Сценарий познавательно-развлекательной игры для учеников 2 класса (5-летняя программа) и 4 класса (7-летняя программа) Музыкального Отделения школы искусств.
Звучит: Песня “О ПЕСНЕ” (стихи и музыка Логиновой Даши, ученицы 4 класса фортепиано) – исполняют участники команд.
Ведущая: Дорогие друзья! Только что впервые на этой сцене прозвучала песня, сочинённая ученицей нашей школы. Она стала прологом к сегодняшней музыкальной игре, которая называется “Музыкальный лабиринт”!
На сцену приглашаются две команды: “Нотки” (в дальнейшем №1) и “Паузы” (№2). Оглашается состав команд и жюри.
Ведущая: Пока участники игры готовятся к выступлению и выбирают капитанов команд - прозвучит
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА №1.
(Музыкальные паузы включены для того, чтобы участники команд отдохнули, зал переключился на слушание музыки, а ученики музыкального отделения могли продемонстрировать уровень музыкальной игры).
Ведущая: Приглашаем команды “Нотки” (№ 1) и “Паузы” (№ 2) для приветствия.
Звучат приветствия команд.
Ведущая: КОНКУРС № 1 “ЛЕГЕНДЫ О МУЗЫКЕ”.
Музыка – один из древнейших видов искусства. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Они создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Из глубины веков пришли к нам их легендарные имена. Сейчас прозвучат два стихотворения. Сначала вы ответите на вопрос: имена каких богов и героев-музыкантов прозвучат в этих стихах? Затем перескажете мифы, описываемые в них.
(Стихи читают ученики Театрального отделения).
Для команды “Нотки”:
Ученик:
Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты
Рощ покровителю Пану и светлому Фебу.
Феб прикоснулся к божественной флейте, и чудный
Звук полился из безжизненной трости. Внимали
Вокруг присмиревшие воды, не смея журчаньем
Песни тревожить, и ветер заснул между листьев
Древних дубов, и заплакали, тронуты звуком,
Травы, цветы, и деревья; стыдливые нимфы
Слушали, робко толпясь меж сильванов и фавнов,
Кончил певец и помчался на огненных конях,
В пурпуре алой зари, на златой колеснице.
Ведущая: Следующее задание команде “Паузы” - аналогичное.
Ученица:
Лишённому дрожайшей Эвридики,
Противен весь Орфею свет.
Мне ада страшные места не дики:
Душа души моей в сих областях живёт…
Одной любовию и лирой провождён,
Я в бездны Тартара спустился.
Любовь! Где путь тебе быть может заграждён?
(Правильный ответ: “Нотки” - Феб (Аполлон) – бог солнца, покровитель искусств. Пан – бог лесов и рощ, покровитель земной природы. Миф - “Состязание Аполлона и Пана”. “Паузы” - Певец Орфей. Миф - “Легенда об Орфее”).
Члены команд пересказывают мифы (проходятся по программе, напечатаны в учебнике “Музыкальная литература”) об Орфее и о состязании Аполлона и Пана.
Ведущая: На каком языке говорит музыка?
Разве умеет музыка разговаривать, спросите вы? Чтобы поведать о чём-либо, музыке слова не нужны. Она говорит своим языком, более сильным и выразительным. Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи? Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а (обращается к зрителям: помогите!) мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи…. Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку. Одно из них нам понадобится в следующем
КОНКУРСЕ № 2 “УГАДАЙ РИТМИЧЕСКУЮ ФОРМУЛУ”.
Ритм – организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соотношение длительностей звуков между собой. Без ритма не может существовать музыкальное произведение. Сейчас прозвучат две пьесы. Команды должны услышать их ритмическую формулу – это будет
Звучат: для команды “Паузы” - Ф. Шуберт. Экспромт, для команды “Нотки” - М. Глинка. Краковяк. (Любые другие примеры. Обязательно в исполнении учеников).
Правильный ответ: № 1 – равномерный, № 2 – синкопированный.
Ведущая: Не менее важным выразительным средством является темп. Темп это скорость исполнения музыкального произведения. Как известно, для обозначения темпа используются итальянские слова. Сейчас мы узнаем, как участники игры владеют итальянской терминологией.
КОНКУРС № 3 “ЧТО ЗНАЧИТ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ “БЕЛЬ КАНТО”?
А, действительно, что? (Зал отвечает. ) О-о-о, вы настоящие любители итальянского языка, в таком случае, продолжим работу переводчиков.
Читая стихотворение, ведущая поочерёдно обращается к командам, называя итальянский термин, члены команд сразу же его переводят на русский язык.
Он виво (№1: скоро, живо) ел и ларго (№2: широко, медленно) пел.
Но делал ленто (№1: медленно, протяжно), что умел.
И вскоре гравэ (№2: тяжело, торжественно) думать стал.
Виваче (№1: оживлённо) жить совсем устал.
