Личностно ориентированное обучение направлено на развитие личности ученика, а развитие личности, как и всякое психическое развитие, предполагает востребованность и проявление того, что развивается, т.е. личности. Значит образовательный процесс должен быть построен таком образом, чтобы “обеспечивать создание ситуаций, обеспечивающих эту востребованность личностных проявлений человека” [1].
А.В. Сериков в своей работе отмечает, что развитие личности это:
1) в первую очередь развитие атрибутивных функций: избирательности, осмысления деятельности, произвольности, креативности, рефлексивности, ответственности, автономности;
2) развитие содержания ее духовной сферы — мировоззренческих, нравственных, эстетических и других ценностей в форме мотивов, установок и способностей;
3) деятельностно-поведенческое развитие личности — становление ее привычек, опыта, стиля и манеры презентации своего “Я”;
4) становление ее индивидуальности.
Личностно-ориентированное образование признает каждого человека как индивида, наделенного своим неповторимым уникальным субъектным опытом. Под субъектным опытом мы понимаем ту часть личностного опыта ученика, которая относится к его собственным приобретенным и осознанным им самостоятельно знаниям, индивидуальным смыслам и познавательным стратегиям.
Как носитель субъектного опыта ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является. При обучении происходит включение субъектного опыта в процесс познания, осуществляется его обогащение “окультуривание”. При реализации личностно-ориентированного подхода на первый план должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы научная информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальное знание, становилась частью субъектного опыта ученика.
Каждый человек уникален, его индивидуальность проявляется в избирательном отношении к познанию (содержанию, виду, форме его представления), устойчивости этой избирательности, в способах переработки учебной информации, эмоционально-личностном отношении к объектам познания и способам взаимодействия с участниками процесса познания. В процессе обучения учеником используются специально выработанные им формы учебной работы, и ее организация осуществляется на основе личных интересов, предпочтений, потребностей, личностных отношений к ней.
На основании вышесказанного, организуя личностно-ориентированное обучение, учитель должен, прежде всего:
- Признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторимым субъектным опытом.
- Признать основной целью обучения развитие личности ученика.
- Определить средства достижения этой цели, позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика и включить его в процесс познания:
Создание атмосферы заинтересованности и активности ученика в работе класса:
- созданий ситуаций, которые позволяют понять ребенку, что его знание, опыт ценны, важны и необходимы в процессе познания;
- стимулирование учащихся к высказываниям;
- поощрение инициативы и активности;
- акцентирование важности мнения каждого члена группы;
- создание ситуаций, позволяющих проявить способности, возможности, интересы.
Организация равноправного партнерского обмена между участниками образовательного процесса:
- приоритет диалогических форм учебной деятельности;
- организация сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимопроверка, организация групповых форм работы и т.д.);
- проявление доброжелательности в общении;
- уважительное отношение к мнениям, высказываниям, суждениям учеников;
- организация учебной работы таким образом, чтобы ее результаты зависели от деятельности всех партнеров;
- создание возможности задавать вопросы.
Обеспечение состояния успешности в процессе обучения:
- создание ситуации успеха;
- формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
- обогащение образовательного процесса позитивными эмоциями;
- открытость проблемам, желаниям, настроениям учеников и заинтересованная реакция на предложения, пожелания, замечания;
- подробные инструкции к выполнению различных видов работ с целью обеспечения их успешности;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- привлечение самих учащихся к оцениванию своей работы.
Организация развивающего пространства:
- ориентация на формирование учебной деятельности школьников, освоение методов научного познания, а не на передачу учебной информации;
- ориентация учащихся на освоение методов познания, а не на стремление к заданным извне результатам;
- повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности;
- обучение целеполаганию;
- обучение рефлексии, самооценке учениками своих действий и результатов;
- обучение анализу способов работы других участников процесса познания, выбор наиболее рациональных;
- использование в основном продуктивных методов обучения и заданий творческого характера;
- постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
- учет психо-физических особенностей и личностных интересов учащихся при выборе типа урока, методических приемов, видов заданий;
- обеспечение дозированности помощи ученикам (в соответствие с зоной ближайшего развития).
Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:
- развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
- создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества;
- создание ситуаций нравственного выбора и оценке результатов научных достижений, открытий с точки зрения нравственных норм;
- создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности (милосердия, способности к сопереживанию и т.п.);
- формирование убежденности в возможности и необходимости познания окружающего мира и использования достижений наук на благо развития человеческой цивилизации.
Выделенные средства ориентированы на личностное развитие учащихся.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его.
Литература
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепции, технологии: монография [Текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена, 2000. - 147 с.