Программа семейного воспитания в МОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и самообразованию. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Есть семьи, так или иначе занимающиеся воспитанием. Однако есть много других, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15% - формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, приводящей к социальной дезадаптации.

В результате педагогического исследования, проведенного в муниципальном образовательном учреждении «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» выявлены данные о состоянии семей:

  • семьи без определенного места жительства – 3;
  • родители нигде не работают – 14;
  • подростки из социальных приютов и детских домов – 20;
  • (родители лишены родительских прав)
  • семьи, состоящие на учете у врача-нарколога – 23;
  • наличие членов семьи с криминальным прошлым – 9.

Вышеприведенные данные о состоянии семей свидетельствуют об антисоциальном влиянии, которое они оказывают на подростков, что отзывается ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде.

Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

В условиях бедственного положения подавляющего большинства семей, сложности преодоления кризисных явлений в семейном воспитании необходим системный подход по социально-педагогической поддержке семьи. Такая система в МОУ «ЦЛПДО» предполагает:

Перед педагогическим коллективом и социально-психологической службой стоят задачи:

  1. Изучение особенностей семей;
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  3. Поддержки семей в защите прав, свобод, обеспечение социальных гарантий;
  4. Координация работы по оказанию нуждающимся семьям материальной помощи;
  5. Координация работы по осуществлению неотложной психологической и психотерапевтической помощи;
  6. Вовлечение родителей в совместную с детьми культурно–досуговую, спортивно-оздоровительную деятельность, художественное творчество.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя работу по следующим направлениям:

  1. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической реабилитации семей «группы риска»;
  2. Создание социальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни семей;
  3. Создание службы психолого-педагогического консультирования семьи.

Деятельность педагогического коллектива и социально-психологической службы Центра по реализации Программы

Только изучение каждого подростка может помочь педагогам найти путь его воспитания. Руководствуясь данным принципом, социальная служба ЦЛПДО проводит сбор данных о семье, окружении школьников, систематически анализирует и обобщает их.

Классные руководители, планируя работу с семьями, учитывают социальное положение семей, образование родителей, стиль взаимоотношений между членами семей. Систематически ведется диагностическая работа, позволяющая увидеть объективную картину социума школы в целом. Среди методов изучения семей обучающихся хорошо зарекомендовали себя опросники, психологические тренинги и практикумы. Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении учитель знакомится с условиями жизни семьи, выясняет её социальный статус, определяет вид педагогической поддержки и помощи необходимый ей. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи классный руководитель, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует их и включают в их разрешение социальных работников, специалистов-профессионалов различного профиля. Такая помощь и социальная поддержка особенно важна малообеспеченным и многодетным семьям, стоящим у нас в Центре на учете.

Важная задача Центра, обеспечение семьи педагогическими знаниями и умениями, которые бы усваивались непосредственно в определенном образом организованной теоретической и практической деятельности. При этом, значительное место в системе работы классного руководителя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению.

Темы родительских собраний:

Начальная школа (1-4 классы)

  • Что такое школьная дезадаптация?
  • Отклоняющееся поведение младших школьников.
  • Развитие познавательных интересов и внутренних мотивов учения у младших школьников.
  • Психологический стресс и психо-соматические расстройства в младшем школьном возрасте.

Средняя школа (5-8 классы)

  • Трудности адаптационного периода при переходе в среднюю школу.
  • Психофизиологическая ситуация развития подростка.
  • Кризис подросткового возраста.
  • Особенности формирования самосознания у подростков.
  • Предпосылки отклоняющегося поведения у подростков.

Старшая школа (9 классы)

  • Особенности психофизиологического и социального развития детей старшего школьного возраста.
  • Социальная и нравственная инфантильность.
  • Готовность к дальнейшему самоопределению.
  • Проблемы сексуальной жизни в старшем подростковом возрасте.
  • Проблемы различных видов зависимостей личности.

Педагогический коллектив стремится помочь и родителям, и детям преодолеть имеющиеся трудности. Через использование системного подхода в воспитании и обучении формируется у обучающихся чувство родства и долга перед родителями, заботы о младших и престарелых, мудрости отношений между мужчиной и женщиной.

В МОУ «ЦЛПДО» ведется подготовка будущего семьянина. Делается это на основе рекомендаций психолого-педагогической службы. С детьми первой ступени обучения проводятся беседы о значении семьи в жизни человека, об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам. Дети разучивают песни и стихи на эти темы, своими руками делают подарки родителям к праздникам, пишут поздравления. В рамках программы «Здоровье» в школе проводятся: традиционный спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», трудовые десанты.

С подростками 5-8 классов систематически проводятся ситуативные классные часы «Твои обязанности в семье», «Ты и твои родители» и др.

В работе со школьниками 9 классов активно используются возможности учебных предметов: русского языка, литературы, биологии, обществоведения. Учителя и классные руководители помогают осмыслить, уточнить житейские представления обучающихся на актуальные темы: «Перед матерью в долгу», «Культура поведения в семье», «Огонь родного очага» и др.

В Центре формируются традиции по привлечению родителей в организацию культурно-досуговой деятельности. Так, традиционным стало участие родителей или лиц их заменяющих в проведение праздника 8 марта «Поздравляем наших мам», в проведении праздника «Последний звонок», участие в Мастерской Деда Мороза (совместное изготовление игрушек). Обучающиеся МОУ «ЦЛПДО» выступают с концертами на родительских собраниях приуроченных к «Дню Пожилого человека», «Дню матери», являются желанными гостями на любом празднике, проводимом в Центре.

В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремиться к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Решение задач, поставленных перед педагогами, социально-психологической службой МОУ «ЦЛПДО» станет условием укрепления, нравственного и духовного оздоровления семей, что в свою очередь, явится основой стабилизации социальной ситуации в стране.