Химические свойства альдегидов и их применение (использование элементов информационных технологий на уроке химии)

Разделы: Химия


Цель: изучить химические свойства альдегидов, продолжать формировать умение составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере альдегидов.

Задачи:

  1. Создать условия для интеллектуального развития учащихся.
  2. Закрепить умения определять принадлежность органических соединений к классам веществ, предсказывать химические свойства, опираясь на знание свойств функциональной группы.
  3. Развивать умения использовать химическую терминологию, наблюдать и описывать химический эксперимент.
  4. Совершенствовать информационно- познавательную компетенцию учащихся.
  5. Научить работать в виртуальной лаборатории, проводить виртуальный химический эксперимент

Оборудование: дискета с материалами, диск “Химия: виртуальная лаборатория 8-11 классы”, компьютер.

Ход урока

1 этап. Актуализация знаний.

Сообщение по схеме.

Назовите вещества:

Написать формулы по названию:

3, 3 – диметилбутаналь; пропаналь;

2, 3 – диметилпентаналь.

Тесты

1. Альдегидная группа записывается в форме

А) – С (Н)= О; б) – СООН; в) –ОН; г) –NО3

2. 40%-й раствор муравьиного альдегида называется:

А) Бутаналь; б) пропаналь; в) формалин; г) пентаналь.

3. Формула уксусного альдегида- это:

4. Альдегид, не имеющий углеводородного радикала:

А) уксусный ; б) масляный ; в) валериановый; г) муравьиный

5. Газообразным является альдегид:

А) муравьиный; б) уксусный; г) валериановый.

6. Название “альдегид” означает:

А) гидратированный алкин; б) окислённый спирт; в) дегидрированный спирт; г) гидратированный алкен.

Ключ: авагав.

2 этап. Сегодня мы изучаем химические свойства по компьютеру.

Химические свойства альдегидов обусловлены составом и строением данных веществ и прежде всего наличием в их молекуле карбонильной группы. По месту двойной связи в ней могут проходить реакции присоединения. О физических свойствах альдегидов см. Приложение 1.

Полярный характер двойной связи обуславливает и другие реакции альдегидов, например присоединение воды. Особенно это характерно для формальдегида:

Под влиянием карбонильного атома кислорода альдегиды легко окисляются по связи C-H в альдегидной группе.

Реакция окисления: реакция “серебряного зеркала”

В качестве окислителя альдегидов может быть использован также гидроксид меди (II) Cu(OH)2. Если к нему прибавить раствор альдегида и смесь нагреть, то сперва наблюдается образование желтого осадка гидроксида меди (I), который затем превращается в красный оксид меди (I). В этом случае гидроксид меди (II) окисляет альдегид в кислоту, а сам восстанавливается до оксида меди (I).

Реакции с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II) могут служить для обнаружения альдегидов.

Применение альдегидов. Наибольшее применение имеют формальдегид и ацетальдегид. Формальдегид используется обычно в виде формалина. В сельском хозяйстве формалин необходим для протравливания семян. Широко он применяется в кожевенниковом производстве, так как оказывает дубящее действие на белок кожи.

Для сохранения биологических препаратов. Взаимодействием формальдегида с аммиаком получают лекарственное вещество- уротропин. На основе формальдегида получают фенолформальдегидные пластмассы, из которых готовят электротехнические изделия, детали машин.

Ацетальдегид используется для производства уксусной кислоты. Также получают этиловый спирт.

Допишите уравнения реакции:

Напишите структурную формулу вещества состава C5H10O, если известно, что оно присоединяет водород в присутствии катализатора, а при нагревании со свежеприготовленным гидроксидом меди(II) образует красный осадок. Назовите вещество.

3 этап. Лабораторная работа. “Качественная реакция на альдегид”.

Сегодня выполняем лабораторную работу в виртуальной лаборатории. Из-за сохранения здоровья.

  1. В обезжиренную пробку прилейте раствор нитрата серебра.
  2. Осторожно, по каплям при встряхивании прибавляйте раствор аммиака, пока образующийся сначала осадок полностью не растворится.
  3. К полученному бесцветному раствору прибавьте несколько капель альдегида.
  4. Осторожно нагрейте пробирку в пламени горелки.

Следующая работа.

  1. В пробирку прилейте раствор формальдегида в воде.
  2. Добавьте раствор гидроксида натрия.
  3. При встряхивании, по каплям прибавьте раствор сульфата меди (II) до появления неисчезающей голубой взвеси.
  4. Осторожно налейте пробирку в пламени горелки.

Озвучиваем вывод по работам.

Как при помощи гидроксида меди (II) распознать глицерин и уксусный альдегид?

Подведение итогов. Оценки за урок.

? Какие чувства породил в вас этот урок?
?Какие возможности вы в себе сегодня открыли?
?Нужны ли вам такие уроки и почему?