Задачи:
- актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;
- дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- форма аукциона активизирует мысль детей, процесс повторения, систематизации знаний,проходит занимательно, интересно и динамично;
- знания в области русского языка становятся личностно значимыми для ребенка.
Подготовительная работа:
Дети повторяют учебный материал, ищут дополнительные и интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на “Аукционе знаний”, рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихи, частушки и т.д.
Классы делятся на 4 команды, в каждой команде выбирается капитан.
“Аукцион” проводится в 3 этапа:
- Играют две команды, две другие являются болельщиками.
- Команды меняются местами : те, кто играл, становятся болельщиками, а болельщики – игроками.
- Играют команды-победительницы первых двух этапов.
“Предметы” - грамматические категории, выставленные на “Аукцион”.
- Части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).
- Фонетический разбор слова.
- Состав слова.
- Решение правописных задач.
- Знаки препинания в сложном предложении.
- Осложнение структуры простого предложения.
- Лексические загадки.
- “Словарные” слова.
Любую из этих “вещей” из области русского языка команда-участница сможет “купить”, заплатив за неё знаниями по данной грамматической категории.
В диалоге на “торгах” в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.
Оборудование:
Атрибуты аукциона, демонстрационный и раздаточный материал, “Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова”.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни наших классов мероприятие – “Аукцион знаний по русскому языку”.
На продажу выставлены поистине бесценные “вещи”, купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимательность, сообразительность и дружная работа в команде.
Н а нашем аукционе присутствуют гости, болельщики, ассистенты (они будут вести подсчёт баллов).
Предварительный залог-задание.
Прежде чем мы начнем, каждая команда-участница должна внести “залог”, доказать свою “состоятельность” - способность участвовать в “аукционе”.
1. Составить из слогов название своей команды :
“Зна – то – ки”
“Гра – мо – те – и”
“Ум – ни – ки”
“Знай – ки”
Объяснить лексическое значение слова “аукцион”.
Открытие “Аукциона знаний”.
- Внести первую вещь на продажу!
(Ассистенты вносят красочно оформленную табличку).
- Начальная цена 2 балла (на табло выставляется цифра).
(За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за использование дополнительного материала – 4 балла).
- Торги начинаются!
(Идет диалог между командами. Ассистенты на табло показывают заработанные баллы).
Ответы закончились, ведущий трижды отстукивает молотком – окончание торгов за эту “вещь”.
Табло показывает окончательный счёт.Если счёт одинаковый, командам даётся дополнительное задание.
С болельщиками в это время проводится игра на смекалку и внимание.
С команды, проигравшей торги, взимается “комиссионный сбор” (номер художественной самодеятельности).
Примеры заданий.
1. Имя существительное.
Ведётся диалог между командами. Ребята рассказывают всё, что знают об имени существительном.
Например :
“Грамотеи”: Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы “кто ? что ?”.
“Умники”: Имя существительное в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением.
“Знатоки”: Имена существительные бывают женского рода – тетрадь, мужского - конь и среднего – окно.
и т.д.
2. Сделать фонетический разбор слов : а) её; б) ещё.
3. Подобрать как можно больше слов к данным морфемным схемам (время – 5 минут на песочных часах).
Приводятся схемы состава слова :
4. Исправление орфографических ошибок, корректировка границ предложений в тексте (текст на доске за ширмой).
5. Определение количества простых предложений в составе сложного; нахождение предложений (с союзной и бессоюзной связью), соответствующих предложенным схемам, постановка знаков препинания в них :
а) [ ], [ ], [ ].
б) [ ], и [ ].
в) [ ], [ ], а [ ].
6. Постановка знаков препинания в простых предложениях, осложнённых обращениями, вводными словами, однородными членами, уточнениями и пр.
7. Лексические загадки :
а) дать определение “омонимов”, “синонимов”, “антонимов”, “паронимов” и привести примеры;
б) развести по значению и написанию : “полоскать бельё” - “поласкать котёнка”, “прожевать хлеб” - “проживать жизнь” и т.п.
8. Конкурс капитанов команд в виде игры “Спроси меня!” (проверка знания слов с непроверяемыми орфограммами).
Примечание: виды, количество заданий и уровень сложности определяются с учётом программы обучения русскому языку и уровня подготовленности участников.
Подведение итогов “Аукциона”.
Все “вещи” проданы. Аукцион завершается.
- Я благодарю всех участников, гостей, болельщиков, ассистентов за чёткую и быструю работу на табло.
- А сейчас самое приятное – награждение команды-победительницы. Команда, выигравшая аукцион, смогла “купить” наибольшее количество “вещей”, т.е. показала отличные знания русского языка. Выйдите сюда, приветствуем ребят!
Каждому участнику команды вручается диплом участника “аукциона”, сертификат с количеством заработанных баллов (оценка). Коллективная фотография на память об удачном и полезном уроке.
Планирование дальнейших совместных дел.