Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности учащихся являются дидактические игры, разработанные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Они не только позволяют проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи. Наиболее целесообразно использовать дидактические игры и игровые ситуации при проверке результатов обучения, выработке навыков, формирование умений.
Можно провести условную классификацию этих игр, взяв за главный отличительный признак основную цель игры:
- Игры, направленные на формирование и совершенствование навыков устного счета.
- Игры, направленные на актуализацию теоретических знаний («Поле Чудес», «Счастливый случай»).
- Игры по формированию вычислительных навыков и умений («Домино»).
- Контрольно-обобщающие игры.
- Игры, направленные на составление задач по рисункам, таблицам, символическим записям.
- Игры, направленные на самостоятельное формулирование условий и требований задачи, закодированные в данных схемах или знаках.
В процессе проведения дидактических игр нужно определить требование к организации:
- Любая дидактическая игра должна иметь четкую структуру, все элементы которой взаимосвязаны между собой. Без игрового замысла и игровых действий, без правил дидактическая игра невозможна, иначе она превращается в выполнение указаний, упражнений. Определенный результат, являющийся финалом игры, придает ей законченность, является показателем уровня достижений учащихся.
- Правила игры должны быть простыми, а математическое содержание доступным пониманию учащихся.
- Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в применении, иначе игра не даст должного результата.
- Необходимо следить за сохранением интереса учащихся к игре, добиваться того, чтобы каждый ученик был ее активным участником, иначе игра теряет свое развивающее значение.
- Игровой момент на уроке математики должен иметь определенную меру.
- Математическая сторона содержания игры должна быть на первом плане. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Игровые формы занятий наиболее эффективны при проверке результатов обучения, выработке навыков, формированию умений.
Дидактическая игра реализует обучающую, развивающую функции.
Обучающий характер достигается за счёт проблемного содержания игры.
Достоинством дидактической игры является экономия времени обучения. Игровое обучение вызывает усиление познавательного интереса к предмету.
Развивающий потенциал игры заключается в том, что игра позволяет избавиться от стереотипа, служит для активизации резервных возможностей.
На ряду с обучающей и развивающей функциями дидактическая игра реализует функцию воспитания, снимает напряжённость, страх, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Дидактическая игра «Угадайка»
Игровой замысел. Учащиеся должны разгадать загаданное слово или фразу, используя для этого математические задания.
Правила игры:
Учащимся предлагается отгадать закодированное высказывание. Для этого необходимо поэтапно выполнять задания.
Образец:
- Упростить: (4-5а)-(10-4а)
- Составьте выражение по условию задачи: Тетрадь стоит Х р, а карандаш У р. Сколько стоит две тетради и семь карандашей?
- Решить рациональным способом: 3/7*(-0.54)-1.56*3/7
- 5х-11=2х+7
54-5х=-6
7х+8=-20 3х-2=10-х - На доске записано число. Если это число умножить на 7 и к результату прибавить 5, то получится 89. Какое число записано на доске?
- 15-4а 3а+1=13 -1
5а-4 8-3а=2 ?
*************************************
- –13 е
- 6 а
- -4/3 б
- –а-6 а
- –0,9 г
- 2х+7у л
- 12 р
Дидактическая игра «Лабиринт»
Ход игры:
Начните ходить с первой строки, результат отыскивайте в первом столбце и выполняйте действия по строке. При правильном выходе из лабиринта вы попадаете в гости к Нулику.
1 |
a-b+c |
+ |
3a+b |
2 |
a2+1/4ac |
- |
a2+0.5bc |
3 |
4a+c |
* |
0.25a |
4 |
2c(a-2b) |
+ |
3ac+4bc |
5 |
5ac |
- |
5a |
6 |
2с(8а-16b) |
* |
0.3a2b2 |
7 |
а |
- |
a |
8 | 0.25с(а-2b) |
* |
8 |
9 | 5a(c-1) |
+ |
6a-5ac |