"Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия"

Разделы: Русский язык


“Часть речи, причастная глаголу
в образе прилагательного”.

В.И.Даль.

“Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу”.

М.В. Ломоносов

Цели:

  • понятие о причастии, морфологические признаки причастия;
  • аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям и отличать причастие от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • характеризовать предмет с помощью причастий;
  • совершенствовать умение применять в речи синонимические конструкции.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 3 мин.

Ребята, внимательно посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. Какие задачи мы можем поставить перед собой?

1. Узнать, что такое причастие.

2. Научиться находить причастие среди других частей речи.

3 Определить морфологические признаки причастия.

4. Уметь пользоваться причастием в речи.

Цель и задачи выводятся вместе с учителем. Можно кратко записать задачи урока на доске с тем, чтобы при подведении итогов урока выяснить, выполнены ли задачи урока.

2. Объяснение новой темы.

На доске записывается или вывешивается заранее отпечатанный текст, учащимся раздаются карточки. Задание учащимся: заполните в своей таблице колонки, в которых содержится информация о прилагательном и глаголе.

 

Часть речи Вопрос Грамматическое значение
Прилагательное Какой? Признак предмета.
Желтый.
Глагол Что делает? Действие предмета.
Желтеет.
Причастие    

Определите, к какой части речи принадлежат записанные на доске слова. Внесите их в соответствующие колонки. Как вы будете это делать? (Определить грамматическое значение, задать вопрос и т.д.)

Желтеющий, пожелтевший, желтый, желтевший, желтеет.

Зеленый, зеленеющий, зеленевший, позеленевший, зеленеет.

Оживающий, оживавший, оживший, оживает, оживет.

Дается время на обдумывание поставленной задачи.

Учитель: В каких случаях вы без труда определили части речи? (Желтый (какой?) – признак предмета – прилагательное. Желтеет – действие предмета – глагол. …)

В каких случаях встретили трудности и как рассудили?

Какой вопрос зададим к слову желтеющий (какой?) – это признак предмета, можно отнести к прилагательному. Хорошо, замените слово желтеющий словосочетанием, близким по значению (который желтеет). Признак какой части речи налицо (глагола)? Признаки каких частей речи вместило это слово (прилагательного и глагола)? Что перешло от глагола (время)? Докажите. (Желтеющий – который желтеет – н.в., желтевший – который желтел – пр.вр.) Хорошо. Давайте заменим оставшиеся слова таким же образом.

Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этим словам? (Что делающий? Что сделавший? Что делавший?) Вопросы каких частей речи можно задать к этим словам (прилагательного и глагола)? Внесите полученную информацию в ваши таблицы. Что от прилагательного взяли эти слова? Можно ли их сочетать с другим частями речи? С какими? (С существительными – зеленеющая трава, желтеющие листья, оживающая природа.) Докажите, что эти слова похожи на прилагательные (сочетаются с существительными, имеют род, число, падеж, приводятся примеры). Что еще можно сказать об этих словах? (Похожи на глагол.) Аргументируйте свой ответ.

Следующее задание. Представьте себе яблоко. Какое оно? Опишите его, используя прилагательные и причастия. Прилагательные и причастия распределите по разным столбикам. (Яблоко – красное, сладкое, большое.)

Краснеющее, висящее, срываемое, поспевшее, сорванное, мытое, очищенное.) По каким внешним признакам можно отличить эти слова? (Суффиксы -ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-, -ем-(-ом), -им-, -енн-, -нн-, -т- ).

Часть речи Вопрос Грамматическое значение
Прилагательное Какой? Признак предмета
Глагол Что делать?
Что сделать?
Действие предмета
Причастие Какой?
Что делающий?
Что делавший?
Что сделавший?
Признак по действию
Внешний признак:

(суффиксы -ащ-(-ящ-), -ущ- (-ющ-), -вш-, -ш-, -ем-(-ом), -им-, -енн-,-нн-, -т- )

(Таблица заполняется по мере усвоения темы. Ее можно заранее отпечатать на карточки и раздать каждому, но столбцы таблицы целесообразно оставить чистыми.)

Как вы думаете, о какой части речи мы говорим (о причастии)? Давайте попробуем дать определение этой особой форме глагола, используя полученную информацию и данные нашей таблицы (формулировка правила). А теперь сравним наше правило с правилом в учебнике. Все ли мы отметили? (Сопоставительный анализ правила.)

