Цели урока:
- Познакомиться учащихся с движениями в земной коре, с грозными явлениями природы – землетрясениями вулканизмом, гейзерами.
- Выяснить причины их образования и последствия, возникающие при их действии.
- Воспитыватьчувство сострадания к людям, попавшим в сложные ситуации при природных катастрофах.
Оборудование к уроку:
- Словарь понятий
- Плакаты о профессиях (геолога, вулканолога, сейсмолога)
- Коллекции горных пород и раздаточного материала на 8 групп
- Плакат “Горст”, “Грабен”
- Таблички на столы: физики, химики, художники, спасатели, историки, литераторы, геологи, географы.
- Прибор “Сейсмограф” или рисунок
- Таблица Рихтера
- Правила “Как себя вести при землетрясении
- Стенд с материалами “Армения. 1988 год”
- Портрет В. Пикуля
- Портрет К. Брюллова
- Картина “Последний день Помпеи”
- Атласы
- Условные знаки вулканов действующих и потухших
- Карты: “Строение земной коры” и “Карта полушарий”
- Магнитная доска
- Картины: “Гейзеры”, “Йеллоустонский национальный парк”
- Указки, кнопки, магниты
- Модель вулкана
- Химические реактивы
- Демонстрационный столик
Ход урока
1. Организационный момент. Посадка по группам (перестановка столов). Таблички с названиями специалистов.
2. Беседа (фронтально) по вопросам:
- Какие внешние оболочки есть у Земли?
- Какую оболочку мы изучаем?
- Что обозначает слово “литосфера”?
- Назовите части литосферы.
- Почему фантастическое желание Ж. Верна, связанное с литосферой не сбылось?
Что можно сказать о толщине земной коры?
- Назовите основные способы изучения земной коры (сейсмический, бурение скважин, шахты, геологические изыскания).
3. Учитель: Сегодня мы продолжаем изучение литосферы и тех процессов, которые в ней происходят.
Древние считали, что все, что окружает человека – вода и воздух – находится в движении, постоянно перемещается, а земная кора (твердая оболочка) кажется неподвижной и совершенно устойчивой. Но это далеко не так…
Беседа по вопросам:
- Что указывает на правильность последнего утверждения?
- Согласны ли вы с ним?
- Чем сложена земная кора?
- Как различаются горные породы по происхождению?
- Кто занимается изучением и поиском горных пород и минералов?
4. Геологи: Что это за профессия? Чем занимаются геологи? Адресуем этот вопрос геологам. Рассказ о профессии геолога Д/ф. “Геологи называют адреса”. Кадры (№1-16) . + плакат.
Собрав образцы горных пород, геологи возвращаются из партий, и наступает пора обработки и изучения горных пород, их состава и свойств. И мы тоже сейчас этим займемся.
Практическая работа: Найти в коробках указанные породы и определить к какой группе они относятся? (каждой группе свой набор карточек)
Проверка: результаты определения, дополнительные вопросы:
- какие породы называют осадочными?
- на какие группы они разделяются? (неорганические, органические).
- какие породы относятся к неорганическим? (обломочные, химические)
- какие породы называются органическими?
- как называются породы, видоизмененные на глубине?
- какие причины (факторы) помогают в изменении свойств пород?
(Давление и t)
5. Учитель: Цель урока.
Мы совсем близко подошли к теме урока: “Движение земной коры.
Землетрясения. Вулканизм. Гейзеры”.
Вопросы:
- Как же залегают горные породы в земной коре?
- Откройте материалы осенней экскурсии, ответьте на следующие вопросы:
- Как залегали породы на берегу реки. Кудьмы ?
- Какие породы вы смогли увидеть?
- К каким породам их отнесете?
А залегание горных пород может быть различное:
- горизонтально,
- наклонно,
- смяты в складки,
- иногда видны разрывы,
- смещение одной части относительно другой.
Работа с учебником ( Рис. 35 в учебнике (стр. 53) и иллюстрация на доске.
Каковы причины такого разнообразия?
Учитель: В земной коре существует 2 вида движений: вертикальные и горизонтальные; часто они сочетаются, т. е. проявляются вместе.
1. Медленные вертикальные движения.
Высоко в горах встречаются глины, пески с остатками животных и растений. Они могли образоваться на дне моря или океана. Значит, территория находилась под водой. Но суша поднялась, и море отступило
Кольца для лодок, почему они так высоко?
В одних местах суша опускается, а в других поднимается. А происходит это благодаря тому, что земная кора находится в постоянном движении.
Движения могут быть горизонтальные и вертикальные.
Одни участки устойчивые, другие – более подвижные.
Главная причина движений – процессы, происходящие внутри земли.
2. Горизонтальные движения.