Анданте (№2: неторопливо) утром он вставал,
Адажио (№1: медленно) к столу шагал.
Фортиссимо (№2: очень громко) и много ел.
И пьяно (№1: тихо) удирал от дел.
Так день за днём шёл модерато (№2: умеренно, сдержанно).
Аллегро (№1: быстро) тело стало ватой.
И мозг засох довольно прэсто (№2: очень быстро).
Теперь в музее его место.
Мораль ясна: учи все темпы,
Возможно, станешь президентом.
Ведущая: КОНУРС №4. “ЕСТЬ ЛИ В МУЗЫКЕ МЕТРЫ И КИЛОМЕТРЫ?”
Ещё одним важным средством музыкальной выразительности является метр. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Это пульс музыки. Метр обозначается размером. Какими бывают размеры? (Дети из зала: двухдольные и трёхдольные и т. д. ). Итак, приготовиться к определению размера в произведениях! Команды готовы?
По два-три примера для каждой команды в исполнении учеников Музыкального отделения.
Ведущая: Есть ещё одно средство музыкальной выразительности, о котором мы ещё пока не говорили: это тембр. Слушая музыку, мы постоянно обращаем внимание на выразительность тембров отдельных инструментов, групп оркестра. Ведь тембр – это неповторимая окраска звучания. Каждый музыкальный инструмент имеет своеобразный голос. Поэтому наш следующий
КОНКУРС № 5 называется “УЗНАЙ ГОЛОС ИНСТРУМЕНТА”.
Звучат: труба (для команды “Паузы”), скрипка (“Нотки”) или другие инструменты в записи, на усмотрение ведущего.
Ведущая: Инструменты нужно узнавать не только на слух, но и на “глаз”. Но прежде, чем мы перейдём к этому конкурсу попрошу зрителей (обращается к залу) перечислить все инструменты симфонического оркестра. Итак, следующий КОНКУРС № 6 - “ИНСТРУМЕНТЫ НА ГЛАЗ”.
Если в школе есть разнообразные музыкальные инструменты, их можно выносить на сцену и поочерёдно показывать командам. Если нет – воспользоваться видеокассетой “Симфонический оркестр” (по несколько инструментов каждой команде).
Ведущая: Это был конкурс “Инструменты на слух, на глаз”, остался ещё один –
КОНКУРС №7 - “ИНСТРУМЕНТЫ “НА СТИХ”, что в просторечии обозначает: слушай внимательно стихотворение и догадайся о каком инструменте идёт речь.
(Исполняют ученики Театрального отделения).
1.
Инструмент я очень древний, раньше делали меня
Из слоновой кости, глины, из фарфора, янтаря.
По привычке к деревянным инструментам отношусь.
Наверху я в партитуре – этим очень я горжусь. (Команда № 1 – флейта)
2.
Медный голос, как улитка трубка скручена в кольцо,
Рог охотничий считают, ей приходится отцом.
Рог сигналом созывал всех на рыцарский турнир,
Иль охоту возвещал, покорил собой весь мир. (№ 2- валторна)
3.
Инструмент своеобразный, есть кулиса у него,
Дополнительная трубка – нет такой ни у кого.
Пять веков живёт на свете и за эти много лет
Он почти не изменился с появления на свет. (№ 1 - тромбон)
4.
Я труба в четыре метра и скрутилась в букву У.
Как сумела так скрутиться? До сих пор я не пойму.
Обойтись без медных трудно. Мы в оркестре духовом
Настоящая основа: мощно, ярко мы поём. (№ 2 – валторна)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА № 2. (Произведения исполняют ученики МО).
Ведущая: КОНКУРС – СЦЕНКА № 8: “Я ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ”.
(Из Рабочей тетради по музлитературе: 1-й год обучения . СПб. : “Валерии СПД”, 2002). На сцене появляется ученица ТО в бальном наряде.
Ведущая: Ой! Кто это? Д а ещё и в маске! Какая-то таинственная незнакомка!
(Далее – по Рабочей тетради, стр. 41).
Ведущая: Уверена, что вы часто слушаете музыку и, наверное, обращали внимание на то, что одни произведения воспринимать и запоминать легче, чем другие. Например, песню вы можете запомнить, прослушав её один-два раза. Симфонию – вряд ли. И дело не в том, что она более объёмна по масштабам. Главное, она построена по другим, более сложным законам музыкальной формы. Что же такое “музыкальная форма”?
Форма – это порядок частей в музыкальном произведении. (Обращается к залу): Назовите музыкальные формы, которые вы уже знаете. (Зал перечисляет). Итак, следующий
КОНКУРС № 9 “ЧТО ТАКОЕ ФОРМА?”
(Команды поочерёдно определяют форму произведений, исполняемых учениками Музыкального отделения. Например: сложная трёхчастная и вариации).
Ведущая: КОНКУРС № 10 “ПРОИСШЕСТВИЕ В БИБЛИОТЕКЕ”.
