Интегрированный урок географии с физикой, химией, биологией, историей, литературой, ОБЖ, ИЗО в 6-м классе по теме: "Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм и гейзеры"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Познакомиться учащихся с движениями в земной коре, с грозными явлениями природы – землетрясениями вулканизмом, гейзерами.
  2. Выяснить причины их образования и последствия, возникающие при их действии.
  3. Воспитыватьчувство сострадания к людям, попавшим в сложные ситуации при природных катастрофах.

Оборудование к уроку:

  • Словарь понятий
  • Плакаты о профессиях (геолога, вулканолога, сейсмолога)
  • Коллекции горных пород и раздаточного материала на 8 групп
  • Плакат “Горст”, “Грабен”
  • Таблички на столы: физики, химики, художники, спасатели, историки, литераторы, геологи, географы.
  • Прибор “Сейсмограф” или рисунок
  • Таблица Рихтера
  • Правила “Как себя вести при землетрясении
  • Стенд с материалами “Армения. 1988 год”
  • Портрет В. Пикуля
  • Портрет К. Брюллова
  • Картина “Последний день Помпеи”
  • Атласы
  • Условные знаки вулканов действующих и потухших
  • Карты: “Строение земной коры” и “Карта полушарий”
  • Магнитная доска
  • Картины: “Гейзеры”, “Йеллоустонский национальный парк”
  • Указки, кнопки, магниты
  • Модель вулкана
  • Химические реактивы
  • Демонстрационный столик

Ход урока

1. Организационный момент. Посадка по группам (перестановка столов). Таблички с названиями специалистов.

2. Беседа (фронтально) по вопросам:

- Какие внешние оболочки есть у Земли?

- Какую оболочку мы изучаем?

- Что обозначает слово “литосфера”?

- Назовите части литосферы.

- Почему фантастическое желание Ж. Верна, связанное с литосферой не сбылось?

Что можно сказать о толщине земной коры?

- Назовите основные способы изучения земной коры (сейсмический, бурение скважин, шахты, геологические изыскания).

3. Учитель: Сегодня мы продолжаем изучение литосферы и тех процессов, которые в ней происходят.

Древние считали, что все, что окружает человека – вода и воздух – находится в движении, постоянно перемещается, а земная кора (твердая оболочка) кажется неподвижной и совершенно устойчивой. Но это далеко не так…

Беседа по вопросам:

  • Что указывает на правильность последнего утверждения?
  • Согласны ли вы с ним?
  • Чем сложена земная кора?
  • Как различаются горные породы по происхождению?
  • Кто занимается изучением и поиском горных пород и минералов?

4. Геологи: Что это за профессия? Чем занимаются геологи? Адресуем этот вопрос геологам. Рассказ о профессии геолога Д/ф. “Геологи называют адреса”. Кадры (№1-16) . + плакат.

Собрав образцы горных пород, геологи возвращаются из партий, и наступает пора обработки и изучения горных пород, их состава и свойств. И мы тоже сейчас этим займемся.

Практическая работа: Найти в коробках указанные породы и определить к какой группе они относятся? (каждой группе свой набор карточек)

Проверка: результаты определения, дополнительные вопросы:

  • какие породы называют осадочными?
  • на какие группы они разделяются? (неорганические, органические).
  • какие породы относятся к неорганическим? (обломочные, химические)
  • какие породы называются органическими?
  • как называются породы, видоизмененные на глубине?
  • какие причины (факторы) помогают в изменении свойств пород?

(Давление и t)

5. Учитель: Цель урока.

Мы совсем близко подошли к теме урока: “Движение земной коры.

Землетрясения. Вулканизм. Гейзеры”.

Вопросы:

- Как же залегают горные породы в земной коре?

- Откройте материалы осенней экскурсии, ответьте на следующие вопросы:

- Как залегали породы на берегу реки. Кудьмы ?

- Какие породы вы смогли увидеть?

- К каким породам их отнесете?

А залегание горных пород может быть различное:

  • горизонтально,
  • наклонно,
  • смяты в складки,
  • иногда видны разрывы,
  • смещение одной части относительно другой.

Работа с учебником ( Рис. 35 в учебнике (стр. 53) и иллюстрация на доске.

Каковы причины такого разнообразия?

Учитель: В земной коре существует 2 вида движений: вертикальные и горизонтальные; часто они сочетаются, т. е. проявляются вместе.

1. Медленные вертикальные движения.

Высоко в горах встречаются глины, пески с остатками животных и растений. Они могли образоваться на дне моря или океана. Значит, территория находилась под водой. Но суша поднялась, и море отступило

Кольца для лодок, почему они так высоко?

В одних местах суша опускается, а в других поднимается. А происходит это благодаря тому, что земная кора находится в постоянном движении.

Движения могут быть горизонтальные и вертикальные.

Одни участки устойчивые, другие – более подвижные.

Главная причина движений – процессы, происходящие внутри земли.

