Методическое оснащение: Доска, мел, плакат с изображением человека, карточки с пословицами, листы бумаги.
Занятие проводится с учащимися 7-8 классов “Специальной (коррекционной) школы №18 VIII вида”.
Учитель. К сожалению, у многих людей есть вредные привычки. К ним относится и курение. На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод , что в настоящее время до 60% мужчин и 20% женщин – жителей Земли – систематически курят. Закурить первую в жизни сигарету некоторые ребята пробуют уже в 10-14 лет, а кто-то и раньше.
Действительно, многие взрослые курят. Сначала они испытывают от первой выкуренной сигареты тошноту, головокружение, слабость. Но потом все проходит, – и курение становится дурной привычкой, от которой человек не в состоянии избавиться годами.
Так ли бесследно проходит курение для растущего, еще не окрепшего организма? Учитель показывает школьникам плакат с изображением человека и просит назвать те органы, на которые курение оказывает немедленное воздействие. Затем, спрашивает, каким образом табачный дым действует на те или иные органы, (зубы желтеют, портятся; глаза – слезятся; волосы приобретают неприятный запах; легкие – темнеют; сердце бьется чаще).
Учитель показывает школьникам на плакате сердце. Объясняет, что это важнейшая мышца организма, перекачивающая кровь и доставляющая её по всем органам и тканям. Далее поясняет, что табачные яды заставляют сердце биться чаще, чем ему положено в норме.
Затем демонстрируется опыт “курильщик”: в шприц кладется кусочек ваты, вместо иголки – сигарета. Имитируя вдох и выдох курильщика, учитель двигает поршень взад – вперед. Когда сигарета “выкурена”, на ватке остается желтоватый налет.
Учитель просит, двух добровольцев из учеников выйти к доске, разделенной на две половины, взять мел и записывать на одной половине аргументы “за” курение, а на другой “против”. “За” и “против”, нужно чередовать, их – если уже записан аргумент “за”, то предлагается противопоставить ему “против”. После учитель выписывает на доске основные мотивировки курения, а затем проводит их обсуждение.
Например: Вопрос: “Почему подростки начинают курить?”
Ответ:
- из любопытства;
- чтобы казаться взрослее;
- за компанию;
- чтобы похудеть;
- потому что это модно.
Ученикам предлагается выбрать три наиболее “весомые” с их точки зрения мотивировки и выписать их на отдельный листок бумаги в порядке значимости. После этого выясняется, какая мотивировка курения оказалась наиболее популярной в данном классе (это можно выяснить путем подсчета голосов. Например: “Кто выбрал мотивировку “из любопытства”. Поднимите, пожалуйста, руку” и т. д.). Приведем примеры основных тезисов обсуждения каждой мотивировки курения.
“Из любопытства”. Многие подростки начинают курить “просто так”, “из любопытства”. О чем это говорит? Прежде всего, о том, что человек не очень хорошо понимает мотивы своего поведения. За такой мотивировкой может скрываться очень и очень многое. И то, что человек готов рисковать ради новых ощущений. И то, что он в принципе готов начать курить, если эта проба курения доставит ему удовольствие и не приведет к очевидным неприятностям. Конечно, мы говорим о разумном человеке, который не будет из любопытства прыгать из окна.
Однако пробующие курить из любопытства должны знать, что одна проба повлечет за собой другую, потом третью и т.д. И совсем незаметно для себя человек становится настоящим курильщиком, потому что курение табака вызывает привыкание. Многие юные курильщики считают, что они курят мало и смогут отказаться от табака, когда захотят, однако это мнение ошибочно. Даже малые дозы табака могут вызвать привыкание, а поскольку самостоятельно отказаться от курения не получается, не остается ничего другого, как продолжить курить, все время увеличивая количество выкуриваемых сигарет.
“Чтобы казаться взрослее”. Это довольно наивное утверждение, которое можно расшифровать примерно так: я хочу казаться взрослее в глазах своих сверстников (потому что на взрослых это не производит такого впечатления), хочу казаться независимым, самостоятельным, хочу, чтобы меня считали таким, потому что сам себя таким не считаю. По крайней мере, мне нужно подкрепление, чтобы я по – настоящему хотя бы на минуту почувствовал взрослым.
“За компанию”. Чего только не сделаешь “за компанию”. Тем более что в подростковом возрасте очень важно выть принятым в той компании, которая тебе нравится. Порой человек может начать курить вопреки своему желанию. Правда, иногда это происходит просто из-за того, что некоторые люди не умеют отказывать. Дома они умеют это делать и даже очень хорошо, но вот в другом месте… как-то неловко, неудобно, вдруг не так поймут…..
“Чтобы похудеть”. Это одно из самых распространённых заблуждений. Курить для того, чтобы похудеть – это всё равно, что привить себе какую-нибудь болезнь. Не забывайте, что курение портит цвет лица, волосы и зубы.
“Потому что это модно”. Сразу нужно оговорится, что это модно, но не везде. В современном мире количество курильщиков увеличивается в экономически неразвитых странах, а в странах с высоким жизненным уровнем (таких, как Англия, США) число курильщиков сокращается. В последние годы в моде гладко ухоженная кожа, блестящие волосы, белые зубы, спортивная фигура с развитой мускулатурой. Можно предполагать, что эта мода продержится ещё довольно долго.
Учитель, проводящий занятие, может изменить порядок обсуждения и вводить для дискуссии новые мотивировки.
Затем класс делится на две группы. Каждая группа получает по пословице и объясняет ее смысл. Пословицы:
1. Кто курит табак, тот сам себе враг.
2. Если хочешь долго жить, брось курить.
Учитель задает следующий вопрос: "Кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу? Обсуждаются все высказанные варианты, после обсуждения учитель предлагает проиграть в классе ситуацию, при которой один ученик предлагает закурить, а другой отказывается. Учитель объясняет классу, что суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка. Он может пригодиться не только в конкретном случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите (пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т.д.). Учитель предлагает посмотреть, кто лучше всех умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться.
Учитель предлагает двум ученикам выйти к доске и разыграть сценку, в которой один человек предлагает другому закурить. Весь класс должен внимательно следить за диалогом. И потом высказать суждение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.
Приводим пример такого диалога, обозначив участников как А. и Б.
А. - Давай закурим!
Б - Мне нельзя.
А - Почему?
Б - Меня родители увидят.
А - А мы отойдем за угол.
Б - Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно. А - Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Б - А я наши сигареты не курю.
А - У меня иностранные.
Б - А я от спичек не прикуриваю.
А - А У меня зажигалка.
Б - Меня родители увидят.
А - Мы пойдем в подвал.
Б - в замешательстве и не знает, что ответить.
Комментарий учителя. По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: "Я не хочу". Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас, ведь он не уважает ваших желаний. Далее, аргументы Б сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.
Учитель. К счастью, многие даже длительное время курившие люди приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легче, чем отказаться от курения. Тогда не лучше, ли вовсе не начинать? Давайте беречь здоровье – своё и близких!
Список используемой литературы