Урок русского языка в 3-м классе по системе Занкова по теме "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели: создать условия для исследовательской работы по изучению способа образования сложных слов.

Задачи:

  1. Повторить значимые части слова.
  2. Ввести понятие “сложные слова”.
  3. Способствовать применению нового способа образования слов.

1. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы готовы сделать новые открытия?

Тогда прочитайте запись на доске:

Жило-было слово ход
В слове выход, в слове вход.
В слове ходики стучало
И в походе вдаль шагало.

Учитель: Какие задания можете предложить?

Дети: - Можно озаглавить текст!

- Прочитать выразительно!

- Найти и выписать родственные слова!

- Списать текст и разобрать по составу родственные слова! (Учитель все “предложения” учащихся фиксирует на доске.)

Учитель: - Молодцы! Кто помнит над какой темой мы работали на предыдущем уроке?

Дети: - Однокоренные слова.

Учитель: - Тогда какое задание точнее подходит к этой теме?

- Выпишите однокоренные слова и разберите их по составу.

(Работа выполняется в тетрадях и одновременно на доске). Проводится проверка. Учащиеся выделяют корень в словах:

Ход, выход, вход, ходики, в походе

Учитель: - Докажите, что эти слова однокоренные.

- Как образовались слова?

Дети: - Первый способ – с помощью приставки.

- А еще с помощью суффикса.

Учитель: А еще как могут образовываться новые слова?

Дети: С помощью приставки и суффикса.

Учитель: А вы умеете?

Уч-ся: Да!

Учитель: Тогда образуйте слова с корнем – ход- с помощью приставки и суффикса.

Проверка: походный, входной, переходный.

2. Физминутка.

Учитель: Встаньте.

Давайте, ребята, “прошагаем” порядок разбора слова по составу.

Уч-ся:

1. Выделить в слове окончание…(Делают шаг вперед, а учитель с помощью карточек фиксирует ответы на доске.)

2. Выделить основу слова. (Еще шаг..)

3. Выделить корень слова. Для этого подобрать однокоренные слова. (Еще шаг…)

4. Выделить приставку. (Делают еще шаг…)

5. Выделить суффикс. (Делают еще шаг…)

Учитель: Сколько шагов сделали? (5)

А можете четыре сделать? (Да)

А почему? (В слове может быть окончание, основа, корень, приставка или суффикс.)

А три “шага” может быть? ( Да, когда в слове есть только окончание, основа и корень.)

А теперь найдите в классе предметы, части которых могут напоминать схемы частей слова.

Уч-ся: Окно - окончание… Угол доски - суффикс… и т.д. и т.п.

3. Целеполагание. Изучение нового.

Учитель: Как вы думаете, а есть другие способы образования слов?

А вы хотите узнать?

А зачем вам это надо знать?

Тогда предлагаю вам выполнить задание в группах.

Кто напомнит правила работы в группе? (Дети напоминают правила работы в группе). На столах лежат листы со схемами слов, в конверте на карточках написаны слова:

I вариант - ПОГРУЗКА II вариант – КАШЕВАР
МОРЯКИ ПОЕЗДКА
ПОДРУГА ДЕДУШКА
ПАРОХОД КОСА
ДОРОГА ПОВАРА

Миша: Я догадался, что надо сделать! Надо к схемам подобрать слова.

Учитель: Вопросы есть? Тогда приступайте! (В ходе выполнения задания, одно слово не подходит ни к одной схеме: ПАРОХОД и КАШЕВАР).

Проверка. Работы групп вывешиваются на доске, ученики доказывают, почему слова подходят к схемам.

Ученики: А у нас одно слово никуда не попало.

Ученики: И у нас тоже…

Учитель: Как вы думаете, как образовались эти слова?

Света: Пароход от слов ПАР и ХОДИТ.

Лена: Слово кашевар от слов КАШУ и ВАРИТ.

Учитель: А как называются такие слова? Попробуйте придумать сами им название. (Дается 1-2 минуты. Затем выслушиваются варианты ответов ребят).

Уч-ся: Сложные, сложнейшие, двукоренные, составные или составленные.

Учитель: А как нам проверить, верны ли наши догадки?

Уч-ся: Можно посмотреть в книге!

Учитель: Откройте учебник на с.3.Так как называются такие слова? Как они образовались? (Соединили два корня.) Кто может сформулировать тему нашего урока? Скажите одним словом - образование слова…

Дети: Словообразование.

Учитель: Что нового узнали?

Уч-ся: Что есть сложные слова…

Учитель: Молодцы! Отдохнем. Встали. Потянулись. Изобразите окончание, основу, приставку, корень, суффикс. Сможете изобразить сложное слово? (Дети изображают).

Учитель: - Молодцы!

4. Закрепление изученного.

Учитель: А сами вы сможете справиться с образованием таких слов? Тогда выберите задание, которое вам больше понравится.

С обратной стороны доски два варианта заданий:

I вариант – списать слова, вставить буквы.

- Прочитайте слова. Что скажете? ( Написаны сложные слова).

- Какие буквы могут быть соединительными? ( О/Е)

- Используйте в работе схему – помощник.

ДРОВ…СЕК, ЛЕД…РЕЗ, ТРУБ…ЧИСТ, СЕН…ВАЛ, ПОЛ…ТЕР, ЗЕМЛ…КОП, ЧЕРН…ЗЕМ

II вариант : Составить сложные слова и записать их в тетрадь.

СТАЛЬ ВАРИТ, ПЧЕЛ РАЗВОДИТ, ПЫЛЬ СОСЕТ, САМ КАТИТСЯ, ЛЕД КОЛЕТ, ПТИЦ ЛОВИТ

После выполнения задания проводится проверка.

5. Рефлексия.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. В чем испытали трудность? Что понравилось? Какое открытие сделали? Как думаете, а есть еще другие способы образования слов? Хотите о них узнать? Сделаем открытия на следующем уроке.

Домашнее задание на выбор:

  1. №139
  2. Придумать 5-7 сложных слов, основа одного их них ЛЕС.