “Генетическая связь классов органических веществ” (10 класс).
Организация таких уроков проходила, как правило, следующим образом. Совместно с “учителями”, а это были два-три кадета, мы намечали тематику проведения урока, составляли план, проводили предварительный хронометраж выступлений по заданной теме, определяли домашнее задание, намечали и опробовали демонстрационные опыты, подбирали видеоматериал. Подготовка проводилась после уроков. Участники работали с литературой, рисовали плакаты, репетировали свои выступления. На проведение урока приглашались командиры взводов и рот, учебная часть, воспитатели, родители. Все гости, включая учителя химии, сидели в конце кабинета за спинами учеников и записывали свои впечатления. Урок согласно уставу начинался с построения. Затем один из “учителей” предлагал записать домашнее задание, потом заявлял тему урока и начинал вызывать одну за другой группы выступающих. Остальные “учителя” ассистировали: помогали развешивать плакаты, демонстрировать отрывки из видеофильмов, показывали химические опыты. Форма одежды для их проведения была очень серьезной: халат, очки, перчатки. Затем каждая из тем обсуждалась, выступающим задавали вопросы и ученики, и “учителя”. В случае неполного раскрытия темы “учителя” давали свои разъяснения, поскольку и сами готовили весь этот материал. По мере прохождения урока “учителя” менялись ролями: выдержать напряжение целого урока каждому из них было сложно. В конце урока всем выступающим “учителями” были выставлены оценки, причем объективные, что удивительно, вопреки вполне естественному желанию помочь своим товарищам. Эти оценки безоговорочно выставлялись мною в журнал и в дневник за подписью “учителей” и моей. На следующем уроке проводилось обсуждение по итогам предыдущего, в котором участвовали все кадеты, учитель выставлял оценки своим коллегам и сообщал о мнении всех гостей. “Учителя” и лучшие из учеников награждались поощрительными призами.
В ряде случаев учащиеся избирали другую форму урока. Так, например, урок “Природные источники топлива” в 10 классах был проведен в виде заседания Совета министров. Портфели были распределены согласно существующему в стране положению исполнительной власти, где каждый ответственный за ситуацию в своей отрасли докладывал о состоянии дел на текущий момент. Обсуждение носило характер дебатов. В одном из 8-х классов при проведении урока “Классы неорганических веществ” учащиеся избрали игровую форму в виде викторин, конкурсов, различного рода состязаний.
Эффект от проведения таких уроков самоуправления был поразительным. Совершенно неожиданно проявили себя слабые ученики; по инерции продолжали углубленно (а не только, чтобы отстали) готовить домашнее задание и те, кто сильнее, и те, кто никогда этого не делал; улучшилась дисциплина на уроке (что является у кадетов самой болезненной проблемой, вопреки всем уставам); заметно возросло уважение к учителю особенно у тех, кто сам проводил урок, – вероятно, осознали, насколько это сложно. И самое главное: кадеты просили проводить такие уроки как можно чаще, а подготовленный ими материал помнят до сих пор, что в наших условиях поистине удивительно.
Химические кружки для младших классов – школа будущих отличников.
Пропедевтика при изучении химии назрела уже давно, учитывая объем и сложность предмета. В силу специфики нашего контингента учащихся, возникла идея готовить актив школьников прямо “с пеленок”, т. е. начинать занятия с кадетами 5–7 классов в рамках школьного химического кружка. Как известно, интерес у школьников к химии колоссален в младших классах, пока существуют иллюзии, что на уроках в основном занимаются взрывами, и этот интерес резко сокращается при заучивании формул и решении задач, то есть в условиях каждодневного рутинного труда. Первое объявление о работе химического кружка выстроило очередь на запись с четвертого до первого этажа со всеми привычными этой ситуации разборками: толканием, подчас драками. Мне пришлось честно переписать всех учеников с пятого по седьмой класс. При этом не стоит и говорить о том, что число желающих практически сошло на нет после моих разъяснений на постоянно повторяющийся вопрос: “Когда мы будем делать атомную бомбу?”. Но те, кто остались, и занимались весь год в составе кружка, а ныне являются учениками 8–9 классов, демонстрируют явное отличие от остальных и в усвоении материала, и в интересе к предмету. Создание такого интеллектуального резерва – дело весь кропотливое и деликатное, и организационно чрезвычайно трудное, но результаты окупают все. Форма проведения занятий – свободная и зависит от многих факторов: количества присутствующих, их состава, настроя. Чаще всего – это игра в “размышлялки” на ту или иную тему, которая в данный момент заинтересовала участников. Задача учителя – направить интерес детей в ту область естествознания, представления о которой в дальнейшем будут использоваться при изучении химии. Члены этого кружка – самые благодарные из учеников. Их восторги по поводу простейших опытов, неподдельное изумление в ответ на объяснение каких-то явлений и радость понимания происходящего являются источником сил, оптимизма и веры в необходимость педагогической деятельности в настоящее время в нашей стране, несмотря на очевидное ощущение обреченности, и вызывают желание работать дальше вопреки разрушительной деятельности власть предержащих.