Вечер: "В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии". Мероприятие для 7—8-х классов

Разделы: Математика


План вечера.

I. Выступления учащихся.

II. Доклад-беседа по теме вечера.

III. Соревнование двух команд.

IV. Конкурс болельщиков.

V. Художественная самодеятельность.

VI. Подведение итогов. Награждение победителей.

Цели вечера:

  1. Реализация принципа умственного развития учащихся
  2. Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся.
  3. Сопутствующие задачи:

- прививать навыки самостоятельного поиска новых знаний, закономерностей пробуждать их любознательность,

- развивать культуру коллективного умственного труда,

- формировать и развивать интереса учащихся к занятиям математикой, расширить математический кругозор.

Форма занятия: дидактическая игра.

Пособия: плакаты, таблицы, карточки, мелки.

I. Выступления учащихся.

Хором:

Мы числа, суммы, дуги.
Нас очень, очень много,
Мы все друзья и слуги
Волшебного "двурога".

1 ученик:

Наш юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш концерт и … "бал",
Умом своим на все взглянуть.

2 ученик:

Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином, которого познал.

3 ученик:

Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сраженный за великий творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.

4 ученик:

Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.

5 ученик:

Велик и ныне Чебышев - титан,
А Софья Ковалевская - чудесная "русалка".
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.

6 ученик:

Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.

7 ученик:

Запомни то, что Гаусс всем сказал:
"Наука математика-царица всех наук"
Не зря, поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.

8 ученик:

Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.

9 ученик:

Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, можете, быть.
Но будешь ты рабочим, может, и ученым,
И будешь честно Родине служить!

Хором:

Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и борьбе
Дает математика знать о себе!

II Доклад "В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии"

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Вечер математики посвящается!

Тема вечера: "В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии"

Цель вечера очевидна: показать, что математика вовсе не такая "сухая" наука, как думают некоторые, и что ею интересовались не только "чистые" математики, но и люди других профессий.

"Предмет "математика" на столько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным", - писал выдающийся ученый XVII века Б. Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.

В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача-шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правил, лучше запомнить.

Чтобы сразу настроиться на математический лад, решим такую задачу: надо доказать, что 2=1. Очевидно, что а2 – а2 = а2 – а2 . Левую часть разложим по формуле разности квадратов, а из правой вынесем общий множитель за скобки.

Получим (а – а) (а + а) = а (а – а), сократив, т.е. поделив обе части равенства на (а – а), получим а + а = а, т.е. 2а = а или 2 = 1

Где была ошибка? (к зрителям). Почему получилось такая нелепость? Какое правило нарушено? (а – а = 0, на нуль делить нельзя, а мы разделили)

А сколько в математике загадочных курьезов! Вот, например, если мы сделаем грубейшую ошибку и сократим дроби и просто зачеркнув цифру 6 в числителе и в знаменателе, получим… верный ответ!!!

А вот курьез, связанный со свойствами числа 12345679. Если его умножить на 9, то в результате получится число, записанное только цифрой 1. Если умножить на 18, то получится число записанное, только 2, а если умножить на 27, как думаете, какой цифрой будет записано полученное число? Верно, цифрой 3.

Еще в глубокой древности условия задач давались в стихах.

Древнегреческая задача о статуе Минервы (богини мудрости, покровительнице наук искусств и религии)

Я изваяние из злато. Поэты то злато в дар принесли

Хоризий принёс половину всей жертвы,

Фестия часть восьмую дала, десятую – Солон.

Часть двадцатая – жертва певца Фемисона.

А девять – все завершивших талантов –

Обет, Аристоником данный.

Сколько же злата поэты все вместе в дар принесли? ( Ответ: 40)

Есть числа с весьма интересными свойствами. Если, например, число 12 записать наоборот – 21, то квадрат вновь образованного числа окажется квадратом числа, также записанного наоборот: 122 = 144, а 212 = 441

Есть и другие числа с таким свойствам. Например 13;102;112;122;221;331 и др. можно строго доказать, что таких "обращенных квадратов" существует бесконечное множество.

Попробуйте вы сами сделать это на досуге и результат показать своему учителю.

