Успешность школьника традиционно характеризуется результатами (отметками) учебной деятельности. Но учебная деятельность не может быть для школьника единственным критерием успешности. С первых дней пребывания в школе, а по мере взросления ребенка, все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника. Неблагополучие в коммуникативной и социальной сферах является источником осознанных переживаний ребенка уже в начальной школе, основой формирующейся школьной дезадаптации. Психоэмоциональное напряжение, сопутствующее этому состоянию, ведет к неадекватному поведению, эмоциональным срывам, повышению тревожности. Школьники с нарушением речевого развития (эта группа составляет в I-х классах МОУ СОШ “ЦО №1” – 52%) являются “группой риска” по ПШД (психогенной школьной дезадаптации). Среди этой категории учащихся группа детей с нарушением темпоритмической стороны речи (заикание) составляет – 14,9% и представляет собой группу, наиболее подверженную школьной дезадаптации вследствие нарушения механизмов коммуникации и социализации.
У заикающихся школьников недостаточно сформировано умение сознательно управлять своим поведением и речью в процессе коммуникативной деятельности и правильно реагировать на различные ситуативные факторы.
Проблема социализации и успешности личности, а также коррекция заикания актуальны. Личность заикающегося ребенка всегда особенна и необычен характер взаимоотношений этой личности с окружающим.
В школе такой ребенок менее успешен, он сталкивается с массой трудностей: это учебная деятельность, получение информации посредством знака, выработка произвольного поведения. Заикающемуся ученику трудно знакомиться с товарищами, находить друзей, тяжело выражать мысль в момент коммуникативного акта. Все это побуждает окружающих считать заикающегося ребенка некоммуникабельным и часто влияет на оценку его знаний учителем.
У большинства заикающихся школьников выявлено своеобразное протекание психических процессов, (данные обследования специалистами службы практической психологии МОУ СОШ “ЦО №1” совпадают с литературными данными). Это частые проявления импульсивности или заторможенности, когда дети принимают необдуманные решения, делают ошибки не потому, что не могут дать правильный ответ, а потому, что стрессовые состояния дезорганизуют их деятельность. У большинства из них неудовлетворенность межличностными отношениями в классном коллективе.
Характер самостоятельного связного высказывания у этих детей находится в прямой зависимости от индивидуально-личностного отношения ребенка к тем или иным условиям общения и к содержанию высказывания.
Мы осуществляем социализацию личности заикающегося школьника в организованных условиях обучения и воспитания через систему формирования коммуникативной деятельности и обретения приемов социального взаимодействия.
С учетом особенностей межличностного общения заикающимися учащимися построена коррекционно-развивающая система по формированию полноценной коммуникативной деятельности и адаптации личности ребенка к определенным социальным условиям.
В систему работы вошли способы и приемы успешного овладения социальным взаимодействием заикающимися школьниками с классным коллективом и установление равновесия в социуме.
Логопедические занятия проводили в виде организационно-коммуникативной игры. Ученики овладевали постепенно усложняющимися формами межличностного взаимодействия.
Общение строили по схеме: педагог-ученик, что позволило приобрести умение воспринимать информацию.
Схема ученик-ученик способствовала обучению детей совместному обсуждению задания, выработке общего взгляда на способ его выполнения. Дети учатся согласовывать свое мнение с мнением партнера (учатся вести диалог).
На следующем этапе дети упражняются в межличностном взаимодействии среди сверстников в умении выделять в речи партнеров по общению значимые по содержанию элементы, составлять предварительный план высказывания.
Далее следуют упражнения в конкурирующем межличностном взаимодействии и спонтанном общении. Дети учатся находить компромисс, конструктивно разрешать проблемную ситуацию.
В качестве примера привожу фрагменты игр “Знакомство”, “У меня зазвонил телефон”.
Игра “Знакомство”
Для игры подготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, используя одну из фраз:
“Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут...”
“Давай познакомимся. Как тебя зовут?”
“Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут...”
“Меня зовут.... А тебя как? Вот мой номер телефона, позвони мне”.
Итог по игре.
– Познакомились, а сейчас можно позвонить по телефону новому знакомому (знакомой).
Игра “У меня зазвонил телефон”
Для игры подготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. (Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы). Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.
Начать разговор.
“Ты можешь поговорить со мной?”
“Я хочу с тобой посоветоваться...”
Спросить, что случилось.
“Что случилось? Я могу тебе помочь?”
“Не хочешь ли ты мне рассказать?”
Предложение.
“Если хочешь, возьми... (пойдём)...”
Принять предложение.
“Спасибо, мне приятно, что ты это предложил”
“Спасибо, я с удовольствием это сделаю”
Попросить разрешение.
“Ты не возражаешь, если я...”
“Разреши мне, пожалуйста,...”
Просьба.
“Я очень хотел бы пойти...”
“Не мог бы ты мне дать...”
Отказ.
“Спасибо, я не могу этого сделать”
“Спасибо, но мне это не нравится”
Предложить помощь.
“Я готов тебе помочь”
“Я могу помочь тебе”
Поинтересоваться делами.
“У тебя всё в порядке?”
“Как твои дела?”
Итог по игре.
Все формы межличностного взаимодействия требуют от учащихся динамичности, развернутости, организованности и четкости психических процессов, опосредующих коммуникативную деятельность, умения произвольно регулировать интеллектуальные и аффективные проявления, умения ориентироваться в ситуации, планировать, осуществлять деятельность, высказываться в соответствии с задуманным.
Таким образом, успешность в предупреждении заикания на логопедических занятиях способствуют использованные нами приемы:
- комфортное состояние ученика на занятии,
- вопросы логопеда организуют и регулируют высказывания ребенка,
- наличие схемы общения в качестве образца,
- опорные таблицы,
- план выступления,
- увеличение времени на самостоятельные связные высказывания.
Итак, согласно анализу катамнестических данных можно сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая система по формированию полноценной коммуникативной деятельности и адаптации личности ребенка к социальным условиям способствует личностному росту, сохранению приобретенных навыков общения, успешному вхождению в социум.
В результате логопедической работы школьники приобрели следующие навыки социализации: расширился круг общения, исчезли проблемы формального контакта, что повысило адаптационные способности школьников. (Таблица 1. Приложение)
Из таблицы видно, что у большинства школьников социальная активность нормализована, речь свободна от заикания.