2. Горизонтальные движения.

Эти движения тоже медленные. В результате этих движений образуются складки (показ на стопке тетрадей. Рис. 36, стр. 53. )

Они могут быть разбиты трещинами. Если движения происходят в противоположных направлениях, то образуются разрывы, при этом одни участки опускаются, другие поднимаются. Образуются: горст и грабен (рис. 36, б).

3. Землетрясения.

В отдельных частях земли происходят грозные явления природы.

Землетрясения – подземные толчки и колебания участка земной поверхности в результате разрывов и смещений (словарная работа)

В результате толчков в течение нескольких секунд или долей секунды одни участки опускаются, другие поднимаются, а также смещаются горизонтально. Земля покрывается трещинами, рушатся здания, разрываются рельсы, мосты, под развалинами погибают люди. Начинаются пожары, местность становится неузнаваемой.

Что происходит в земной коре? Как изучают это грозное явление?

В древности это вызывало страх и суеверие.

Слово физикам: Рассмотрим явление - с точки зрения физики

Очаг землетрясения – место на глубине, где образуется разрыв или смещение (словарная работа)

Эпицентр – место на земной поверхности, находящееся над очагом.

(рис. 38, стр. 56)

Сейсмологи – ученые, изучающие колебания землетрясения.

Сейсмограф (см. рис. на доске).

Как определить силу землетрясения?

Землетрясения делятся на слабые (1-4 балла); сильные (5-6 баллов); разрушительные (7-12 баллов). Характеристика силы по шкале Рихтера.

Учитель: За сутки на земле происходит около 200 землетрясений, за год – около 100 тыс., в том числе от 300 до 600происходит серьезных землетрясений (7 и более баллов). Среди сильнейших землетрясений описаны следующие (сообщение ученицы)…

Спитак (Армения) – посмотрите на дату. Сколько времени прошло со дня трагедии, разразившейся в стране? Рассказ учителя (по материалам стенда). Минута молчания.

Учитель: Профессор Калифорнийского университета Рихтер Ч. отмечает, что самое страшное при землетрясении – это паника. Кто пережил даже несильное землетрясение, на всю жизнь запоминает тот ужас, который испытал при этом. Сама земля – колышется, сотрясается, взрывается, оседает, уходит из-под ног.

Тренинг.

Закрыли глаза, мысленно представили, как пошли поперечные внутри земли волны, слева направо, а продольные приподнимают землю вверх и вниз. Медленно раскачиваются люстры, начинает звенеть посуда, пол приподнимается и начинает крениться, уходит из-под ног…

Мы понимаем, что началось землетрясение. Мы не знаем его силу, но понимаем, что надо выйти из помещения, в котором находимся. Напоминаю: мы в школе, идет урок, мы находимся на 2 этаже. Каковы будут ваши действия: где бы вы заняли место? Без паники, не поддавайтесь ей сами и останавливайте других. На счет 1, 2, 3 – заняли места. Пауза. Застыли на местах. Время остановилось.

Включается свет. Разбор ошибок (анализ делает преподаватель ОБЖ):

Как вести себя при землетрясении (сообщение ученика)

Признаки близкого землетрясения: (сообщение ученицы)

При наличии чутких приборов еще не научились точно предсказывать землетрясения, но кроме приборов есть еще живые барометры. Как вы думаете, кто это?

Биологи – Рассказ о животных и растениях - предсказателях землетрясений

Учитель: Это таинственное и грозное явление природы описывали очевидцы, писатели, слагали стихи поэты. Платон, А. М Горький и другие описали то, что им довелось увидеть в минуты грозной стихии.

А сейчас историки познакомят вас с автором, который описал Мессинское землетрясение в Италии: В. С. Пикуль “Исторические миниатюры” рассказ “Ничего, сеньор, ничего, сеньорита” (2 ученика выразительно читают миниатюру)

Беседа по вопросам:

  • О чем этот рассказ?
  • Что запомнилось вам в нем?
  • Какие чувства он у вас вызвал?
  • Правильно ли сделали моряки флагманского корабля, что пошли спасать людей в гибнущем городе? Честь и слава русским морякам за их подвиг!

Обобщение учителя.

Учитель: На земле существует еще одно грозное явление, связанное с внутренними процессами, происходящими в земной коре – вулканизм (см. тему).

Вулкан – конусообразная гора с углублением на вершине, через которое извергается магма (словарная работа)

- Кто представляет себе вулкан? Изобразите его схематично на доске, подпишите части вулкана (рис. 39).

Словарная работа.

Кратер – углубление на вершине вулкана

Жерло – канал, по которому жидкая магма, поднимается на поверхность.

Магма – расплавленная огненная масса, образующаяся в глубинах земли. (рис. 39, учебника).

- Кто изучает вулканы?

Вулканологи (плакат).

- Как могут образовываться вулканы? (учебник стр. 58 §19 абзац “некоторые вулканы…” читают вслух). Могут образовываться как на суше, так и на море.

