“Часть речи, причастная глаголу
в образе прилагательного”.
В.И.Даль.
“Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу”.
М.В. Ломоносов
Цели:
- понятие о причастии, морфологические признаки причастия;
- аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям и отличать причастие от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- характеризовать предмет с помощью причастий;
- совершенствовать умение применять в речи синонимические конструкции.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. 3 мин.
Ребята, внимательно посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. Какие задачи мы можем поставить перед собой?
1. Узнать, что такое причастие.
2. Научиться находить причастие среди других частей речи.
3 Определить морфологические признаки причастия.
4. Уметь пользоваться причастием в речи.
Цель и задачи выводятся вместе с учителем. Можно кратко записать задачи урока на доске с тем, чтобы при подведении итогов урока выяснить, выполнены ли задачи урока.
2. Объяснение новой темы.
На доске записывается или вывешивается заранее отпечатанный текст, учащимся раздаются карточки. Задание учащимся: заполните в своей таблице колонки, в которых содержится информация о прилагательном и глаголе.
Часть речи | Вопрос | Грамматическое значение |
Прилагательное | Какой? | Признак предмета. Желтый. |
Глагол | Что делает? | Действие предмета. Желтеет. |
Причастие |
Определите, к какой части речи принадлежат записанные на доске слова. Внесите их в соответствующие колонки. Как вы будете это делать? (Определить грамматическое значение, задать вопрос и т.д.)
Желтеющий, пожелтевший, желтый, желтевший, желтеет.
Зеленый, зеленеющий, зеленевший, позеленевший, зеленеет.
Оживающий, оживавший, оживший, оживает, оживет.
Дается время на обдумывание поставленной задачи.
Учитель: В каких случаях вы без труда определили части речи? (Желтый (какой?) – признак предмета – прилагательное. Желтеет – действие предмета – глагол. …)
В каких случаях встретили трудности и как рассудили?
Какой вопрос зададим к слову желтеющий (какой?) – это признак предмета, можно отнести к прилагательному. Хорошо, замените слово желтеющий словосочетанием, близким по значению (который желтеет). Признак какой части речи налицо (глагола)? Признаки каких частей речи вместило это слово (прилагательного и глагола)? Что перешло от глагола (время)? Докажите. (Желтеющий – который желтеет – н.в., желтевший – который желтел – пр.вр.) Хорошо. Давайте заменим оставшиеся слова таким же образом.
Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этим словам? (Что делающий? Что сделавший? Что делавший?) Вопросы каких частей речи можно задать к этим словам (прилагательного и глагола)? Внесите полученную информацию в ваши таблицы. Что от прилагательного взяли эти слова? Можно ли их сочетать с другим частями речи? С какими? (С существительными – зеленеющая трава, желтеющие листья, оживающая природа.) Докажите, что эти слова похожи на прилагательные (сочетаются с существительными, имеют род, число, падеж, приводятся примеры). Что еще можно сказать об этих словах? (Похожи на глагол.) Аргументируйте свой ответ.
Следующее задание. Представьте себе яблоко. Какое оно? Опишите его, используя прилагательные и причастия. Прилагательные и причастия распределите по разным столбикам. (Яблоко – красное, сладкое, большое.)
Краснеющее, висящее, срываемое, поспевшее, сорванное, мытое, очищенное.) По каким внешним признакам можно отличить эти слова? (Суффиксы -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-, -ем-(-ом), -им-, -енн-, -нн-, -т- ).
Часть речи | Вопрос | Грамматическое значение |
Прилагательное | Какой? | Признак предмета |
Глагол | Что делать? Что сделать? |
Действие предмета |
Причастие | Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? |
Признак по действию Внешний признак: (суффиксы -ащ-(-ящ-), -ущ- (-ющ-), -вш-, -ш-, -ем-(-ом), -им-, -енн-,-нн-, -т- ) |
(Таблица заполняется по мере усвоения темы. Ее можно заранее отпечатать на карточки и раздать каждому, но столбцы таблицы целесообразно оставить чистыми.)
Как вы думаете, о какой части речи мы говорим (о причастии)? Давайте попробуем дать определение этой особой форме глагола, используя полученную информацию и данные нашей таблицы (формулировка правила). А теперь сравним наше правило с правилом в учебнике. Все ли мы отметили? (Сопоставительный анализ правила.)
