Цель: изучить химические свойства альдегидов, продолжать формировать умение составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере альдегидов.
Задачи:
- Создать условия для интеллектуального развития учащихся.
- Закрепить умения определять принадлежность органических соединений к классам веществ, предсказывать химические свойства, опираясь на знание свойств функциональной группы.
- Развивать умения использовать химическую терминологию, наблюдать и описывать химический эксперимент.
- Совершенствовать информационно- познавательную компетенцию учащихся.
- Научить работать в виртуальной лаборатории, проводить виртуальный химический эксперимент
Оборудование: дискета с материалами, диск “Химия: виртуальная лаборатория 8-11 классы”, компьютер.
Ход урока
1 этап. Актуализация знаний.
Сообщение по схеме.
Назовите вещества:
Написать формулы по названию:
3, 3 – диметилбутаналь; пропаналь;
2, 3 – диметилпентаналь.
Тесты
1. Альдегидная группа записывается в форме
А) – С (Н)= О; б) – СООН; в) –ОН; г) –NО3
2. 40%-й раствор муравьиного альдегида называется:
А) Бутаналь; б) пропаналь; в) формалин; г) пентаналь.
3. Формула уксусного альдегида- это:
4. Альдегид, не имеющий углеводородного радикала:
А) уксусный ; б) масляный ; в) валериановый; г) муравьиный
5. Газообразным является альдегид:
А) муравьиный; б) уксусный; г) валериановый.
6. Название “альдегид” означает:
А) гидратированный алкин; б) окислённый спирт; в) дегидрированный спирт; г) гидратированный алкен.
Ключ: авагав.
2 этап. Сегодня мы изучаем химические свойства по компьютеру.
Химические свойства альдегидов обусловлены составом и строением данных веществ и прежде всего наличием в их молекуле карбонильной группы. По месту двойной связи в ней могут проходить реакции присоединения. О физических свойствах альдегидов см. Приложение 1.
Полярный характер двойной связи обуславливает и другие реакции альдегидов, например присоединение воды. Особенно это характерно для формальдегида:
Под влиянием карбонильного атома кислорода альдегиды легко окисляются по связи C-H в альдегидной группе.
Реакция окисления: реакция “серебряного зеркала”
В качестве окислителя альдегидов может быть использован также гидроксид меди (II) Cu(OH)2. Если к нему прибавить раствор альдегида и смесь нагреть, то сперва наблюдается образование желтого осадка гидроксида меди (I), который затем превращается в красный оксид меди (I). В этом случае гидроксид меди (II) окисляет альдегид в кислоту, а сам восстанавливается до оксида меди (I).
Реакции с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II) могут служить для обнаружения альдегидов.
Применение альдегидов. Наибольшее применение имеют формальдегид и ацетальдегид. Формальдегид используется обычно в виде формалина. В сельском хозяйстве формалин необходим для протравливания семян. Широко он применяется в кожевенниковом производстве, так как оказывает дубящее действие на белок кожи.
Для сохранения биологических препаратов. Взаимодействием формальдегида с аммиаком получают лекарственное вещество- уротропин. На основе формальдегида получают фенолформальдегидные пластмассы, из которых готовят электротехнические изделия, детали машин.
Ацетальдегид используется для производства уксусной кислоты. Также получают этиловый спирт.
Допишите уравнения реакции:
Напишите структурную формулу вещества состава C5H10O, если известно, что оно присоединяет водород в присутствии катализатора, а при нагревании со свежеприготовленным гидроксидом меди(II) образует красный осадок. Назовите вещество.
3 этап. Лабораторная работа. “Качественная реакция на альдегид”.
Сегодня выполняем лабораторную работу в виртуальной лаборатории. Из-за сохранения здоровья.
- В обезжиренную пробку прилейте раствор нитрата серебра.
- Осторожно, по каплям при встряхивании прибавляйте раствор аммиака, пока образующийся сначала осадок полностью не растворится.
- К полученному бесцветному раствору прибавьте несколько капель альдегида.
- Осторожно нагрейте пробирку в пламени горелки.
Следующая работа.
- В пробирку прилейте раствор формальдегида в воде.
- Добавьте раствор гидроксида натрия.
- При встряхивании, по каплям прибавьте раствор сульфата меди (II) до появления неисчезающей голубой взвеси.
- Осторожно налейте пробирку в пламени горелки.
Озвучиваем вывод по работам.
Как при помощи гидроксида меди (II) распознать глицерин и уксусный альдегид?
Подведение итогов. Оценки за урок.
? Какие чувства породил в вас этот урок?
?Какие возможности вы в себе сегодня открыли?
?Нужны ли вам такие уроки и почему?