3. Закрепление.

а) Выборочный диктант.

Выпишите в разные столбики прилагательные и причастия. Как вы будете это делать? Выделите суффиксы причастий.

1. Мудрый, мудрейший, помудревший, умудренный.

2. Красноватый, краснеющий, покрасневший, красный.

3. Крепнущий, крепкий, укрепительный, крепчайший.

4. Сберегательный, бережный, оберегаемый, прибереженный 5 мин.

б) Переделайте прилагательные в причастия. Как вы будете это делать?

Белый, красный, хороший.

в) Переделайте глаголы в причастия. Как вы будете это делать?

Летит, читает, краснеет.

г) А теперь вы называете прилагательные, а я переделываю их в причастия.

д) Назовите глаголы, а я переделаю их в причастия. 5 мин.

е) Творческий диктант. Запишите предложения, переделывая глаголы в причастия.

Кончилась теплая летняя ночь. Занимается над лесом утренняя заря. Над лесными полянами стелется легкий туман. Прохладною росою покрылась листва на деревьях.

ж) Цифровой диктант:

1 – причастие

2 – прилагательное

3 – глагол

темный, темнеть, темнеющий, серебряный, посеребрить, посеребренный, светлый, светлеть, светлеющий, расстелить, расстеливший.

2, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 1, 3,1.

4. Работа в группах.

Задание для первой группы.

Представьте себе яблоко. Какое оно? Опишите его, используя прилагательные и причастия. Опишите яблоко так, чтобы захотелось его съесть. Прилагательные и причастия распределите по разным столбикам. (Яблоко – Красное, сладкое, большое…)

Задание для второй группы.

Творческий диктант. Переделайте предложения так, чтобы предложения из простых превратились в сложные.

Косые лучи солнца, склоняющегося к закату, почти не погружаются в воду.

Они блестят на бесконечном водном пространстве и вспыхивают дрожащими искрами. Волны будит легкий ветер, кое-где спускающийся в море с соседнего берега. 10 мин.

Задание для третьей группы.

Посмотрите в свои тетради. Сегодня мы описывали яблоко, используя прилагательные и причастия. Опишите предмет, который вам очень нравится, используя в своем описании причастия и прилагательные. Цель: описать ваш предмет так, чтобы заинтересовать слушателей (объем – 5–6 предложений). У причастий выделите суффиксы. 10 мин.

5. Творческая работа.

Напишите небольшую сказку о происхождении причастия. Какие герои будут действовать в вашей сказке? (Глагол, прилагательное, причастие).

В некотором царстве, в некотором государстве под названием Глагольск жила одна семья. Очень тужили папа Глагол и мама Прилагательное о том, что у них не было детей. Но только тужили они понапрасну. В один прекрасный день на свет появилось чудесное создание по имени Причастие. Причастие было очень похоже на своих родителей. От мамы ему достались ее признаки . От папы были унаследованы способность к действию. Потому и носит причастие признаки обоих родителей – признак по действию. Жители городка очень любят Причастие, они даже сочинили о нем песенку:

Причастие, причастие, действенное, властное.

Чтобы статус не терять, нужно признаки собрать,

Все вопросы совмещать.

Какой? Что делавший?

Какой? Что сделавший?

Прилагательное сразу признаки свои отдаст.

От глагола время, вид, действие опередит.

В этом виден только плюс.

Замечательный союз!

(2–3 работы зачитываются как пример с целью еще раз повторить признаки причастия.)

6. Итог урока. 5 мин.

Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

1. Узнать, что такое причастие.

2. Научиться находить причастие среди других частей речи.

3.Определить морфологические признаки причастия.

4. Уметь пользоваться причастием в речи.

Выполнили ли мы эти задачи? Назовите ключевые слова темы. (Причастие. Грамматическое значение причастия. Суффиксы причастия.)

Что же такое причастие? (Дается определение причастия). Вы молодцы, хорошо поработали. Давайте определимся с оценками. (Выставляются и комментируются оценки.)

7. Домашнее задание. Выучить правило на стр.272, написать на карточки суффиксы причастий, выполнить упражнение 499. (Читается задание к упражнению, выясняется, какие трудности могут встретиться при выполнении задания.)