Психологические особенности сетевой модели профильного обучения в условиях сельской школы

Разделы: Школьная психологическая служба


В современных условиях сельская школа несет особую, жизнесберегающую функцию, которую можно выразить в лаконичной форме: будет жива школа на селе – будет живо и село.

В настоящее время система образования в России переживает существенные изменения. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о профессиональном самоопределении молодежи путем введения профильного обучения, которое является “системой специализированной подготовки” (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы.

В этом отношении наша Соловьевская средняя общеобразовательная школа имеет свой опыт по создании условий для развития способностей детей, для их профессионального и гражданского самоопределения. Это дифференциация учебно-воспитательного процесса в условиях средней школы отдаленной сельской местности.

Так, с 1993 года наша школа работает по особому режиму. В первой половине дня осуществляется выполнение учебного плана, во второй – экспериментальный модуль – учебные занятия по интересам в разновозрастных классах, где основным принципом является принцип выборности. Детям предлагается широкий выбор внеклассных кружков, спортивных секций, занятий по выбору (гуманитарному, математическому, естественному профилям). Для каждого ученика составлено индивидуальное расписание, которое и способствует четкой организации экспериментальной работы. Такая форма организации работы получило название в республике “Соловьевская система”.

В результате наши ученики, как правило, упорны в достижении своих целей, психологически и эмоционально стали более подготовлены для самореализации своих способностей и потребностей. Все это говорит об успешной социализации личности в обществе. Ведь развитие ребенка зависит от его окружения. А для сельской школы оно важно и актуально: отдаленность, замкнутость, изолированность и т.д.

Развивая свой инновационный потенциал, наша школа в 2000 году входит в состав Педагогической сети “Амма”, куда входят 9 школ Таттинского, Амгинского и Чурапчинского районов, расположенные в бассейне реки Амма под научным руководством А.А.Кычкиной, ректора ИПКРО PC (Я). Цель эксперимента – повышение эффективности развития школ с помощью интеграции.

Одним из главных направлений эксперимента – это организация системы выездного профильного обучения учащихся 9–11 классов. Для этого разработана четкая, удобная транспортная схема перевозки детей. Обучение проводится 3 раза в год продолжительностью 6 дней по 6 занятий.

В концепции модернизации российского образования говорится, что переход к профильному обучению преследует следующие цели:

  • обеспечение углубленного изучения отдельных предметов;
  • расширение возможностей социализации учащихся;
  • создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников в соответствии с их способностями и потребностями.

Для полного удовлетворения своих познавательных потребностей учащихся предлагаются различные модели организации профильного обучения:

1. Модель внутришкольной профилизации.

2. Модель сетевой организации профильного обучения.

В сетевой модели профильное обучение идет за счет привлечения образовательных ресурсов других школ. В этом отношении наша Педагогическая сеть “Амма” работает уже 5 лет. Все это, безусловно, связано с потребностями сельских школ в инновационной деятельности, обеспечивающие их выживание и развитие и ограниченностью образовательных возможностей.

Что мы имеем сегодня?

Несомненно, содержание курсов, работа под руководством опытных учителей создает предпосылки повышения мотивации, саморазвития учащихся.

Интересно размещение прибывших детей на сессию. Они поселяются в семьях ребенка, выбывшего на сессию в другую школу. Все это создает благоприятную среду для успешной адаптации, для реализации потребностей ребят, формирования их к выполнении социальных функций в обществе. Каждая сессия содержит содержательные внеучебные мероприятия – спортивные, творческие, интеллектуальные и деловые. Традиционным стал в нашей школе туристический поход на гору.

Помимо обучения детей ежегодно проводятся объединенные педагогические советы, научно- практические конференции учащихся и учителей “Амгинские чтения”, семинары для учителей-предметников.

Общие усилия дают положительные результаты: мотивация ученья имеет более высокий уровень, включая не только познавательные, но и внутренние социальные и нравственно-волевые компоненты. Выпускники школы четко представляют свой жизненный план. У родителей сформировалось стремление действовать на общее благо, а у школьников – чувство гордости за свою школу, чувство хозяина. Также можно отметить, что эксперимент способствует профессиональному и личностному росту педагогов.

По праву гордимся мы своими выпускниками. Из 74 выпускников, участвовавших в эксперименте, сегодня 50 обучаются в вузах и ссузах республики, 7 получили диплом и успешно работают по специальности. Они приносят славу и признание родной школе.

Ежегодные исследования учащихся показывают следующее:

  • профильное обучение помогает углубить и расширить знания по предмету – 90%;
  • на сессии узнаю много интересного, полезного – 84%;
  • выбор профиля сделан правильно – 89%.

Все это позволяет создать у нас атмосферу успеха.