3. Закрепление.
а) Выборочный диктант.
Выпишите в разные столбики прилагательные и причастия. Как вы будете это делать? Выделите суффиксы причастий.
1. Мудрый, мудрейший, помудревший, умудренный.
2. Красноватый, краснеющий, покрасневший, красный.
3. Крепнущий, крепкий, укрепительный, крепчайший.
4. Сберегательный, бережный, оберегаемый, прибереженный 5 мин.
б) Переделайте прилагательные в причастия. Как вы будете это делать?
Белый, красный, хороший.
в) Переделайте глаголы в причастия. Как вы будете это делать?
Летит, читает, краснеет.
г) А теперь вы называете прилагательные, а я переделываю их в причастия.
д) Назовите глаголы, а я переделаю их в причастия. 5 мин.
е) Творческий диктант. Запишите предложения, переделывая глаголы в причастия.
Кончилась теплая летняя ночь. Занимается над лесом утренняя заря. Над лесными полянами стелется легкий туман. Прохладною росою покрылась листва на деревьях.
ж) Цифровой диктант:
1 – причастие
2 – прилагательное
3 – глагол
темный, темнеть, темнеющий, серебряный, посеребрить, посеребренный, светлый, светлеть, светлеющий, расстелить, расстеливший.
2, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 1, 3,1.
4. Работа в группах.
Задание для первой группы.
Представьте себе яблоко. Какое оно? Опишите его, используя прилагательные и причастия. Опишите яблоко так, чтобы захотелось его съесть. Прилагательные и причастия распределите по разным столбикам. (Яблоко – Красное, сладкое, большое…)
Задание для второй группы.
Творческий диктант. Переделайте предложения так, чтобы предложения из простых превратились в сложные.
Косые лучи солнца, склоняющегося к закату, почти не погружаются в воду.
Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будит легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега. 10 мин.
Задание для третьей группы.
Посмотрите в свои тетради. Сегодня мы описывали яблоко, используя прилагательные и причастия. Опишите предмет, который вам очень нравится, используя в своем описании причастия и прилагательные. Цель: описать ваш предмет так, чтобы заинтересовать слушателей (объем – 5–6 предложений). У причастий выделите суффиксы. 10 мин.
5. Творческая работа.
Напишите небольшую сказку о происхождении причастия. Какие герои будут действовать в вашей сказке? (Глагол, прилагательное, причастие).
В некотором царстве, в некотором государстве под названием Глагольск жила одна семья. Очень тужили папа Глагол и мама Прилагательное о том, что у них не было детей. Но только тужили они понапрасну. В один прекрасный день на свет появилось чудесное создание по имени Причастие. Причастие было очень похоже на своих родителей. От мамы ему достались ее признаки . От папы были унаследованы способность к действию. Потому и носит причастие признаки обоих родителей – признак по действию. Жители городка очень любят Причастие, они даже сочинили о нем песенку:
Причастие, причастие, действенное, властное.
Чтобы статус не терять, нужно признаки собрать,
Все вопросы совмещать.
Какой? Что делавший?
Какой? Что сделавший?
Прилагательное сразу признаки свои отдаст.
От глагола время, вид, действие опередит.
В этом виден только плюс.
Замечательный союз!
(2–3 работы зачитываются как пример с целью еще раз повторить признаки причастия.)
6. Итог урока. 5 мин.
Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
1. Узнать, что такое причастие.
2. Научиться находить причастие среди других частей речи.
3.Определить морфологические признаки причастия.
4. Уметь пользоваться причастием в речи.
Выполнили ли мы эти задачи? Назовите ключевые слова темы. (Причастие. Грамматическое значение причастия. Суффиксы причастия.)
Что же такое причастие? (Дается определение причастия). Вы молодцы, хорошо поработали. Давайте определимся с оценками. (Выставляются и комментируются оценки.)
7. Домашнее задание. Выучить правило на стр.272, написать на карточки суффиксы причастий, выполнить упражнение 499. (Читается задание к упражнению, выясняется, какие трудности могут встретиться при выполнении задания.)