Цель: Раскрыть роль движущих сил антропогенеза в эволюции человека.
Задачи:
- Сформировать представление о роли движущих сил антропогенеза при становлении человека на современном этапе.
- Показать взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного образования.
- Развивать творческий стиль мышления, умения анализировать, делать выводы, работая в группах.
- Воспитывать чувство бережного и ответственного отношения к своему здоровью.
Оборудование: Таблицы по теме: “Происхождение человека”.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
Как сформировался современный человек? Каковы движущие силы антропогенеза?
По ответам учащихся, получившим домашнее задание привести доказательства в пользу определенного фактора, составляется схема. (На доске.)
2. Работа в группах с использованием “мозгового штурма”.
Класс делится на 4 группы по 5 человек. Каждая группа вытягивает карточку с предлагаемым фактом.
-Действием каких факторов их можно объяснить? Заполняется таблица. Представитель каждой группы оглашает результаты обсуждения.
Влияние факторов среды на человека
Факт |
Причина- действие фактора |
|
биологического |
социального |
|
1. |
||
2. |
||
3. |
||
4. |
Факты:
- Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные гладкие волосы. От этого брака родился ребенок со светлыми волнистыми волосами.
- Ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать, “покрытую шерстью”. Когда он хочет спать, важно, чтобы рядом был пушистый предмет - игрушка, одеяло, волосы матери. В любом возрасте человек в отчаянии кричит: “Мама” и хватается за шерсть, которая всегда рядом - за собственные волосы.
- Сенсационная история с детьми, воспитанными волками, произошла с двумя индийскими девочками – Камалой и Амалой. Через 7 лет после того, как их забрали из волчьего логова, Камала понимала всего 45 слов. К 15 годам напоминала 2-летнего ребенка, а к 17 годам умственное развитие “волчьей воспитанницы” едва достигло уровня 4-летнего человека.
- Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время второй мировой войны через ужасы концлагерей, писал: “В концентрационном лагере, например,… мы были свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий”.
3. “Мозговой штурм”. Активизируются уже имеющиеся знания учащихся о жизни древних людей (из истории).
Главная цель - наработать как можно больше возможных решений по факту. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и один из ребят рассказывает о них классу и учителю.
Факт:
По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким - таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
-Как выжил этот человек?
-Какие социальные факторы сыграли ведущую роль при этом?
Вывод по уроку на основе ответа на вопрос: “Почему социальные факторы играют ведущую роль в эволюции человека?
Используемая литература:
- Учебник “Биология. Общая биология.10 Кл.”. Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова. Москва “Просвещение” 2000г.
- “1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии” для школьников и поступающих в вузы. Москва. Издат. Дом “Дрофа” 1999г.
- Практическое пособие “Совсем необычный урок”. С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воронеж. Издат. “ Учитель” 2001г.
Для разработки урока по данной теме в гуманитарном классе можно использовать статью С. В. Багоцкого: “Б.Ф.Поршнев и его концепция антропогенеза”. Журнал “Биология в школе” №3 2005 год.