Учащиеся классов для детей с задержкой психического развития (ЗПР), имеющие отклонения в речевом развитии, затрудняются в усвоении грамматико-орфографических знаний, умений и навыков. Ошибки при письме у детей обусловлены несформированностью языковых средств, а также особенностями их психических функций.
Работу мы строим по принципу взаимодействия психолога, логопеда и учителя, усиливающее эффективность психолого-логопедического сопровождения ученика. Нами разработана серия интегрированных уроков, направленных на формирование устойчивой орфографической “зоркости”.
Вашему вниманию предлагается один из таких уроков по теме: “Правописание слов с орфограммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Закрепление”.
Цель урока:
Формирование орфографических знаний,
умений и навыков на основе развития
орфографической “зоркости”.
Учитель, педагог-психолог и учитель-логопед
вместе с учащимися решали следующие задачи
урока:
- Актуализация знаний учащихся об орфограммах.
- Психофизиологическая подготовка к определению “ошибкоопасных” мест в слове.
- Анализ артикуляционно-акустического образа звуков [ч? ], [щ? ], [ж], [ш].
- Развитие фонематического слуха при дифференциации слов на материале стихотворения, мышления и связной устной и письменной речи.
- Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.
- Воспитание аудиального и визуального образа согласных “Ж, Ш, Ч, Щ” и их сочетания с гласными И, А, У.
- Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Закрепление навыков работы с текстом, предложением, различения правил на слух, умение писать по памяти.
- Развитие у учащихся личностных качеств самоконтроля и самооценки.
Материалы, необходимые для проведения урока: магнитная доска, панно “Город Правил”. Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет.нач.шк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 208 с.: ил. Тетради для чистописания, тетради по русскому языку, таблица с образцом написания ЖШ, ЧЩ. Фонограмма мелодии. Сигнальные карточки ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Мягкие игрушки на пальчики; конверты с заданиями; слоги, вырезанные из наждачной бумаги; предметные картинки; карточки – опорные схемы для логопедической работы с учениками (рис.1, рис.2, рис.3, рис.4, рис.5 в приложении 1); носовые платки, зеркала, шпатели, игольчатые зонды; бланки для психологической работы с учениками (приложение 2).
Этапы урока
1 этап – организационный. Учитель проводит психогимнастику. Время на проведение: 1 мин.
- Изобразите толстощекого Колобка.
- Надуйте щеки, покажите руками как катится Колобок.
- Дыхательные упражнения: вдох – живот стал как бочок у Колобка.
- Медленный выдох – расслабление.
- Изобразите грустного, веселого Колобка.
Я предлагаю вам слоги, вырезанные из
наждачной бумаги. Вы закройте глаза, а я положу
перед каждым из вас такой слог. Нужно обвести их
указательным пальцем правой (левой) руки и
угадать, какой же слог у вас на парте (сочетания
ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).
(Ученики выполняют задание).
Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы
угадали слог.
2 этап – актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках. Учитель-логопед работает в диалоге с классом. Время на проведение: 2 мин.
- Ребята, сегодня мы с вами пройдем по
улицам “Города Правил”.
Вот дом, где живут “ЖИ” и “ШИ”. Дайте
характеристику согласных.
Дети дают характеристику согласных Ж, Ш с привлечением тактильно-вибрационного, слухового, зрительного анализаторов.
- С какими гласными они дружат? (И)
Д. ЖИ-ШИ – неразлучные друзья живут на
этой улице.
ЖИ-ШИ – всегда пиши с гласной буквой “И”.
- Далее идем по улице ЧА-ЩА.
- Дайте характеристику согласных [ч? ], [щ? ].
Д. [ч? ], [щ? ] – мягкие согласные звуки.
ЧА-ЩА – неразлучные друзья.
- Вспомните правило: звуки [ч? ], [щ? ] –
мягкие, но в сочетаниях ЧА, ЩА пишется буква А.
Далее идем по какой улице?
