Тема урока. Молитвы – образец обрядовой поэзии. “Адресаты” северных молитв.
Цель урока:
1. Образовательная:
- Закрепить знания учащихся о народах, проживающих на Ямале; об основных ценностях коренных народов Ямала их хозяйственной культуре, верованиях народов Севера, национальностях.
- Познакомить учащихся с поэтической трилогией Романа Прокопьевича Ругина “Молитвы охотника”, “Молитва пастуха”, “Молитвы рыбака” – образцом обрядовой поэзии, композиционным строением этих произведений.
- Через содержание литературных произведений – трилогии Р.П.Ругина раскрыть огромную любовь народов к своему Северному краю, показать истинную их заботу о сохранении и разумном использовании природных богатств своей Родины.
2. Развивающая:
- Развивать у учащихся наблюдательность, умение через текст молитв определять их адресатов. Учить умению находить в содержании молитв отражение космогонических, теогонических и языческих представлений хантыйского народа.
- Определять особенности рассматриваемых молитв (отсутствие покаянных обращений человека к владыкам природы, молений о прощении, признаний в своей греховности, выражения слабости; отсутствие ропота, гордого противопоставления себя тому, перед кем персонаж предстает с мольбами, выдвижения индивидуального “Я” на первый план).
- Уметь объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком.
- Развивать умения учащихся через анализ и синтез предполагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.
3. Воспитательная:
- Формировать у учащихся познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к “малой” родине, ее истории, настоящему и будущему. Познакомить учащихся с нравственными запретами северных народов.
- Формировать у учащихся потребность и мотивы социального поведения. Формулировать и практически выполнять правила поведения в природе.
Задачи:
1. Формировать мотив изучения родного края.
2. Выработать у учащихся личностное отношение к природе как к комплексу ценностей духовного и материального порядка.
2. Научить учащихся с почтением относиться к Ямальской Земле, ее культуре, традициям.
3. Расширить кругозор учащихся о творчестве хантыйского писателя Романа Прокопьевича Ругина как поэта-лирика, сказочника, автора эпических произведений, переводчика, публициста, общественного деятеля.
4. Научить учащихся в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
Оборудование к уроку:
-Иллюстрации картин ненецкого художника Л.А.Лара;
-Аудиокассеты “Песни православных паломников. Царица Небесная”;
-Выставка книг с произведениями писателей и поэтов Ямала; журналов “Ямальский меридиан”.
-Книги мэра города В.А.Быковского “Есть в Сибири город Муравленко”, “Экологические вопросы при разработке нефтяных месторождений Крайнего Севера”, “Есть город на Ямале – Муравленко”, “Огонь, вода и медные трубы”.
– Комплекты открыток о ЯНАО, городе Муравленко.
Содержание урока.
1. Организационный этап.
Цель: постановка и мотивация УЗ в ходе совместной деятельности учащихся и учителя; обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке.
Методы, приемы: беседа, работа с наглядными материалами– оборудование к уроку.
1.1.Беседа с учащимися:
– название полуострова, что дал часть имени нашему округу? (Ямал– край земли)
– назовите возраст нашего округа? (1930 год; 76 лет).< Приложение 10. Слайд №1,2,3 >
1.2. Вступительное слово учителя. Организационный момент.
Анализирую содержание стихотворений Р.П. Ругина, постараемся понять их главную содержательную линию: северные народы особенно издревле живущие в Ямало-Ненецком автономном и Ханты-Мансийском автономном округах, одни из самых последних на Земле, кто еще сохраняет непосредственную связь с природой. Природа для них высшая ценность, о которой они узнают не по радио и телевидению, а из самой жизни. Мы должны каждый для себя определить – почему мы обязаны чутко понимать природу, учиться ее беречь и мудро ею пользоваться. Этому умению сегодня мы продолжим учиться у коренных народов Севера.
1.3. Задание учащимся:
1. По ходу нашей совместной работы постарайтесь определить:
– жанр трилогии Р.П. Ругина,
особенности этого жанра;
– почему именно этот жанр выбрал автор?
2. Этап всесторонней проверки знаний.
Цель: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Сформировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений, развивая аналитичность, критичность мышления учащихся.
