Урок литературного чтения по теме: "Приемыш" Д.Н. Мамина-Сибиряка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжать знакомство с произведениями детской классической литературы;
  • развивать навыки связной речи, творческое воображение;
  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;
  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.

Оборудование:

  • выставка книг Д Н Мамина-Сибиряка;
  • книги:
    • Г-Х.Андерсен “Гадкий утёнок”;
    • А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане...”;
    • С. Есенин “Лебёдушка”;
  • Карточки с разноуровневыми заданиями;
  • Иллюстрации учащихся к произведению “Приёмыш”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Психологический настрой на урок

Урок литературного чтения
Словно приключение.
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда.

– А вы урок чтения любите?

– Да!

2. Эпиграф к уроку.

Чтение эпиграфа.

– Давайте прочитаем эпиграф нашего урока:

Самый лучший день – сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.

II. Сообщение темы и целей урока

– Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке. Сегодня на уроке мы заканчиваем работу над рассказом Д Н Мамина-Сибиряка “Приёмыш”. Будем читать, рассуждать, думать, высказывать своё мнение. А также проанализируем, как автор описывает лебедя и как к нему относится старый рыбак Тарас.

III. Проверка домашнего задания

– А сейчас проверим домашнее задание. (Дети к уроку выполняли разноуровневые задания)

– Что вы узнали о жизни писателя с прошлого урока?

– Какие рассказы Мамина- Сибиряка вам известны? (Обращение к выставке книг)

– Кто же такой Приёмыш?

– Сейчас мы с вами продолжим работу таким образом. Индивидуально по карточкам будут работать ____________. Вам нужно письменно ответить на вопросы.

Карточка 1.

  1. Какое произведение изучали на прошлом уроке?
  2. Кто его автор?
  3. Какие произведения этого писателя изучали ранее? Перечислите.
  4. Назвать главных действующих лиц в рассказе “Приёмыш”
  5. Кто такой Тарас?
  6. Кто такой Соболько?
  7. Кого звали Приёмышем?

Карточка 2.

  1. Где жил Тарас?
  2. Почему старик жил на озере один?
  3. Каким человеком был Тарас?

Карточка 3.

  1. Кто такой Тарас?
  2. Чем он занимался?
  3. Где он жил?
  4. Как он относился к природе?
  5. Почему он приютил лебедя?

– С остальными ребятами мы будем работать коллективно. На доске мы видим работы наших учеников. Ребята проиллюстрировали понравившиеся эпизоды и подготовили чтение отрывков.

Выступление желающих детей.

– Какие качества вы испытывали во время чтения?

– Спасибо, ребята, за проделанную вами работу.

IV. Работа над содержанием текста

– А теперь нам предстоит работа по содержанию рассказа. Так как в рассказе 4 части, начнём работу над 1 частью с. 218–219.

1-я часть

– О чём рассказывается в 1 части рассказа?

Выборочное чтение и ответы на вопросы.

– Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя?

Словарная работа

– Поясните, что такое протока. (Боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоёма.)

– Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица.

2-я часть

– Приступаем к работе над 2 частью рассказа с 219–220.

– Расскажите, как лебедь оказался у Тараса?

– Почему Тарас решил приютить лебедя?

– Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (...летать-то не умеет...)

– Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?

– А как бы вы поступили на его месте?

Лексическая работа.

– А теперь – лексическая работа. Я буду читать отрывок, ваша задача – исправить ошибку. Работаем с текстом.

1. Пропадёт один-то, потому что молод ещё, не приспособлен к жизни.

Дети: Пропадёт один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нём ещё настоящего нет

2. Без родителей остался.

Дети: сиротой остался.

3. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

Дети: Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой

– Найдите в тексте предложение о том, как старик говорил о лебеде? (Необыкновенно любовно, как о близком человеке.)

– А теперь давайте заполним пропуски в предложении, записанном на доске.

Умная птица, и свой порядок знает.

– А понимал ли лебедь старика? (Понимал, он посматривал на него своими умными глазами.)

V. Физминутка

– Теперь отдохнём, физминутку проведём.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.

VI. Продолжение работы

3-я часть

– Продолжим работу. Напомните, пожалуйста, о чём говорится в 3-й части рассказа?

– Доволен ли был старик своим Приёмышем?

Выборочное чтение.

– Как говорится об этом в тексте? Прочитайте это предложение.

– Замените слова “ужасно был доволен” близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится.

Запись на доске:

  • Старик очень любил своего Приёмыша.
  • Очень радовался своему Приёмышу.
  • Восхищался своим Приёмышем.

Выборочное чтение.

– Прочитайте. В чём же проявлялся характер гордой птицы ( с. 221)?

– Заполните пропуски: гордая, настоящая царская птица.

4-я часть

– Ну, а теперь обратимся к заключительной части текста. Что мы узнаём из этой части?

– Какими словами Тарас характеризует лебедя? Найдите эти слова. (Хорошая, учёная, Божья, особенная.)

– Почему ответ Приёмыша опечалил старика? Найдите.

– Подумайте, почему Тарас отпустил лебедя, к которому так привязался?

– Как он сам это объяснял? Стр. 222.

– А теперь давайте прочитаем, как лебедь простился со своим спасителем.

– Тосковал ли старик по своему любимому лебедю?

– Как он пережил разлуку с Приёмышем?

– Каким же человеком был Тарас?

– Давайте заслушаем некоторые выступления ребят, которые дома по опорным словам писали мини-сочинения об этом человеке. (Доброта, любовь к животным, забота о слабых, щедрость души, милосердие.)

– Какой можно сделать вывод, прослушав выступления ребят?

VII. Обобщающая беседа

– Какие эпитеты автор использовал для описания лебедя? (Умная, гордая, царская, учёная, особенная, хорошая, Божья птица.)

– Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

– Кто думает, что вернётся – встаньте пожалуйста, а кто думает, что нет – останьтесь на своих местах.

– Теперь докажите свою точку зрения.

Вывод учителя: всё зависит от её величества судьбы. Хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш – это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своей любимой или любимого они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам, людям.

– Чтобы ещё больше узнать об этих птицах, ребята приготовили сообщения, теперь послушайте, что нам могут рассказать ребята о жизни этих птиц.

Сообщения детей.

Ученик 1. Лебедь – одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Ещё красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет. Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении– и в крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, когда шумно расплёскивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.

Ученик 2. Гнездятся лебеди по глухим малодоступным озёрам, в густейших камышах: это исключительно чуткие и осторожные птицы.
В древности лебедям приписывали голос необыкновенной красоты. По поверью, они в час смерти поют чудесную песню, полную тоски и отчаянья. Но, к сожаленью, лебеди не поют. Они шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают по-собачьи.
Однако, красота этих птиц не мешала людям нещадно их истреблять. В основном это делали ради их мяса, а также ради шкурок с белым оперением.

– А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает.

– Теперь послушайте отрывок из стихотворения Н А Заболоцкого “Просьба”.

Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце, сердце человечье.

VIII. Викторина

– К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите, из каких произведений эти строки? (Ответы сопровождаются показом книг.)

“Раз под вечер, когда солнышко сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями. Это были лебеди.
Их крик был похож на звуки трубы. Они распростёрли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синие моря” (Г-Х.Андерсен “Гадкий утёнок”)

“Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт” (А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане...”)

“В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная красавица” (С.Есенин “Лебедушка”)

IX. Итог урока

– Понравился ли вам рассказ?

– Что нового узнали?

Х. Домашнее задание: подготовить подробный пересказ 4-й части