Использование занимательных задач в процессе обучения информатике

Разделы: Информатика


В настоящее время главным стратегическим направлением развития системы школьного образования в России является личностно-ориентированное образование – такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, была бы ведущей.

В развитии творческого мышления учащихся проявляются результаты занимательных элементов обучения, которое способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому использование занимательных задач в процессе обучения чрезвычайно актуально и необходимо в современной школе.

Современное образование классифицируется задачи на определенные группы:

Задачи-рисунки.

Представляют собой рисунки или схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы видим наименее часто.

Составляя задачи-рисунки нужно, прежде всего, определить тему, согласно которой делается рисунок, выбирается загадываемый объект, определяется ракурс объекта, под которым обучаемые наблюдают объект наименее часто.

Для помощи в распознавании объектов следует подготовить ряд наводящих подсказок. Подсказками могут также служить рисунки зашифрованного объекта, выполненные с других ракурсов, либо рисунки-ребусы. Лучше всего применять на актуализирующем этапе урока в качестве физкультпаузы при работе за компьютером.

В ряде случаев использование задач-рисунков эффективно на уроках объяснения материала в качестве мотивационного момента.

Логические мини-задачи

К ним относятся короткие по формулировке задачи; обычно состоящие из единственного предложения-вопроса, где ключевые данные явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать.

  • От имени, какого европейского математика произошло слово “алгоритм”?
  • Сколько символов может содержаться в сообщении из двухсимвольного алфавита?
  • Какая программа служит для поиска и удаления компьютерных вирусов?
  • Как скопировать фрагмент электронного документа в обычный бумажный документ?
  • Когда на уроках информатики при работе за компьютером используется ластик?
  • На сайт какой фирмы указывает электронный адрес www.адидас.ru?
  • Какими письмами можно обмениваться с помощью компьютера?
  • Где можно встретить дерево, растущее корнем вверх?

Задачи с завуалированной некорректностью поставленных вопросов.

Ответы на такие вопросы можно дать лишь при определенном уровне знания материала. Обычно такие вопросы “провоцируются диалогом, ведущимся в неутонченном контексте” и в них либо заложена ложная посылка, либо для ответа требуется некоторая дополнительная информация, либо когда неправильно использовано вопросное слово, либо когда в вопросе присутствует шутка, которую обучаемые должны распознать и выдать адекватный ответ.

  • Освобождение от электрического заряда, и позиция в записи числа.
  • Единица давления, и популярный язык программирования.
  • Специалист, управляющий с пульта работой сложного оборудования, и предписание в данном языке программирования.
  • Разрыв в расписании движения электричек, и прямоугольная область экрана, в которой выполняется Windows-программа.
  • “Красная” строка, и текст, набранный в текстовом редакторе Microsoft Word до нажатия клавиши Enter.
  • Сокращенное обозначение состава какого-либо соединений с помощью букв латинского алфавита и чисел, и запись в ячейке программы Microsoft Excel, начинающаяся с символа “=”.

Задачи-шутки.

В некоторых ситуациях при их решении допускаются ответы также шутливого характера, не несущие в себе конкретной информации, лучше всего использовать при устном опросе или на этапе закрепления материала, включая их в систему стандартных вопросов и задач. После постановки такой задачи, обучаемые должны распознать ее тип, сформулировать ответ и соответствующим образом его аргументировать.

  • B 1996 гoдy жypнaл "Koмпьютeppд" пиcaл, чтo "извecтны cлyчaи oпpыcкивaния дискeт бaктepицидными aэpoзолями" Для чeгo?
  • Kaкoй тepмин шyтoчный кoмпьютepный cлoвapь oпpeдeляeт кaк "oпepaция, пpeдшecтвyющaя cиcтeмнoмy yдapy"?
  • 3aгaдкa. Paньшe oни были "пo 5", нo мaлeнькиe, a тeпepь "пo 3", нo бoльшиe. Ha caмoм-тo дeлe oни были вoвce нe пo 5, дa и тeпepь oни нe в тoчнocти пo 3. A кaк oни нaзывaютcя?
  • На какой плате компьютера размещен процессор: на системной или материнской?
  • На рабочем столе одного остроумного программиста есть забавные иконки. Подпись под одной из них заканчивается словами “перед едой” Подпись под другой заканчивается словами “и не вставай”. Как начинаются эти подписи и каким устройствам они соответствуют?
  • Кто держит свою мусорную корзину не под столом, а на самом столе?
  • Назовите самый “смешной” объект на Рабочем столе?