Эти движения тоже медленные. В результате этих движений образуются складки (показ на стопке тетрадей. Рис. 36, стр. 53. )
Они могут быть разбиты трещинами. Если движения происходят в противоположных направлениях, то образуются разрывы, при этом одни участки опускаются, другие поднимаются. Образуются: горст и грабен (рис. 36, б).
3. Землетрясения.
В отдельных частях земли происходят грозные явления природы.
Землетрясения – подземные толчки и колебания участка земной поверхности в результате разрывов и смещений (словарная работа)
В результате толчков в течение нескольких секунд или долей секунды одни участки опускаются, другие поднимаются, а также смещаются горизонтально. Земля покрывается трещинами, рушатся здания, разрываются рельсы, мосты, под развалинами погибают люди. Начинаются пожары, местность становится неузнаваемой.
Что происходит в земной коре? Как изучают это грозное явление?
В древности это вызывало страх и суеверие.
Слово физикам: Рассмотрим явление - с точки зрения физики
Очаг землетрясения – место на глубине, где образуется разрыв или смещение (словарная работа)
Эпицентр – место на земной поверхности, находящееся над очагом.
(рис. 38, стр. 56)
Сейсмологи – ученые, изучающие колебания землетрясения.
Сейсмограф (см. рис. на доске).
Как определить силу землетрясения?
Землетрясения делятся на слабые (1-4 балла); сильные (5-6 баллов); разрушительные (7-12 баллов). Характеристика силы по шкале Рихтера.
Учитель: За сутки на земле происходит около 200 землетрясений, за год – около 100 тыс., в том числе от 300 до 600происходит серьезных землетрясений (7 и более баллов). Среди сильнейших землетрясений описаны следующие (сообщение ученицы)…
Спитак (Армения) – посмотрите на дату. Сколько времени прошло со дня трагедии, разразившейся в стране? Рассказ учителя (по материалам стенда). Минута молчания.
Учитель: Профессор Калифорнийского университета Рихтер Ч. отмечает, что самое страшное при землетрясении – это паника. Кто пережил даже несильное землетрясение, на всю жизнь запоминает тот ужас, который испытал при этом. Сама земля – колышется, сотрясается, взрывается, оседает, уходит из-под ног.
Тренинг.
Закрыли глаза, мысленно представили, как пошли поперечные внутри земли волны, слева направо, а продольные приподнимают землю вверх и вниз. Медленно раскачиваются люстры, начинает звенеть посуда, пол приподнимается и начинает крениться, уходит из-под ног…
Мы понимаем, что началось землетрясение. Мы не знаем его силу, но понимаем, что надо выйти из помещения, в котором находимся. Напоминаю: мы в школе, идет урок, мы находимся на 2 этаже. Каковы будут ваши действия: где бы вы заняли место? Без паники, не поддавайтесь ей сами и останавливайте других. На счет 1, 2, 3 – заняли места. Пауза. Застыли на местах. Время остановилось.
Включается свет. Разбор ошибок (анализ делает преподаватель ОБЖ):
Как вести себя при землетрясении (сообщение ученика)
Признаки близкого землетрясения: (сообщение ученицы)
При наличии чутких приборов еще не научились точно предсказывать землетрясения, но кроме приборов есть еще живые барометры. Как вы думаете, кто это?
Биологи – Рассказ о животных и растениях - предсказателях землетрясений
Учитель: Это таинственное и грозное явление природы описывали очевидцы, писатели, слагали стихи поэты. Платон, А. М Горький и другие описали то, что им довелось увидеть в минуты грозной стихии.
А сейчас историки познакомят вас с автором, который описал Мессинское землетрясение в Италии: В. С. Пикуль “Исторические миниатюры” рассказ “Ничего, сеньор, ничего, сеньорита” (2 ученика выразительно читают миниатюру)
Беседа по вопросам:
- О чем этот рассказ?
- Что запомнилось вам в нем?
- Какие чувства он у вас вызвал?
- Правильно ли сделали моряки флагманского корабля, что пошли спасать людей в гибнущем городе? Честь и слава русским морякам за их подвиг!
Обобщение учителя.
Учитель: На земле существует еще одно грозное явление, связанное с внутренними процессами, происходящими в земной коре – вулканизм (см. тему).
Вулкан – конусообразная гора с углублением на вершине, через которое извергается магма (словарная работа)
- Кто представляет себе вулкан? Изобразите его схематично на доске, подпишите части вулкана (рис. 39).
Словарная работа.
Кратер – углубление на вершине вулкана
Жерло – канал, по которому жидкая магма, поднимается на поверхность.
Магма – расплавленная огненная масса, образующаяся в глубинах земли. (рис. 39, учебника).
- Кто изучает вулканы?
Вулканологи (плакат).
- Как могут образовываться вулканы? (учебник стр. 58 §19 абзац “некоторые вулканы…” читают вслух). Могут образовываться как на суше, так и на море.
