Цель: закрепление вычислительных умений и навыков.
Задачи:
развивать память, внимание, речь, логическое мышление, эрудицию;
воспитывать любовь к предмету математике и прекрасному в природе;
формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность.
Оборудование:
– зашифрованное письмо от Самоделкина;
– детали Снеговика с заданием;
– числовые снежинки;
– герой “Самоделкин”;
– картинки: куница, рысь, сугроб, зайчик, шишка, орех, гриб, еж, заяц, барсук;
– индивидуальные карточки – задания в виде следов Самоделкина;
– учебник для учащихся “Математика – ч. 2”, автор М.И.Моро.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети (хором): Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика.
2. Постановка учебной задачи, цели и сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, в некотором математическом царстве, в некотором геометрическом государстве, за логическим морем, за темным лесом жил-поживал смышленый парнишка Самоделкин. Но однажды одолела его Лень, этим воспользовались “Злые ошибки” и забрали его в свое подземелье. Он тайно прислал письмо, но оно зашифровано. Каждому числу соответствует определенная буква. Чтобы правильно расшифровать письмо, нужно правильно решить и записать ответы примеров, данных на доске.
(На доске):
30 – 6 М
93 – 90 П
8 + 5 О
63 + 7 Т
56 + 7 И
62 + 20 Е
34 – 6 Г
4. Физ. пауза:
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже и
Шагаем не спеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Мы теперь метатели,
Размахнись рукой – бросок,
Прямо в цель летит снежок.
Учитель: А это кто? Гибкая, коварная хищница с острыми коготками на лапах и кисточками на ушах. (Рысь). Рысь очень любит лазить по деревьям. Затаится на дереве и подкарауливает свою жертву, например, оленя. Рысь приготовила для вас два хитрых примера:
74 – 50 = 16
70 – 54 = 24
Учитель: В чем хитрость этих примеров? Правильно ли решила рысь данные примеры? Какую ошибку в вычислении она допустила?
Учитель: Мех пушистый, красивый. Сам зверек ловко лазит по деревьям, нападает на белок и птиц. Любит ловить рыбку и лакомиться ею. Не угадали? Это куница. Она разорила беличью кладовую, в ней шишки, грибы, орехи. Она предлагает найти значения буквенных выражений:
а – 18 а + 24
при: а = 42; а = 20; а = 56. Решение записываем столбиком.
Учитель: Смотрите, какой необычный сугроб на пути. А кто же затаился в сугробе, узнаем, решив цепочку примеров:
13 – 7 + 20 – 12 – 8 – ?
7 – еж,
6 – заяц,
10 – барсук.
Кто же в сугробе? Про него говорят: испугается – бежит, остановится – дрожит. Почему же заяц дрожит?
(Несколько учеников рассказывают заранее подготовленные сообщения о зайцах).
1 ученик: Заяц зимой ведет активный образ жизни. Отдыхают зайцы в открытых ямах, а в холодные зимы они прячутся в подснежные убежища.
2 ученик: На поваленных деревьях, кустах снег задерживается, под ним образуются пустоты, которые и служат зайцу убежищем.
3 ученик: Этот зверек прыгает и бегает быстро, некоторые зайцы могут развивать скорость до 50 километров в час.
4 ученик: Из-за длинных задних ног, в гору бежать ему легче, чем под гору. Под гору он не бежит, а катится кубарем.
Учитель: Не будем пугать зайца, обойдем сугроб. Ой, ребята, тут чьи-то следы. Да ведь это следы Самоделкина. На следах примеры, а на отдельных карточках ответы и буква. Тот, кто верно решит примеры – составит слова. (У детей получаются слова: старание, сюрприз, умничка, молодец).
(Дети получают следы Самоделкина с заданием). (Приложение 1).
Учитель: А вот и сам Самоделкин. Он благодарит вас. Вы спасли его потому, что были дружными, старательными, смекалистыми. И в подарок дарит вам домашнее задание – сюрприз. (Приложение 2).
5. Оценивание ответов.
6. Итог урока.
Учитель: Чему учил вас Самоделкин? Что вам на уроке понравилось?