Урок в 6-м классе "Золотое сечение"

Разделы: Математика


Материалы к уроку

Раздаточный материал - тетрадь (приложение 1), билеты – маленькая шоколадка “Аленка” (фабрика “Красный Октябрь”, 15 гр.).

На доске:

а) Записан эпиграф к уроку: “Великая книга природы написана на языке математики”. Г. Галилей;

б) Сегодня на уроке:

  • повторим понятия, связанные с пропорцией, отношением;

  • познакомимся с золотым сечением, золотым прямоугольником;

  • узнаем, где в жизни встречаются золотое сечение, золотой прямоугольник;

  • узнаем, почему такое название “золотое” сечение;

  • выясним, почему у нашего урока такой эпиграф.

в) записаны два уравнения. Уравнения закрыты листами бумаги с надписями: “Год появления первой обзорной географической карты Российской империи” и “Год выхода в свет первой в мире кулинарной книги”. За первым листом на доске записано уравнение: 578 : k = 1 : 3; за вторым - 2 : 1 = k : 779;

Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint (приложение 2).

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: Урок-путешествие с использованием межпредметных связей.

Цели урока:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • познакомить учащихся с понятием золотое сечение, золотой прямоугольник;

  • получить представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни;

  • расширить представление учащихся по изученной теме;

  • показать связь математики с разными областями человеческих знаний.

I. Организация начала урока

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в замечательную страну, которую вы не найдете на карте, но, тем не менее, эта страна существует. И имя этой страны – Золотое сечение.

Во время путешествия нам понадобятся:

  • линейка;

  • карандаш;

  • тетради, лежащие у вас на партах;

  • ваши знания и сообразительность.

Итак, тема нашего урока - ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.

Слайд 1.

II. Сообщение темы, целей и задач урока.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Галилео Галилея: “Великая книга природы написана на языке математики”. Г. Галилей – ученый 16 века, основоположник естествознания – науки о природе.

Сегодня на уроке мы с вами (обращаясь к доске):

  • повторим понятия, связанные с пропорцией, отношением;

  • познакомимся с золотым сечением, золотым прямоугольником;

  • узнаем, где в жизни встречаются золотое сечение, золотой прямоугольник;

  • узнаем, почему такое название “золотое” сечение;

  • выясним, почему у нашего урока такой эпиграф.

А что такое эпиграф?

- Эпиграф – это высказывание, характеризующее основную идею произведения.

III. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока.

Прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо приобрести проездной билет по стране Золотое сечение. Стоимость билета – три правильно решенных уравнения. Кто готов купить билет?

Все готовы, молодцы! Но, сначала ответим на вопросы:

- Что такое отношение?

- Что такое пропорция?

- Основное свойство пропорции?

Занимаем очередь у билетной кассы! Кто хочет оказаться первым и попробовать свои силы у доски? (Учащиеся работают в тетрадях – (Приложение 1 - стр.8)

Х/12 = 10/2

Х = 60.

Следующее уравнение. Кто хочет выйти к доске?

389 : V = 1 : 5

V = 1945

Кто определит, какое знаменательное событие связывает корни этих двух уравнений?

- 60 –ти летие Победы в Великой Отечественной войне.

Мы уже на два шага приблизились к покупке билета, остался один шаг – еще одно уравнение! Здесь вам предоставляется выбор. Какое уравнение вы хотите решить? Корень первого – год появления первой обзорной географической карты Российской империи (1). Корень второго уравнения – год выхода в свет первой в мире кулинарной книги (2). Какая дата вас больше интересует, такое уравнение и решайте! (запись уравнений на доске; уравнения закрыты листами с надписями (1) и (2).

(1): 578 : k = 1 : 3,

k = 1734.

(2): 2 : 1 = k : 779

k = 1558.

Все справились с заданием, все заработали на билет – он лежит у вас на парте. Это шоколадка “Аленка”. Просьба сохранить билет до конца путешествия и употребить по назначению после урока. Итак, отправляемся!

IV. Усвоение новых знаний.

С давних пор ученые занимались поисками гармонии и совершенства. Одним из таких вопросов был деление отрезка таким образом, чтобы отношение частей было совершенным. Задолго до нашей эры, в различных точках мира, разные ученые, независимо друг от друга, находили это отношение, и у всех это отношение было одним и тем же. И сейчас мы с вами найдем такое деление отрезка, таким способом, каким его нашел знаменитый ученый Пифагор.

В ваших тетрадях (Приложение 1 - стр.2) начерчена фигура, как она называется?