Методы и приемы: индивидуальные сообщения учащихся, работа в группах по составлению визитной карточки народов Севера, рецензирование учащимися ответа своих товарищей, коллективная познавательная деятельность всех учащихся класса, беседа.
2.1. Фронтальная работа:
Вопрос для учащихся:
а) Какие интересные моменты жизни и творчества писателя Романа Прокопьевича Ругина вам известны? (Приложение 1). < Приложение 10. Слайд № 4> .
2.2. Задание остальным учащимся: рецензирование ответа своего товарища.
2.3.Групповая работа. Составление визитной карточки коренных народов Севера.
Народы, проживающие на Ямале.
Групповая работа:
Задания по группам.
1 группа – Названия коренных народов Севера, проживающих на Ямале. Назовите их численность и укажите на карте территорию их проживания. (Приложение 2)
2 группа – Названия пришлых народов, проживающих на Ямале. Работа с картой.
Назовите их численность и укажите территории их проживания! (Приложение 3)
- Практическая письменная работа для всего класса. Основные ценности коренных народов Ямала. (Приложение 4).
Взаимопроверка выполненного учащимися задания (максимальное количество баллов – 9. Подведение итогов.).
- Верования коренных народов Ямала.
Слово учителя.
Ямал – край земли – так звучит в переводе с ненецкого, но мы говорим иначе: Ямал не край земли, а ее начало.
Задание классу.
а) Что помогает коренным народам Ямала сохранить свою культуру, философское отношение к окружающей среде?
(Рассуждения детей из своего жизненного опыта. Их ответы).
Групповая работа.
Задания по группам:
1 группа – назовите главных Богов ненцев и ханты? (Приложение 5).
2 группа – назовите природные божества ненцев и ханты? (Приложение 5-А)
3 группа – творчество ненецкого художника Леонида Алексеевича Лара. Назовите его произведения.
Демонстрация картин Леонида Алексеевича Лара. (Приложение 6).
<Приложение 10. Слайд № 5, 6,7> .
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Цель: Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
Методы и приемы: беседа, жизненный опыт учащихся, слушание аудиокассеты “Песни православных паломников. Царица Небесная”, чтение молитв учащимися разных национальностей.
3.1. Слово учителя. Вспомните задание для учащихся, полученное в начале урока. (Определить жанр лирики Романа Прокопьевича Ругина).
Мы уже знаем, что по религии у коренных народов Ямала для успешной жизни необходимо обязательное общение с богами, с духами природы. <Приложение 10. Слайд № 8> .
3.2.Задание классу:
Через что происходит общение людей с Богом? (Молитвы)
1.Молитвы каких людей Бог исполняет?
2.Для кого нужна молитва?
3.В чем сущность молитвы?
4.Как влияет молитва на человека?
5.Какие молитвы знаете вы? Прочитайте! О чем она? Какая она? (Просительная, покаянная, благодарственная).
(Дети разных национальностей читают молитвы на своем родном языке, слушают аудиокассету с молитвой православных христиан.)
Вывод: Молитва работе не помеха, а подспорье. Можно во время работы в душе молиться, и это гораздо лучше, чем думать о пустяках. Чем больше человек молится, тем легче и лучше ему жить.
3.3.Задание классу по группам. Прочитать:
1 группа – Р. Ругин “Молитва пастуха”. (Текст. Приложение 7).
< Приложение 10. Слайд 9 > .
2 группа – Р. Ругин “Молитвы охотника”. (Текст. Приложение 8).
< Приложение 10. Слайд 10 > .
3 группа – Р. Ругин “Молитвы рыбака”. (Текст. Приложение 9)
< Приложение 10. Слайд 11 > .
Чтение вслух молитв учащимися в костюмах рыбака, пастуха, охотника.
Беседа по выявлению понимания содержания, темы урока:
1.Что общего в названиях трех произведений Р.Ругина? (Молитвы)
2.Как же тема нашего урока связана с молитвами Р.П. Ругина? (Бережное, трогательное отношение к природе…)
3.Почему же именно эти молитвы написал Р. Ругин?
Вывод: Главной частью культуры всех коренных народов Севера являются традиционные, обусловленные самой природой хозяйственные занятия: охота, рыболовство, оленеводство. Молящиеся стремятся воздействовать на божества, обращаясь с молитвой к своим Богам. А молитва – это и есть беседа или разговор наш с Богом, сущностью которой является страстное выражение человеческого желания или нежелания, чтобы свершилось то или иное событие.