Д. Улица сочетаний ЧУ-ЩУ.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишется буква У.
- Приведите примеры слов, где бы встречались все эти сочетания. Для детей, затрудняющихся в подборе слов, на доску выставляется ряд предметных картинок, из которые можно выбрать нужные.
Д. ЖИ-ШИ (жил, шил)
ЧА-ЩА (задача, роща)
ЧУ-ЩУ (чудо, щука)
3 этап – 1 мин. Минутка чистописания. Ведет учитель.
- Сейчас вы будете красиво писать в
тетрадях.
Скажите, чем вы представляете ручку?
Д. Легкой волшебной палочкой,
помогающей красиво писать.
- Порхающей бабочкой над тетрадкой.
- Легким ветерком.
Учитель напоминает гигиенические правила при письме, а учащиеся их выполняют. К магнитной доске прикрепляется таблица с образцом написания ЖШ, ЧЩ.
- Правильно взяли ручки и красиво пишем в тетради прописные слияния букв Ж-Ш, Ч-Щ.
Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.
4 этап – сообщение темы урока. Время на проведение: 0,5 мин.
Глазами пройдем по улицам города, где
живут правила ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (звучит спокойная
мелодия). Мы подружимся с жителями города.
Сегодня на уроке будем работать с сочетаниями
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Под спокойную мелодию учащиеся выполняют
движения с элементами эвритмии.
Правильно произносить и слышать эти сочетания
поможет вам учитель-логопед…
5 этап – работа над просодией и мимикой. Время проведения: 0,5 мин.
5-11 этапы работает учитель-логопед.
Перед учениками лежат схемы эмоций для
мимической гимнастики (рис. 1. Приложение 1) и зеркала, в
которые они смотрятся. Учитель-логопед работает
с классом.
- Посмотрели в зеркало и улыбнулись.
Образовались. О! Какие красивые цветы! Нашли
улыбающееся лицо на картинке.
- А сейчас возмутились. О! Кто сорвал цветы? Нашли
такое выражение лица.
- Покажите удивленное выражение лица на картинке.
О!? Какой чудесный бутон распускается.
- Весело улыбнулись.
- Молодцы!
6 этап – подготовка к артикуляционной гимнастике. Время на проведение: 2 мин.
Перед детьми на столах лежат схемы массажа лица. Учитель-логопед продолжает работу с классом и делает вместе с учениками массаж лица: Представьте себе, что вы в массажном кабинете.
- Делаем массаж, чтобы мышца
расслабились, язычку было легче выполнять все
упражнения.
- Вы смотрите на схему массажа лица и шеи. (рис.2. Приложение 1)
- Нежно поглаживаем лоб от середины к вискам.
- От внутренней стороны глаза вокруг век –
“очки”.
- От крыльев носа к ушным раковинам.
- От середины подбородка к ушным раковинам.
- Массаж круговой мышцы рта.
- Согреем шейку – поглаживание шеи и точечный
массаж.
- Массаж языка шпателем и игольчатым зондом –
ученики смотрят на рисунок. (рис. 3. Приложение 1)
7 этап – артикуляционная гимнастика. Время на проведение: 1 мин.
Уточнение артикуляции звучания звуков [ш], [ж], [ч], [щ].
Губы по рисунку гласных.
- “Блинчик”
- “Вкусное варенье”
- “Чашечка”
- “Снежинка”
- “Лошадки”
- “Грибок”
8 этап – анализ артикуляционно-акустического образа звуков. Перед учениками лежит (рис. 4. Приложение 1). Время на проведение: 1 мин.
- Давайте подумаем, как же произносится звук [ш]. Контролируйте себя, глядя в зеркало.