- Пятиугольник.

- Правильно! И с помощью этого пятиугольника мы найдем это совершенное отношение.

Постройте две диагонали пятиугольника, как показано на экране

Слайд 2. 

И расставьте буквы, как показано на экране. Измерьте отрезки АС и ВС и найдите отношение этих отрезков – меньшего к большему. Чему равно это отношение?

- Приближенно 0,6.

Правильно! А теперь, найдите отношение длин отрезков ВС и АВ. Чему равно это отношение?

- Приближенно 0,6.

Что же получается? Отношение АС к ВС и отношение ВС к АВ приближенно равны 0,6! Кто может составить верную пропорцию из этих отношений?

- АС/ВС = ВС/АВ

Такую пропорцию, где меньшее так относится к большему, как большее к целому, назвали золотой пропорцией. А деление отрезка в таком отношении – золотым сечением

Слайд 2

Что означает слово сечение?

- Отсечь, рассечь, разделить.

Совершенно верно! Деление – сечение. А почему его назвали золотым, мы с вами выясним в конце урока. Проведите остальные диагонали пятиугольника. Какую фигуру вы получили?

- Звезду.

Какая фигура расположена внутри звезды?

- Пятиугольник.

И в этом пятиугольнике можно провести диагонали и получить звезду, и продолжать процесс можно бесконечно!

Слайд 2.

Этот пятиугольник называется пентаграммой, знак школы Пифагора. Во времена Пифагора он считался магическим. Отношение частей его диагоналей, названное золотым сечением, и приближенно равное 0,6, а более точно 0,618, считалось идеальным. Недаром пятиконечная звезда всегда привлекала человека своей формой. Вы часто рисовали эту звезду, не задумываясь о ее совершенной форме. А мы с вами обосновали красоту этой фигуры с помощью математики!

V. Первичное закрепление знаний.

Существует такое понятие - золотой прямоугольник. Может кто-то догадается, какой прямоугольник называется золотым, какая связь должна быть с золотым сечением?

- Отношение ширины прямоугольника к его длине приближенно равно 0,6.

Золотой прямоугольник обладает замечательным свойством: если от золотого прямоугольника отрезать квадрат со стороной равной ширине, то оставшийся прямоугольник также будет золотым. Проверьте это свойство в тетрадях (Приложение 1 - стр.3)

Слайд 3.

Психологи утверждают, что человек, живущий в комнате, имеющей форму золотого прямоугольника, более спокойный, уравновешенный.

VI. Закрепление знаний

Итак, мы с вами добрались до первой станции – Живописная.

Слайд 5.

Перед вами репродукция картины Ивана Шишкина “Корабельная роща” (Приложение 1 стр.4).

Слайд 6.

Назовите самую яркую деталь на той картине.

- Освещенная солнцем сосна.

Что вы можете сказать о месте расположения этой сосны?

- Она делит картину в отношении золотого сечения.

Проверьте это! Ярко освещенная солнцем сосна, стоящая на переднем плане, делит длину картины по горизонтали в золотом отношении.

Справа от сосны, освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по вертикали. Так же можно найти мотивы золотого сечения и в других частях картины. Это вы можете проверить дома.

Наличие в картине ярких деталей, делящих ее по золотому сечению, придает картине уравновешенность, чувство спокойствия и гармонии.

Картины великих художников, вызывающие непонятную, притягательную силу, запоминающиеся, написаны с применением золотого сечения. Чтобы создать шедевр, даже в искусстве необходима математика!

Следующая станция – Архитектурная

Слайд 7.

Кто знает, как называется это здание?

Слайд 8.

и где оно находится?

- Парфенон, находится в Греции.

Это здание построено в 5 веке до н.э. зодчим Иктином, в честь богини Афины. Это здание – символ Греции, тоже построено по принципу золотого сечения. Оно считается совершеннейшим из архитектурных сооружений. Отношений высоты здания к его длине равно приближенно 0, 618. По вертикали здание также делится по золотому сечению с точностью до тысячных!!! Проверить эти отношения вы сможете дома самостоятельно в своих тетрадях (Приложение 1 - стр. 5)

Золотое сечение очень часто используется в строительстве, пример тому Дом Пашкова, считавшийся одним из самых красивых зданий в Москве в 19 веке (с него началось развитие библиотеки им. Ленина), Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади.

Слайд 9.

Беседуя об архитектуре, мы с вами незаметно добрались до станции – Растительная.

Слайд 10.