4. Этап усвоения новых знаний.
Цель: Дать учащимся конкретные представления о молитве, в которой автор заложил основную идею изучаемого материала – формирование нравственных отношений к природе, к другим людям, к труду, к Родине, к своему “Я”. На основе приобретенных знаний выработать правила поведения в природе, выработать желание у учащихся лично участвовать в практической работе по охране природы.
Методы и приемы: работа с текстом, акцентное вычитывание, анализ содержания молитв Р.П. Ругина, актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся, поисковая работа, самостоятельная работа учащихся.
4.1. Работа над содержанием молитв Р.П. Ругина.
1.Прочитайте начало молитв!
2.Что общего во всех трех молитвах?
3.Какая обстановка сопровождает ритуал поэтических молитв?
4.Как герои воздают почести своим грозным Богам?
(Справка-ответ)
Каждое из этих произведений имеет сходное композиционное строение: монолог лирического героя предваряется одной или двумя строфами, в них описывается обстановка, в условиях которой персонажи обращаются с мольбами к тем, кто может даровать им желаемое благо. В монологах вырисовывается несколько образов: Отца Небесной Выси – Пал-Турама, добрых духов и хозяев некоторых стихий природы, лирического героя, молящегося перед ними, и автора-повествователя, который неравнодушно относится к своим героям.
“Молитва пастуха”.
Оленя заколов, пастух кормил сперва
Печенкою сырой Отца Небесной Выси.
Молитве соответствуют подходящие обстоятельства: тишина “Рассветного часа”, пламенеющий костер, внутренняя сосредоточенность пастуха, его вера в исполнение задуманного.
“Молитвы охотника”.
И духов тайги и хозяев Огня
Кормил до отвала, обычай храня.
“Молитвы рыбака.”
Потом извлекает он рыбу вторую.
И главное лакомство — нельму сырую
Сперва, предлагает он Духу Воды:
“Прими за твои вековые труды.
4.2. В чем особенность рассматриваемых молитв?(Справка-ответ)
Особенность рассматриваемых молитв состоит в том, что мы не найдем здесь покаянных обращений человека к владыкам природы, молений о прощении, Молящиеся стремятся воздействовать на божества. признаний в своей греховности, выражения слабости. Не встретим здесь ропота, гордого противопоставления себя тому, перед кем персонаж предстает с мольбами. выдвижения индивидуального “Я” на первый план.
4.3.В какой молитве звучит оправдание героя?
(В “Молитвах охотника” звучит оправдание охотника за охотничьи страсти, заверение в преодолении своей чрезмерной увлеченности:
Не стану чинить я вреда никому,
И лишнего я ни крыла не возьму.)
4.4.Работа над средствами художественной выразительности.
Какие интонации преобладают в текстах молитв? Найдите их! Прочитайте!
– С чего начинают свои обращения герои Ругина?
(Преобладают просительные интонации, благоговение, “возношение” ума и сердца к божествам, призывы сменяемые прошениями. просительные интонации обогащены силой клятвы в мужестве и верности).
4.5. Как проявляется волевая настойчивость в ругинских молитвах? В каких повторах. анафорах и глаголах она находит свое выражение?
(В повторах– “дай”, “дай”, “спаси”, “спаси”; В анафорах – “Пускай… пускай” – в “Молитвах рыбака”; “пусть”… “пусть” в “Молитвах охотника”; в повелительной форме глаголов ( “не обойди”, “укороти”, “поделись”, “выстели”– в “Молитве пастуха”, которые выражают энергичное побуждение к действию. )
4.6. Какой характер и физическое состояние изображает Р.Ругин в своих героях?
– Как относятся герои поэта к духам?
(Мы видим силу, смелость, мужество персонажей. их постоянное единоборство с трудностями и грозными силами природы. Но не возникает ощущения того, что молящиеся охотник, рыбак или пастух говорят с духами на равных, но не чувствуется и смирения, покорности, умиления. Герои Ругина признают могущественную силу божества леса, воды, огня: последние могут вступить в конфликт с мрачными силами зла. )
Вывод:
– Какие нравственные свойства хантыйского народа раскрываются в стихотворениях жанра молитвы?