- В каком положении губы? (округлены)
- Открыт или закрыт рот? (приоткрыт)
- Где находится кончик языка? (кончик языка поднимается за верхние зубы; по языку “течет” теплая струйка воздуха)
- Звук твердый или мягкий? (всегда твердый)
- Звук глухой или звонкий? (глухой)
- Рассмотрим артикуляционный уклад при произнесении звука [ж]: (смотрим на рисунок) рот приоткрыт, губы округлены. Кончик языка за верхними зубами. Язык “чашечкой”. Струя воздуха теплая. Звук [ж] всегда твердый. А теперь положите ладонь на горло и произнесите: [ж]. Голосовые связки колеблются, значит звук [ж] – звонкий.
- Посмотрим в зеркало, произнесем звук [ч]. Как же произносится звук [ч]? Контролируйте себя, глядя в зеркало, и на рисунок.
- Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.
- Зубы сближены. Кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам).
- Язык “чашечкой”. Воздушная струя теплая, выдыхается толчками.
- Звук всегда мягкий. Голосовые связки не работают, звук глухой. [ч] взрывной, краткий звук.
- Кто сможет описать артикуляционный уклад при произнесении звука [щ].
Все смотрим на рисунок и в зеркало.
- Губы округлены. Язык поднят вверх. Язык “чашечкой”. По середине языка течет теплая струя воздуха. Язык на [щ] прижат плотнее, чем на [ш]. Звук всегда мягкий. Звук [щ] глухой, голосовые связки не работают. [щ] – щелевой, долгий звук.
- Кто может дать характеристику звукам [ш], [ж]? (Согласные, всегда твердые)
- Какие гласные пишутся после твердых согласных? (А, О, У, Э, Ы)
- Дети говорят правило: “Звуки [ж], [ш] всегда твердые, но в сочетаниях ЖИ, ШИ пиши букву “И”.
- А что вы можете сказать о звуках [ч], [щ]? ([ч], [щ] согласные всегда мягкие)
- А какие буквы показывают, что согласный перед ними мягкий?
“Буквы Я, Е, И, Ю, Ё показывают, что согласный перед ними мягкий”. (Дети говорят правило). Сочетания ЧУ и ЩУ пиши с буквой “У”.
9 этап – развитие фонематического слуха, развитие аудиальных функций внимания при выделении сочетаний ЖИ-ШИ; ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах. Дифференциация сочетаний на материале слов, текстов. Время на проведение: 2 мин.
Приготовим сигнальные карточки ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Какое сочетание в слове услышите, поднимайте соответствующую карточку. Проговорите правило.
Вспомним правило (ЖИ-ШИ пиши с буквой “И”).
Миша, Миша: не спеши,
Повнимательней пиши!
Да потише нажимай,
Карандаш свой не сломай!
Г. ЛадонщиковЧА и ЩА пиши с буквой “А”.
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, чайка, каланча –
Все слова на ЧА и ЩА.
Н.М. БетеньковаЧУ и ЩУ пиши с буквой “У”.
Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулок, и чудо, и чугун,
Чудак, и щука, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!
10 этап – физминутка.
Время на проведение: 1 мин.
Дети встают “паровозиком”, двигаются по кабинету и поют: “чщ, чщ…”
Вот поезд наш мчится, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу- чу- чу- чу- чу… чщ - чщ …
Далее идет выполнение эвритмических элементов на звуки [ч], [щ].
11 этап – обобщение опыта, полученного от логопеда.
Время на проведение: 1 мин.
- Ребята, подведем итог по изучаемым правилам:
На доске слова с пропущенными буквами:
ПИЩ . , СВЕЧ . , ЗАДАЧ . , Ч . ТКИЙ, Ч . ЩА, ЧИЩ . , Щ . КА, Ч . ДО, СНЕЖ . НКА, Ш . ПИТ, КУВШ . Н, НОЖ . , ЕЖ . ХА.
Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило. Ученики вписывают цветным мелом нужную букву.
12 этап – эмоциональная разгрузка и переход к визуализации сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Время на проведение: 1 мин.
Ведет учитель.
К доске выходят дети с мягкими игрушками – буквами на пальчиках.
Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадки – правила.
- Первая пара детей с куклами “ЧА-ЩА”.