На этой станции мы с вами узнаем о том, что и в природе золотое сечение не редкость. Обратите внимание на цветок.

Слайд 11.

Кто-нибудь прослеживает мотивы золотого сечения? Листья располагаются на стебле таким образом, что между двумя парами листьев третья расположена в месте золотого сечения. Измерьте расстояние от нижнего листа до среднего, затем от среднего до верхнего. Найдите отношение этих длин. Результат округлите до десятых. Приступайте! (Приложение 1 - стр.6)

- Приближенное значение равно 0,6

При таком расположении листьев, как утверждают биологи, достигается максимальное восприятие солнечных лучей. Сама природа определила отношение золотого сечения – человек это заметил и использовал это знание!

VII. Обобщение и систематизация

Мы добрались до последней станции – Анатомической.

Слайд 12.

На этой станции мы выясним, почему такое отношение назвали золотым. Перед вами изображение человеческого тела. (Приложение 1 - стр.7) Что вы можете сказать о нем?

Слайд 13

- Линия пояса делит тело человека в золотом отношении.

А какие части человеческого тела также построены по принципу золотого сечения?

- Лицо, рука, кисть

Золотое сечение повсеместно присутствует в теле человека. И изначально золотое сечение, золотую пропорцию называли божественной пропорцией. Как вы думаете, почему?

- В Библии сказано, что Бог создал человека по образу и подобию своему.

Правильно! И, когда человек узнал, что его тело делится в таком отношении, он назвал это отношение “божественным”, а Леонардо да Винчи назвал его золотым, в смысле “идеальным”. Золотое сечение дано человеку самой природой в пропорциях своего тела, поэтому золотое сечение стало для человека эталоном красоты.

Когда вы слушаете собеседника, куда вы смотрите?

- В глаза.

А почему не на рот? Как вы думаете?

- Линия глаз делит лицо человека в золотом сечении.

Линия пояса делит тело человека по золотому сечению. Но пропорции тел мужчины и женщины отличаются друг от друга. У одних отношение верхней части тела к нижней более приближенно к значению золотого сечения, как вы думаете, чьи пропорции идеальней – мужчины или женщины? Чье тело более совершенно?

- Женщины

Неправильно! Мужчины. У женщины ноги по отношению к телу короче, чем у мужчины. Но женщины исправили этот несправедливость. Как вы думаете как?

- Каблуки.

Правильно! Женщины носят туфли на каблуках не для того, чтобы увеличить свой рост, а для того, чтобы увеличить, пусть зрительно, длину ног.

VIII. Контроль и самопроверка знаний

А с золотым прямоугольником мы с вами встречаемся в жизни очень часто! Возьмите в руки ваш билет – шоколадку и выясните, является ли она золотым прямоугольником!

- Отношение ширины к длине приближенно равно 0,6.

И лист бумаги, и почтовая открытка, и карманный календарь, и проездной билет, и, как вы убедились, даже шоколадка, являются золотым прямоугольником.

Как вы думаете, почему эти знакомые и привычные для нас вещи выполнены в форме золотого прямоугольника?

- Потому что это приятная для человеческого глаза форма!

А золотое сечение встречается в жизни в самых неожиданных местах. Это и окрас шкуры некоторых животных, и размер ящерицы, и даже куриное яйцо. В старших классах вы узнаете, что золотое сечение присутствует в паутине, в раковине улитке, в расположении семян подсолнуха, и даже в нашей галактике! Также, в старших классах, вы аналитически определите значение золотого сечения с помощью решения уравнения.

Итак, наше путешествие подошло к концу.

IX. Подведение итогов урока

Повторим, что вы узнали сегодня на уроке:

  • с каким новым понятием вы познакомились?

  • какому значению приближенно равно значение золотого сечения?

  • какой прямоугольник называет золотым?

  • откуда взялось такое название – золотое сечение?

  • где в жизни мы встречаемся с золотым сечением и золотым прямоугольником?

  • как эти знания могут пригодиться в жизни?

  • как вы понимаете эпиграф к нашему уроку?

Слайд 14.

Математика вокруг нас. Ее законам подчинена и природа, и деятельность человека, и строение самого человека подчиняется математическим законам.

X. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Найдите отношение на эскизном проекте высоты Парфенона к его длине, а также найдите отношение золотого сечения на фасаде здания. Найдите у себя дома предметы, которые имеют форму золотого прямоугольника, и измерьте свое тело в соответствии с эскизом в тетрадях.

Урок окончен, до свидания!