Творческие приемы обучения математике

Разделы: Математика


Прием первый

Уроки, построенные на взаимообучении учащихся в микрогруппах – экипажах

Слабые знания учащихся, отсутствие у них навыков самообразования, потеря интереса к учебе – эти качества стали массовыми для школ с особо трудным контингентом учеников.

Как возродить естественное желание детей учиться? Как построить учебно-воспитательный процесс, чтобы реализовать это желание? Какой должна быть роль педагога и учащихся в процессе обучения? Эти вопросы волнуют сегодня многих учителей.

“Центральной, главной фигурой в школе, - считает Николай Николаевич, - является ученик, вернее учащийся, т.е. учащий сам себя. А учитель только помощник. Знающий, умеющий, добрый, но только помощник. Следовательно, надо сделать так, чтобы ребенок стал сам себя учить и помогать учиться своим товарищам”.

Для этого разработана система взаимообучения в экипажах – небольших группа учеников по 4 человека в каждой. В состав экипажа входит командир – наиболее знающий в группе, он назначается учителем или выбирается учениками; штурман, имеющий несколько меньший, чем у командира, уровень знаний; первый и второй пилоты – ученики со слабыми знаниями. Командир и штурман несут персональную ответственность за подготовку первого и второго пилота.

Комплектование экипажей производится одним из трех способов: 1) учитель делит класс на экипажи, назначает командиров, штурманов и пилотов по своему усмотрению. Так делается обычно вначале введения данной системы обучения. 2) Ребята сами разбиваются на экипажи и выбирают их состав; трудность здесь в том, что появляются “отверженные”, т.е. те, кого не берут в микрогруппы. Учитель тактично “пристраивает” их в созданные экипажи. 3) Учитель назначает определенное число первых пилотов (слабых учеников) и предлагает им самим выбрать себе командира, штурмана и второго пилота. Причем первым начинает набор самый слабый ученик. Созданные таким образом экипажи оказываются наиболее действенными.

Обучение в микрогруппах становится для ребят гораздо привлекательнее, чем обычно. Здесь они имеют возможность пообщаться друг с другом, посоветоваться с другими экипажами, принять зачет или получить отметку у товарища по экипажу.

Вот как, например, происходит изучение нового материала по методике взаимообучения.

Геометрия. 8 класс

Тема: Три признака подобия треугольников

В начале урока перед каждым экипажем ставится конкретная задача: выучить материал, оценить его усвоение всеми членами группы и защитить свои знания. Учитель проводит многократное объяснение материала – с привлечением опорного конспекта, затем еще раз по конспекту, но уже гораздо быстрее (при этом интригует ребят: “Смогу ли я сейчас тоже самое еще быстрее рассказать?”).

Опорный конспект (Приложение)

Объяснение происходит до тех пор, пока командиры экипажей не скажут: “Все понятно”.

Начинается второй этап урока – выучивание. Командир пересказывает весь материал своему экипажу. Если же он запнулся или чего-то недопонял, то обращается к учителю за помощью. На этом этапе учитель выполняет роль консультанта. Он может даже прервать выучивание и разъяснить типичную неясность или ошибку всему классу.

Следующая обязанность командира – принять зачет у штурмана и поставить ему отметку. После этого они уже вдвоем, каждый отдельно, выслушивает своих пилотов, при необходимости помогая им воспроизвести текст.

Наконец командир решает, что материал всеми членами экипажа выучен. Всем выставляются отметки, которые выписываются на листок и передаются учителю. Командир докладывает о готовности группы к защите.

Защита знаний происходит по-разному, в зависимости от того, какой жетон (билет) вытянет командир. Жетонов несколько. Жетон с надписью “Выбор” означает, что учитель сам выбирает для ответа одного из членов экипажа (обычно пилота). Жетон “Делегат” дает возможность самому экипажу решить, кого послать отвечать. Жетон “Всё, всё” означает, что каждый член экипажа защищает свои знания. Жетон “Доверие” - самый любимый у ребят; он означает отсутствие контрольной проверки: учитель выставляет каждому ту отметку, которую ему поставили в его экипаже. Вытянув жетон “Экзаменаторы”, члены экипажа становятся помощниками учителя в предварительной проверке и проведении защиты у других экипажей.