Задачи с неполным условием:

В таких задачах предусмотрен набор данных, чтобы все они в той или иной степени помогали решить задачу, но часть данных была по возможности скрыта от отгадывающего. Большой потенциал для обучения скрыт в задачах именно этого типа. Такие задачи эффективно решать на уроках повторения изученного материала.

  • В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография.

Она начиналась следующими удивительными словами:

“Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет в моей маленькой семье было 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых пятую часть приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц” и т.д.

Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка?

  • У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?
  • Один мальчик так написал о себе: “У меня 24 пальца, на каждой руке по 5, а на ногах 12”. Как это могло быть?
  • Восстановить неизвестные цифры, обозначенные знаком вопроса, в примерах на сложение и вычитание, определив вначале, в какой системе изображены числа.

  • Мартышка-мама связала 111 своим непослушным детишкам по перчатке на каждую руку и ногу. Но они порвали все свои перчатки, кроме младшего, который порвал только 11. Сколько перчаток попадет маме в починку? Ответ в 8-й системе счисления
  • Мартышка висит на хвосте и жует бананы. В каждой руке по 101 банану, а в каждой ноге – на 1 банан больше, чем в руке. Сколько бананов у мартышки? Ответ в 2-й системе счисления.

Для более качественного обучения с использованием занимательных задач существует ряд рекомендаций.

  • Не рекомендуется применять в учебном процессе задачи с “мрачным” сюжетом. Если подобная задача встретилась в литературе, то лучше преобразовать ее условие так, чтобы она по-прежнему носила обучающий эффект, но не вызывала негативных эмоций.
  • На каждом уроке решать занимательные задачи нецелесообразно, а количество таких задач (если речь идет не об уроке контроля) не должно превышать одной-двух.
  • Не рекомендуется предварять решение таких задач словами: “А теперь давайте отдохнем и решим занимательную задачу.
  • Не рекомендуется также выставлять оценку за решение занимательных задач, выбрав в качестве стимула похвалу ученика перед классом (хотя такие ответы обучаемых могут и должны влиять на общую оценку при проверке большого блока материала).
  • Занимательные задачи полезно использовать на обобщающем уроке в качестве конкурсных заданий на внеклассных мероприятиях.
  • Количество и сложность задач подбираются на усмотрение учителя.

Заключение

Проблема формирования и развития творческой личности является одной из самых глобальных психолого-педагогических тем изучения.

Познавательный интерес, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности, сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов в целостном умственном развитии школьника, он оказывает влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

Установлено, что познавательный интерес является побудителем любой деятельности школьника, в том числе и учебной. В учебном процессе познавательный интерес может выступать в трех выражениях: как средство обучения; как мотив; как устойчивая черта личности.

Познавательный интерес оказывает огромное влияние на развитие важнейших качеств личности, резко снижает утомляемость учеников, создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Необходимым условием развития и формирования творческой личности школьников является отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению. В этом плане предлагается:

  1. Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
  2. Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
  3. Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
  4. Оживлять уроки элементами занимательности.

Рассмотренная и предлагаемая методика обучения решению занимательных задач играет существенную роль:

  • Формирование практических навыков анализа информации.
  • Стимулирование самостоятельной работы учащихся
  • Активизация мыслительной деятельности учащихся
  • Формирование высоко уровня знаний, умений, навыков по предмету.

В качестве примера использования занимательных задач предлагаю вам ознакомиться с конспектом обобщающего урока по теме: “Компьютер и программное обеспечение”, (находящийся в приложении1).