Цели и задачи урока:
- закрепить имеющиеся знания учащихся об имени прилагательном; познакомить учащихся со склонением имён прилагательных в единственном числе, с приёмом распознавания падежа имён прилагательных;
- развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, орфографическую зоркость, внимание, способствовать формированию интереса к предмету.
Оборудование: учебники, рисунок паровозика, карточки с названиями остановок, карточки с заданиями, карточки самоконтроля, магнитофон, аудиозапись песни «Голубой вагон», магнитная доска, «сердечки» трёх цветов для каждого ученика.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в город Склоняйск для того, чтобы повторить имеющиеся знания об имени прилагательном и узнать новые сведения об этой части речи. Настоящие путешественники готовятся к путешествию. Сделаем это и мы с вами.
3. Пальчиковая гимнастика.
Жук.
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок шевелит ими.
4. Станция «Чистописание».
Молодцы! Хорошо приготовились к путешествию. Наш поезд отправляется в путь со станции «Чистописание». Представляю машиниста нашего поезда. Это Прилагательное. Но сначала необходимо выполнить задание.
- Какой звук чаще всего встречался в скороговорке?
- Что мы о нём знаем?
- Какой буквой обозначается на письме?
- Какую букву будем писать?
Ж ж жж жи
жужжит живёт Женя
- Какое правило встретилось в чистописании?
- Какое слово лишнее?
Звучит музыка. Наш поезд отправился в путь, но что – то он идёт медленно. Выполним следующее задание.
Сделайте фонетический анализ слова живёт.
Составьте с одним из слов предложение. Одно из предложений записывается с комментированием.
- Подчеркните в предложении грамматическую основу. Укажите части речи.
Проверка. Поднимите «сердечки», то есть оценки, которые вы поставите себе за работу.
5. Остановка у посёлка «Словарный».
Сделаем маленькую остановку на этой станции.
2 – 3 человека поработают по индивидуальным карточкам у доски.
С остальными запишем слова под диктовку, обозначим в них ударение, подчеркнём букву, которую надо запомнить.
Эл..ктричество, к..л..грамм, инж..нер, д..ректор, в..кзал, пр..красный, г..реть, изд..лека, ок..ло, к..лендарь, г..р..зонт, в..зде, ..гр..ном, ж..лище.
Взаимопроверка тетрадей. Поднимите «сердечки», то есть оценки, которые вы получили за эту работу.
С помощью «сердечек» оценивают индивидуальную работу. (Исправляют ошибки, если они есть.)
Молодцы! Мы справились с заданием. Звучит музыка. Наш поезд приближается к следующей остановке.
6. Остановка «Повторяйка».
- Что мы знаем о том, как изменяются имена прилагательные?
- В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?
- Как определить род имени прилагательного?
- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского, среднего, женского рода?
Устный диктант. (Сигнальные карточки.)
Определите род имени прилагательного в словосочетаниях:
мокрый асфальт, серое небо, жидкая каша, зимняя дорога, вкусный мёд, прохладное утро, маленький зверёк, пушистое полотенце, забавная игра.
7. Остановка «Спортивная».
Физкультминутка.
8. Остановка город Склоняйск.
Наш поезд успешно прибыл в пункт назначения. Экскурсовод расскажет нам о жителях этого города.
Дети слушают выступление ученика.
Скромные просители.
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными. Да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа, падежа.
- А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
- Что нового узнали об имени прилагательном?
Чтение сведений на с.141.
Упражнение 278.
Самостоятельная работа.
Просклоняйте имена прилагательные. (У каждого ученика своя карточка.)
Самопроверка. Поднимите «сердечки».
- Прилагательные какого рода склоняются одинаково?
Чтение вопроса и ответа на него. Работа с памяткой. (с. 143)
Самостоятельная работа.
Спишите текст. Укажите падеж имён прилагательных.
Пьёт из чашечки жучок
Колокольчиковый сок.
Пьют весёлые букашки
Сок пахучий из ромашки.
А нарядный мотылёк
Земляничный любит сок.
Проверка. Поднимите «сердечки».
Игра «Ты – писатель». (Устно.)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные. Определи их падеж.
Ёж.
В ___________ дни готовит себе _______ ёжик _____зимовище. Норка у ежа под _______пнём. Днём и ночью таскает он в норку _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. Под ______ сугробом, как под _______ одеялом, тепло ежу. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.
9. Остановка «Итоговая».
Наше путешествие заканчивается. Последняя наша остановка «Итоговая».
- Как изменяются имена прилагательные?
- В каком числе имена прилагательные не
изменяются по родам?
- Как определить род имени прилагательного?
- Как определить падеж имени прилагательного?
- Что было на уроке самым интересным?
- Самым трудным?
- Чего вы достигли?
- Что нового узнали?
Домашнее задание: упр. 279, сведения, памятка.