Учитель: К грозной стихии обращались не только писатели и поэты, но и художники. До наших дней дошла уникальная работа русского художника Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Перенесемся вместе с Олесей в 79г. н. э. Рим, Италия (рассказ, демонстрация картины, вывод – картина-эпопея, запечатлевшая столь грозное явление)

Учитель: В этих местах работают геологи и вулканологи. Какие полезные ископаемые и минералы образуются в магматических горных породах?

Магма, выливаясь из жерла на поверхность, превращается в лаву – магму без газов и водяных паров, излившуюся на поверхность.

Химики. Как происходит извержение? Отправимся в химическую лабораторию к химикам Ивану Тихонову и Виктору Шуленину. Опыт с солью аммония “Вулкан” (Соблюдение правил по ТБ).

Реакция (на доске и в тетради):

(NH4)2Cr2 O7 —> Cr2O3 + N2+ 4H2О

(дихромат аммония оксид хрома)

Вот так выглядит извержениевулкана.

Какие бывают вулканы? (действующие и потухшие)

Более 400 вулканов – действующие.

Работа с атласом. Как обозначаются вулканы на картах?: (потухшие и действующие. )

- Кто знает или слышал о крупных вулканах? Называют по карте вулканы.

Ключевая Сопка – Камчатка

Везувий – Италия

Гекла – Исландия

Этна – о. Сицилия

Фудзияма – Япония

Кракатау – Малайский архипелаг

Котопахи – горы Анды.

Килиманджаро - Африка

Практикум – Определение координат указанных вулканов (1-8 вар. )

- Подберите пары: “вулкан - район земного шара”

А для чего изучают вулканы? (“Мозговой штурм”)

  • окно вглубь,
  • состав и свойства пород,
  • образование полезных ископаемых,
  • поведение вулканов,
  • изучение лавы,
  • предсказание извержений

Учитель: Районы землетрясений на суше и в океане совпадают. Карта строения земной коры (работа с картой).

Но есть и еще одно необычное явление, которое связано с вулканизмом. Это гейзеры.

Гейзеры – источники, выбрасывающие горячую воду и пар на высоту до 60 м.

Известны: в США Йллоустонский парк (? 200 гейзеров) (Демонстрация стенной картины)

Долина Гейзеров на Камчатке (ок. 100)

О. Исландия (ок. 30)

Новая Зеландия.

Гейзер Великан (Курильские о-ва) используется человеком.

Итоги урока: Учащиеся делают выводы:

1. Земля постоянно находится в движении.

2. Движения бывают медленные и быстрые, резкие колебания

3. Землетрясения и вулканизм являются грозными явлениями природы.

4. Гейзеры можно использовать в хозяйственной жизни человека.

Домашнее задание:

1) на контурной карте простым карандашом обозначить вулканы, но не подписывать.

2) творческая работа (на альбомном листе)

  • 1 вариант – составить путевые заметки “В гостях у вулканологов),
  • 2 вариант – репортаж из района землетрясения,
  • 3 вариант. – Репортаж “С геологами по тайге”.

Список использованных источников.

  1. Тарасов Л. В. “Физика в природе”, книга для учащихся, М., “Просвещение”, 1988 г., с. 233-253.
  2. Пикуль В. С., “Кровь, слезы и лавры”, исторические миниатюры и роман, “Советский писатель”, Ленинградское отделение, 1990, с. 277-283.
  3. Мариковский П. И. “Животные предсказывают землетрясения”, г. Алма-Ата, изд-во “Кайнар”, 1991 г.
  4. Соболев Г. А., Зимаков Л. Г., Седова Е. Н., Елютин А. В., Тарабрина Н. В., Шахраманьян М. А. “Землетрясение: как правильно себя вести”, Ярославль, 1991 г.
  5. “Знай и умей”, памятка для населения, под редакцией Кожбахтеева В. М., М., “Военное издательство”,1991г., с. 4-5.
  6. “2000 профессий, специальностей, должностей”, энциклопедический справочник, изд-во “Белорусская Советская Энциклопедия имени Петруся Бровки”, Минск, 1986 г., с. 95.
  7. Литинецкий И. Б. “Предвестники подземных бурь”, книга для учащихся 7-10классов, М., “Просвещение”, 1988 г., с. 13-23, 24-40,
  8. Муранов А. П. “Волшебный и грозный мир природы”, книга для учащихся, М., “Просвещение”, 1994 г., с. 99-108.
  9. Иванов А. Б., “ Рассказы о русских художниках”, книга для учащихся старших классов средней школы, М., “Просвещение”, 1988г., с. 113-116.
  10. “Энциклопедия русской живописи”, М., “Алма-Пресс”, 2000 г., под редакцией Т. В. Калашниковой.
  11. Алексинский В. Н. “Занимательные опыты по химии”, пособие для учителя, М., “Просвещение”,1980 г.,с. 74,статья "Вулкан на столе”.