Если вытянут жетон “Выбор”. То преподаватель обычно предлагает отвечать одному из пилотов (слабому ученику). В случае, если он при защите получит, например, на 1 балл меньше, чем ему поставили товарищи, то отметка на 1 балл снижается каждому члену экипажа. Если же знания ученика при контроле оказываются неудовлетворительными, то весь экипаж готовится к защите заново. Так вводится в действие принцип “Один за всех и все за одного”.

Уже после нескольких уроков, проведенных методом экипажей, ребята приходят в класс с большим желанием учиться, учиться играя… Но со временем даже занимательная, но одна и та же игра им надоест. Тогда применяются другие.

Прием второй – “вихрь задач”.

Этот прием позволяет школьнику с наименьшими затратами времени и сил овладеть знаниями. С его помощью урок становится богаче, разнообразнее, школьники во все большей мере становятся активными участниками занятий.

Урок самостоятельного решения задач. Ребята рассаживаются по одному за стол. Если это невозможно, на столе устанавливается разделительная перегородка высотой около 30 см. На учительском столе – стопка небольших чистых листочков бумаги. Я заранее готовлю таблицу, напоминающую классный журнал: так же в ней фамилии учеников, но над каждым вертикальным рядом клеточек стоят номера задач (примерно 10). Эти же номера записываются на доске. Дежурные раздают всем по одному листочку. На каждом листе подписывают свою фамилию, ставят на нем номер задачи из тех, что записаны на доске, приступают к ее решению. Обратную сторону листка можете использовать как черновик. Один листок – одна задача. Как только задача решена – поднимите руку.

Спустя несколько минут поднимается чья-то рука. И учение направляется к учителю. Если все верно, ученик довольный берет другой чистый лист и направляется к своему месту. В таблице-ведомости в соответствующей клеточке появляется первый крестик. А потом все начинает “крутиться”: число справившихся растет, и нужно быть очень собранным, чтобы не стать причиной “пробок” у своего стола и причиной простоя учащихся в очереди. Для быстроты работы используется большой лист с решениями всех задач, а сданные ученические листки раскладываются на столе в стопку по типам задач, чтобы удобнее было подсчитать их число в любой момент.

Время от времени подводятся итоги и сравниваются с аналогичным результатом параллельного класса; идет их заочное соревнование.

Ответственность за коллектив поднимает даже тех, кто уже не волнуется за себя: все – в работе.

За 6 мин до конца урока решение прекращаются. С помощью кодоскопа на экран проецируется решение первой задачи и даются ее краткий комментарий; затем разбираются следующие задачи и так далее: приблизительно по 30 с на каждую. После этого объявляется общее число задач, решенных классом, и наблюдается реакция: либо ликование, либо вздохи разочарования. Оценки выставляются в соответствии с количеством решенных задач.

Затем каждая задача решается на отдельном листочке? И к чему эти “бега” по классу? А чтоб не списывали друг у друга. Чтобы сразу получить подтверждение от учителя о правильности своей работы, исключающей томительное ожидание оценки в полнедели до следующего урока. А бег создает темп: решил, сбегал за новым листочком – и опять за дело; это захватывает, как вихрь. И вместе с тем служит двигательной разрядкой в напряженном соревновании урока.

Набор задач с ответами. (Приложение)

Литература:

1. Урок физики – 88. Материалы методического конкурса.

2. Н.Ф.Гаврилова “Неурочные разработки по геометрии 8 класс” Москва. “ВАКО” 2005

3. М.Р.Рыбникова “Геометрия: Задачи на готовых чертежах. 7-9 классы” Луганск. Учебная книга.2006