(высказывания учащихся)
4.7. Раздаются книжки на память детям с текстом нравственных запретов. (Вывод).
Нравственные запреты
.В языческих верованиях наказание часто бывает более тяжелым, чем само преступление. Ветхий Завет ввел в систему наказаний принцип справедливости и адекватности: “Око за око, зуб за зуб”. Северные народы очеловечивали окружающий мир, верили в то, что тундра, горы, реки, море. Животные, вся Вселенная, Космос могут мстить тому, кто не соблюдает законы природного мира и не стремится жить с ним в гармонии.
- Не мучай животных вплоть до последнего насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
- Не кидай камни, комья земли. снег в реку, озеро – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
- Не стреляй из лука, не имея или не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
- Не учись сквернословить – плохие слова на твоем языке оставляют зловонные следы.
- Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности: боль Земли – это боль сердца.
5. Этап закрепления новых знаний.
Цель: Закрепить в памяти учащихся умения и навыки, которые необходимы им по новому материалу.
Методы и приемы: викторина, обсуждение ее результатов; итоговое обобщение учителя; рефлексия учащихся.
5.1. Работа в парах. Инсценирование стихотворений – молитв (без предварительной специальной подготовки).
5.2. Письменная работа. Викторина.
- Какие животные изображены на гербе ЯНАО? (два белых медведя, олень)
- Священная птица для народов ханты, манси, которая гнездится в заповеднике ЯНАО? (стерх)
- Назовите имя первого профессионального композитора и исполнителя ненецкой песни? (Семен Няруй)
- Известный песенный ансамбль на Ямале? (Сеетэй Ямал)
- Главный ненецкий Бог? (Нум)
- Солистка песенного ансамбля “Поющий Ямал”. (Елена Сусой)
- Основная хозяйственная деятельностьСеверных народов-ненцы. (оленеводство)
- Основная хозяйственная деятельность Северных народов – ханты (рыболовство).
- Ненецкий художник. (Леонид Алексеевич Лар)
- Столица ЯНАО (Салехард)
5.3. Краткий комментарий работы класса учителем. (По итогам урока)
Жизнь давно подтвердила слова великого Михаила Ломоносова о том, что “могущество России Сибирью прирастать будет”.
Ямало-Ненецкий автономный округ – это целая страна в центре крайнего Севера России.
5.4. Рефлексия.
– Где и когда вы сможете использовать полученные сегодня на уроке знания? (рассуждения детей)
Жизнь и дух малочисленных народов Севера базируется на осознании единства и неразрывной связи человека и природы, они несут в себе принципы разумного потребления ресурсов и бережного, философского отношения к окружающей среде.
Система знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая могла бы ставить целью своей деятельности развитие и процветание родного края. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Цель: Разъяснить методику выполнения домашнего задания.
Методы и приемы: инструктаж по выполнению творческой работы учащимися дома.
Задание учащимся:
Выполнить рисунки по содержанию одного из изученного произведения Р.П.Ругина, или написать отзыв о личном восприятии содержания молитв, или выучить наизусть одно из произведений.
Литература.
1. Грудинина Н. Совесть: Сборник стихов и переводов. – М.:Вилад,1999.
2. Обская радуга: Альманах литераторов Ямала. Вып.12. – Салехард: Обская радуга, 2005.
3. Головнев А. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. – Екатеринбург. УрО РАН, 2004.
4. Роговер Е.С. Изучение творчества Р.Ругина в школе. – Санкт-Петербург. 2003.
5.Федорова Л. Северные родники.Литературно-краеведческая хрестоматия для школьников. – Сыктывкар. 1995.
6. Попов Ю. Мифология Ямала. Хрестоматия 5-7классы. – Тюмень. 2002.
7. Ямальский меридиан. Историко-культурный научно-популярный журнал. – Салехард. 1999-2005.
8.ПлешаковА.А. Мир вокруг нас –Москва. Просвещение, 2003.
9.Плешаков А.А. Зеленый дом –Москва. Просвещение, 2001.
10.Прокофьева Е.М. Книга для чтения – Санкт-Петербург. Отделение издательства “Просвещение”. 2000.
11. Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. – Томск. 1999.
12.Быковский В.А. Есть город на Ямале. – Муравленко. “Екатеринбург”. 1999.
Благодарю всех учащихся и гостей за урок! Спасибо!