Читают стихи, демонстрируя пары кукол. За
бульваром, у Покровки,
На трамвайной остановке,
Вылезая, буква “Щ”
Тянет пояс от плаЩА.
А в трамвай влезает “Ч”
С чемоданом на плече.
Вышел ёж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.
Гуталина не ЩАдит,
Гуталин слегка ЧАдит.
Заяц волка замеЩАет,
Всех косых он замеЧАет.
А волна реки, плеЩА,
Пену бросила с плеЧА.
- Дети с куклами “ЧУ”, “ЩУ” читают стихи :
Оба брата, Гек и ЧУк
Принялись за ловлю ЩУк.
И кричит им птица ЩУр:
- Не меня ловите, ЧУр!
- Дети с куклами “ЖИ-ШИ”:
Рядом с иголками рыЖИк под ёлками.
Не мал, не велик, а леЖИт и блестит.
Ехала маШИна, лопнула вдруг ШИна.
Воздух из ШИны с ШИпеньем выходит.
- Педагог-психолог поможет вам научиться узнавать сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ среди других слогов в словах и предложениях.
13 этап – восприятие визуального
образа букв (в сочетаниях), их визуальное
узнавание, выделение из текста, социализация.
Этот этап ведет психолог. Учащиеся работают с
бланками
(Приложение 2).
Время на проведение: 5 мин.
14 этап – закрепление правил. Выполнение упражнений.
Время на проведение остальных этапов – 19 мин.
Закрепить понятие “орфограмма”, “ошибкоопасное” место в слове. Задание на развитие умения работать в паре, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Упражнение 1.
На партах конверты с буквами, нужно составить слово, детей предупреждают, что одна буква лишняя.
Варианты слов в конвертах:
для ЖИ, ШИ: ерши(ы), ножи(ы), шило(ы) и т.п.;
для ЧА, ЩА: кочан(я), качал(я), гуща(я), роща(я);
для ЧУ, ЩУ: щука(ю), чудо(ю), угощу(ю), драчун(ю).
Упражнение 2.
Работа над деформированным текстом. На магнитной доске составлен (из слов на магнитиках) деформированный текст. Дети исправляют ошибки, переставляя слова в тексте. Находят “ошибкоопасные места” в словах, объясняют правило. Затем по памяти с комментированием записывают текст в тетради. Подчеркивают орфограммы.
чижи и стрижи Улетели. (Улетели чижи и стрижи).
саду В тишина. (В саду тишина).
решил час я Через задачу. (Через час я решил задачу).
Упражнение 3.
Составить слова с сочетаниями ЧА, ЩА и записать их. Найти “ошибкоопасные” места. Работа в парах. Взаимопроверка. (рис. 5. Приложение 1)
Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 42. Мы будем выполнять упражнение 74. Прочитайте задание самостоятельно. Объясните, как будете работать.
- Как нужно изменить слова, чтобы сказать о многих птицах? Напишите: Пестрые дятлы стуЧАт на деревьях. Сороки треЩАт и т.д.
Подчеркните “ошибкоопасные” места в словах.
Чтение пословицы с использованием приема антиципации (смысловой догадки).
Умей друж… доро… .
(Умей дружбой дорожить).
Поспе… - людей насме… .
(Поспешишь – людей насмешишь).
Учащиеся объясняют смысл обеих пословиц. Сильные ученики списывают пословицы в тетради с орфографическим проговариванием. Подчеркивают изучаемые орфограммы. (Взаимопроверка тетрадей).
15 этап.
Итог урока.
- Чем занимались на уроке? Какие правила русского языка мы сегодня повторяли?
- Что больше всего понравилось?
Оценки за работу.
Все ведущие урока прощаются с детьми, благодарят их за трудолюбие и активное участие в уроке.
Проведение интегрированных уроков в классах для детей с ЗПР оказывает положительное влияние на формирование мотивационного аспекта учения, развитие орфографически грамотного письма, а в более широком смысле, на развитие интеллектуальной и социальной сфер личности ребенка.