В музыкальную библиотеку проник шаловливый щенок и перемешал содержимое двух ящиков, выбросив его на пол. Помогите библиотекарю разложить всё по местам, собрав разбросанные бумаги в папки с названиями “Вариации” и “Рондо”.
(Из Рабочей тетради по музлитературе, стр. 48)
Ведущая: А сейчас КОНКУРС № 11 - “ ЭРУДИТЫ”.
Каждый участник команды должен ответить на 5 вопросов.
Вопрос на “засыпку”: сколько всего вопросов получат игроки команд? (Зависит от количества участников в командах, например: 50).
- Музыкальная мысль, выраженная одноголосно. (Ответ №1: мелодия).
- Плавная, напевная мелодия. (№2: Кантилена).
- Сопровождение мелодии. (№1: Аккомпанемент).
- Скорость исполнения произведения. (№2: Темп).
- Расстояние между высоким и низким звуком инструмента. (№1: Диапазон).
- Низкий мужской голос. (№2: Бас).
- Громкость звучания. (№1: Динамика).
- Клавишно-ударный инструмент. (№2: Фортепиано).
- Самый низкий деревянный духовой инструмент. (№1: Фагот).
- Оркестром руководит скрипач, дирижёр, ударник? (№2: Дирижёр).
- Медный духовой инструмент с мягким тембром. (№1: Валторна).
- Высокий по звучанию деревянный духовой инструмент. (№2: Флейта).
- Оркестр из духовых и ударных инструментов называется симфоническим, джазовым, духовым, народным? (№1: джазовым).
- Русский народный инструмент – разновидность гармоники. (№2: Баян).
- Самый высокий инструмент в группе медных духовых. (№1: Труба).
- Струнный инструмент симфонического оркестра, на котором нельзя играть смычком. (№2: Арфа).
- Наименьшее музыкальное построение – фраза, мотив, предложение? (№1: мотив).
- Самая маленькая одночастная музыкальная форма – предложение, дополнение, период? (№2: период).
- Какой музыкальной форме может быть равен период? (№1: одночастной).
- Музыкальная форма, основанная на теме и её изменённых повторениях. (№2: Вариации).
- Повторяющаяся часть песни называется – (№1: Реприза).
- Польский трёхдольный танец с акцентом на 2 или 3 доле. (№2: Мазурка).
- Белорусский народный танец-песня. (№1: Бульба).
- Чешский народный танец. (№2: Полька).
- Польский танец-шествие. (№1: Полонез).
- Старинный французский танец. (№2: Менуэт).
- Слово “полька” переводится как – (№1: “Полшага”).
- Композитор, которого называли королём вальса. (№2: Иоганн Штраус).
- Город, ставший родиной классического вальса. (№1: Вена).
- В каком хорошо известном жанре объединяются слова и мелодия. (№2: Песня).
- Литературный текст оперы. (№1: Либретто).
- Оркестровое вступление к опере. (№2: Увертюра).
- Мелодия, напоминающая разговорную речь. (№1: Речитатив).
- Ансамбль из трёх исполнителей. (№1:Трио).
- Ударный инструмент с определённой высотой звучания. (№2: Литавры).
- Как называются в оперном спектакле перерывы между действиями. (№1: Антракты).
- Баритон – это женский или мужской голос? (№2: Мужской).
- Автор и название первой русской оперы. (№1: М. Глинка. “Иван Сусанин).
- Быстрый зажигательный танец народов Кавказа. (№2: Лезгинка).
- Сольный вокальный номер в опере. (№1: Ария).
- Музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение. (№2: Опера).
- Слово “жанр” переводится с французского как…(№1: “Вид”, “род”).
- Родина оперы. (№2: Италия).
- Название первых опер в Италии. (№1: “Дафна”, “Эвридика).
- Разновидности итальянской оперы. (№2: Опера-сериа, опера-буффа).
- Основные герои большой серьёзной оперы. (№1: Боги, цари, герои).
- Расцвет русской оперы связан с творчеством классика русской музыки. Назвать имя и две его оперы. (№2: М. Глинка. “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила”).
- Перечислить оперные номера. (№1: Ария, ариэтта, ариозо, романс, каватина и т. д. )
- На каком инструменте играл Орфей? (№2: На лире).
- Мы знаем 4 способа развития темы. (№1: Варьирование, имитация, повтор, секвенция).
- Самая напряжённая точка развития темы. (№2: Кульминация).
(Этот конкурс проводится в быстром темпе. Можно обращаться к помощи зала.)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА № 3.
Слово жюри. Подведение итогов. Вручение призов.
Команды исполняют песню “О песне”.
ЛИТЕРАТУРА.
- Осовицкая З. Е. , Казаринова А. С. “Музыкальная литература”, Москва, “Музыка”, 2001.
- Рабочая тетрадь по музлитературе. СПб: “Валерии СПД”, 2002.