Еще один интересный факт: существует всего три числа, равные сумме своих цифр, возведенных в степень, равную их количеству. Вот они 81;512;2401

81 = (8+1) 2; 512 = (5+1+2)3; 2401 = (2+4+0+1)4

Математика - вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы.

Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению.

Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях. Например, Л.Н. Толстой сделал такое сравнение: "Человек - есть дробь" Числитель – это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель-это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизить к совершенству.

В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико-математический факультет университета, а крупнейший математик Бунявский был поэтом.

Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой.

Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок.

Не только руки, ноги и тело требует тренировки, но мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, математических ребусов, развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром говорят, что математика-это гимнастика ума.

Так давайте сегодня и займемся этой математикой.

III. Команды соревнуются

1. Разминка "Живой арифмометр"

Командам предлагается посчитать геометрические фигуры. От каждой команды приглашаются по три человека.

Считают так: 1-ый круг, 1-ый треугольник; 2-ый – круг; 1-ый квадрат и т.д. пока не собьются. Победителем объявляем того, кто больше посчитает, пока не собьется или кто без ошибок быстро сосчитает.

2. Конкурс "Математическая рыбалка"

Рыбки с заданиями. Ловят по одному участнику. "Задания в математической рыбалке".

1. Какое самое большое число можно записать четырьмя единицами? (Ответ 1111)

2. Расставьте в квадратиках числа от 1 до 9, чтобы сумма трех чисел каждого ряда и по диагонали составила бы 15.

Ответ

6 7 2
1 5 9
8 3 4

3. Двумя прямыми линиями разделить циферблат так, чтобы суммы чисел в каждой части были равными

 

4. Не производят никакой записи, увеличить число 86 на 12. (Ответ перевернуть)

5. Сумма и произведение четырех натуральных чисел равна 8, что это за числа?

(Ответ 1;1;2;4)

6. Какие цифры скрыты здесь:Ответ: 100-99=1)

7. Применяя знаки действий, напишите число "1" тремя двойками. (Ответ 2 - 2 : 2)

8. Применяя знаки действий, напишите число "3" тремя двойками. (Ответ:2 + 2 : 2)

9. Число "100" записать, применяя знаки действий, пятью единицами.

(Ответ: 100=111–11)

10. Число "10" записать, применяя знаки действий, пятью девятками.

(Ответ: 9:9+9–9+9= 10)

IV. Конкурс болельщиков

  1. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному. Как это могло случиться? (дед, отец, внук)
  2. У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50 пальцев)
  3. Сколько граней имеет неотточенный шестигранный карандаш? (8 граней)
  4. Одно яйцо варится 4 минуты. Как долго варится 6 яиц? (4 минуты)
  5. У меня две монеты на общую сумму 15 рублей. Одна из них не пятак. Что это за монета? (10 рублей)
  6. Дедушку зовут Иван Павлович, а его внука - Виктор Петрович. Как зовут отца внука? (Петр Иванович)
  7. Чему равно произведение всех цифр? (Нулю)
  8. Сколько ударов в сутки делают стенные часы, которые отбивают целые часы и каждые полчаса (одним ударом)? ( Ответ: (12 + 1)* 12 + 24 = 180 ударов)
  9. Необходимо отгадать, сколько конфет горошин находятся в стакане? (108)
  10. Требуется рассадить в саду десять яблонь в 5 рядов так, чтобы в каждом ряду было по 4 яблоки. Как это сделать? (Ответ: Точки пересечения сторон пятиконечной звезды )

V.

1. Ответы команд

2. С помощью геометрических фигур нарисовать портрет человека.

Оценить жюри.

VI. Художественная самодеятельность

VII. Награждение победителей

1. Участников

2. Призеров олимпиад.

"Если ты в жизни…" С.В. Ковалевская

Если ты в жизни хоть на мгновение
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак сомненья
Ярким сиянием твой путь одарил:
Чтобы в решенье своем неизменном
Рок не назначил тебе впереди –
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святого, в груди.
Тучи сбегутся громадой нестройной.
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.

К высотам познания! За кручей обрыв!
Дороги орла незнакомы. Пройдет
Человек лишь, но прежде открыв
Природы и Чисел законы.
Искателей истин судьба нелегка,
Но тень их достанет в веках облака.