Учитель: К грозной стихии обращались не только писатели и поэты, но и художники. До наших дней дошла уникальная работа русского художника Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Перенесемся вместе с Олесей в 79г. н. э. Рим, Италия (рассказ, демонстрация картины, вывод – картина-эпопея, запечатлевшая столь грозное явление)
Учитель: В этих местах работают геологи и вулканологи. Какие полезные ископаемые и минералы образуются в магматических горных породах?
Магма, выливаясь из жерла на поверхность, превращается в лаву – магму без газов и водяных паров, излившуюся на поверхность.
Химики. Как происходит извержение? Отправимся в химическую лабораторию к химикам Ивану Тихонову и Виктору Шуленину. Опыт с солью аммония “Вулкан” (Соблюдение правил по ТБ).
Реакция (на доске и в тетради):
(NH4)2Cr2 O7 —> Cr2O3 + N2+ 4H2О
(дихромат аммония оксид хрома)
Вот так выглядит извержениевулкана.
Какие бывают вулканы? (действующие и потухшие)
Более 400 вулканов – действующие.
Работа с атласом. Как обозначаются вулканы на картах?: (потухшие и действующие. )
- Кто знает или слышал о крупных вулканах? Называют по карте вулканы.
Ключевая Сопка – Камчатка
Везувий – Италия
Гекла – Исландия
Этна – о. Сицилия
Фудзияма – Япония
Кракатау – Малайский архипелаг
Котопахи – горы Анды.
Килиманджаро - Африка
Практикум – Определение координат указанных вулканов (1-8 вар. )
- Подберите пары: “вулкан - район земного шара”
А для чего изучают вулканы? (“Мозговой штурм”)
- окно вглубь,
- состав и свойства пород,
- образование полезных ископаемых,
- поведение вулканов,
- изучение лавы,
- предсказание извержений
Учитель: Районы землетрясений на суше и в океане совпадают. Карта строения земной коры (работа с картой).
Но есть и еще одно необычное явление, которое связано с вулканизмом. Это гейзеры.
Гейзеры – источники, выбрасывающие горячую воду и пар на высоту до 60 м.
Известны: в США Йллоустонский парк (? 200 гейзеров) (Демонстрация стенной картины)
Долина Гейзеров на Камчатке (ок. 100)
О. Исландия (ок. 30)
Новая Зеландия.
Гейзер Великан (Курильские о-ва) используется человеком.
Итоги урока: Учащиеся делают выводы:
1. Земля постоянно находится в движении.
2. Движения бывают медленные и быстрые, резкие колебания
3. Землетрясения и вулканизм являются грозными явлениями природы.
4. Гейзеры можно использовать в хозяйственной жизни человека.
Домашнее задание:
1) на контурной карте простым карандашом обозначить вулканы, но не подписывать.
2) творческая работа (на альбомном листе)
- 1 вариант – составить путевые заметки “В гостях у вулканологов),
- 2 вариант – репортаж из района землетрясения,
- 3 вариант. – Репортаж “С геологами по тайге”.
Список использованных источников.
- Тарасов Л. В. “Физика в природе”, книга для учащихся, М., “Просвещение”, 1988 г., с. 233-253.
- Пикуль В. С., “Кровь, слезы и лавры”, исторические миниатюры и роман, “Советский писатель”, Ленинградское отделение, 1990, с. 277-283.
- Мариковский П. И. “Животные предсказывают землетрясения”, г. Алма-Ата, изд-во “Кайнар”, 1991 г.
- Соболев Г. А., Зимаков Л. Г., Седова Е. Н., Елютин А. В., Тарабрина Н. В., Шахраманьян М. А. “Землетрясение: как правильно себя вести”, Ярославль, 1991 г.
- “Знай и умей”, памятка для населения, под редакцией Кожбахтеева В. М., М., “Военное издательство”,1991г., с. 4-5.
- “2000 профессий, специальностей, должностей”, энциклопедический справочник, изд-во “Белорусская Советская Энциклопедия имени Петруся Бровки”, Минск, 1986 г., с. 95.
- Литинецкий И. Б. “Предвестники подземных бурь”, книга для учащихся 7-10классов, М., “Просвещение”, 1988 г., с. 13-23, 24-40,
- Муранов А. П. “Волшебный и грозный мир природы”, книга для учащихся, М., “Просвещение”, 1994 г., с. 99-108.
- Иванов А. Б., “ Рассказы о русских художниках”, книга для учащихся старших классов средней школы, М., “Просвещение”, 1988г., с. 113-116.
- “Энциклопедия русской живописи”, М., “Алма-Пресс”, 2000 г., под редакцией Т. В. Калашниковой.
- Алексинский В. Н. “Занимательные опыты по химии”, пособие для учителя, М., “Просвещение”,1980 г.,с. 74,статья "Вулкан на столе”.