Цели:
- продолжать знакомство с произведениями детской классической литературы;
- развивать навыки связной речи, творческое воображение;
- формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;
- повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.
Оборудование:
- выставка книг Д Н Мамина-Сибиряка;
- книги:
- Г-Х.Андерсен “Гадкий утёнок”;
- А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане...”;
- С. Есенин “Лебёдушка”;
- Карточки с разноуровневыми заданиями;
- Иллюстрации учащихся к произведению “Приёмыш”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Психологический настрой на урок
Урок литературного чтения
Словно приключение.
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда.
– А вы урок чтения любите?
– Да!
2. Эпиграф к уроку.
Чтение эпиграфа.
– Давайте прочитаем эпиграф нашего урока:
Самый лучший день – сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.
II. Сообщение темы и целей урока
– Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке. Сегодня на уроке мы заканчиваем работу над рассказом Д Н Мамина-Сибиряка “Приёмыш”. Будем читать, рассуждать, думать, высказывать своё мнение. А также проанализируем, как автор описывает лебедя и как к нему относится старый рыбак Тарас.
III. Проверка домашнего задания
– А сейчас проверим домашнее задание. (Дети к уроку выполняли разноуровневые задания)
– Что вы узнали о жизни писателя с прошлого урока?
– Какие рассказы Мамина- Сибиряка вам известны? (Обращение к выставке книг)
– Кто же такой Приёмыш?
– Сейчас мы с вами продолжим работу таким образом. Индивидуально по карточкам будут работать ____________. Вам нужно письменно ответить на вопросы.
Карточка 1.
- Какое произведение изучали на прошлом уроке?
- Кто его автор?
- Какие произведения этого писателя изучали ранее? Перечислите.
- Назвать главных действующих лиц в рассказе “Приёмыш”
- Кто такой Тарас?
- Кто такой Соболько?
- Кого звали Приёмышем?
Карточка 2.
- Где жил Тарас?
- Почему старик жил на озере один?
- Каким человеком был Тарас?
Карточка 3.
- Кто такой Тарас?
- Чем он занимался?
- Где он жил?
- Как он относился к природе?
- Почему он приютил лебедя?
– С остальными ребятами мы будем работать коллективно. На доске мы видим работы наших учеников. Ребята проиллюстрировали понравившиеся эпизоды и подготовили чтение отрывков.
Выступление желающих детей.
– Какие качества вы испытывали во время чтения?
– Спасибо, ребята, за проделанную вами работу.
IV. Работа над содержанием текста
– А теперь нам предстоит работа по содержанию рассказа. Так как в рассказе 4 части, начнём работу над 1 частью с. 218–219.
1-я часть
– О чём рассказывается в 1 части рассказа?
Выборочное чтение и ответы на вопросы.
– Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя?
Словарная работа
– Поясните, что такое протока. (Боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоёма.)
– Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица.
2-я часть
– Приступаем к работе над 2 частью рассказа с 219–220.
– Расскажите, как лебедь оказался у Тараса?
– Почему Тарас решил приютить лебедя?
– Найдите в тексте предложение, которым можно объяснить решение Тараса. (...летать-то не умеет...)
– Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас?
– А как бы вы поступили на его месте?
Лексическая работа.
– А теперь – лексическая работа. Я буду читать отрывок, ваша задача – исправить ошибку. Работаем с текстом.
1. Пропадёт один-то, потому что молод ещё, не приспособлен к жизни.
Дети: Пропадёт один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нём ещё настоящего нет
2. Без родителей остался.
Дети: сиротой остался.
3. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.
Дети: Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой
– Найдите в тексте предложение о том, как старик говорил о лебеде? (Необыкновенно любовно, как о близком человеке.)
– А теперь давайте заполним пропуски в предложении, записанном на доске.
Умная птица, и свой порядок знает.
– А понимал ли лебедь старика? (Понимал, он посматривал на него своими умными глазами.)
V. Физминутка
– Теперь отдохнём, физминутку проведём.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы
3-я часть
– Продолжим работу. Напомните, пожалуйста, о чём говорится в 3-й части рассказа?
– Доволен ли был старик своим Приёмышем?
Выборочное чтение.
– Как говорится об этом в тексте? Прочитайте это предложение.
– Замените слова “ужасно был доволен” близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится.
Запись на доске:
- Старик очень любил своего Приёмыша.
- Очень радовался своему Приёмышу.
- Восхищался своим Приёмышем.
Выборочное чтение.
– Прочитайте. В чём же проявлялся характер гордой птицы ( с. 221)?
– Заполните пропуски: гордая, настоящая царская птица.
4-я часть
– Ну, а теперь обратимся к заключительной части текста. Что мы узнаём из этой части?
– Какими словами Тарас характеризует лебедя? Найдите эти слова. (Хорошая, учёная, Божья, особенная.)
– Почему ответ Приёмыша опечалил старика? Найдите.
– Подумайте, почему Тарас отпустил лебедя, к которому так привязался?
– Как он сам это объяснял? Стр. 222.
– А теперь давайте прочитаем, как лебедь простился со своим спасителем.
– Тосковал ли старик по своему любимому лебедю?
– Как он пережил разлуку с Приёмышем?
– Каким же человеком был Тарас?
– Давайте заслушаем некоторые выступления ребят, которые дома по опорным словам писали мини-сочинения об этом человеке. (Доброта, любовь к животным, забота о слабых, щедрость души, милосердие.)
– Какой можно сделать вывод, прослушав выступления ребят?
VII. Обобщающая беседа
– Какие эпитеты автор использовал для описания лебедя? (Умная, гордая, царская, учёная, особенная, хорошая, Божья птица.)
– Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?
– Кто думает, что вернётся – встаньте пожалуйста, а кто думает, что нет – останьтесь на своих местах.
– Теперь докажите свою точку зрения.
Вывод учителя: всё зависит от её величества судьбы. Хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш – это птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своей любимой или любимого они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам, людям.
– Чтобы ещё больше узнать об этих птицах, ребята приготовили сообщения, теперь послушайте, что нам могут рассказать ребята о жизни этих птиц.
Сообщения детей.
Ученик 1. Лебедь – одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Ещё красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывёт, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет. Лебедь неповторимо изящен в каждом своём движении– и в крутом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну, и при купании, когда шумно расплёскивает воду, и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.
Ученик 2. Гнездятся лебеди по глухим
малодоступным озёрам, в густейших камышах: это
исключительно чуткие и осторожные птицы.
В древности лебедям приписывали голос
необыкновенной красоты. По поверью, они в час
смерти поют чудесную песню, полную тоски и
отчаянья. Но, к сожаленью, лебеди не поют. Они
шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают
по-собачьи.
Однако, красота этих птиц не мешала людям нещадно
их истреблять. В основном это делали ради их мяса,
а также ради шкурок с белым оперением.
– А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает.
– Теперь послушайте отрывок из стихотворения Н А Заболоцкого “Просьба”.
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце, сердце человечье.
VIII. Викторина
– К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите, из каких произведений эти строки? (Ответы сопровождаются показом книг.)
“Раз под вечер, когда солнышко сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утёнок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями. Это были лебеди.
Их крик был похож на звуки трубы. Они распростёрли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синие моря” (Г-Х.Андерсен “Гадкий утёнок”)“Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт” (А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане...”)“В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная красавица” (С.Есенин “Лебедушка”)
IX. Итог урока
– Понравился ли вам рассказ?
– Что нового узнали?
Х. Домашнее задание: подготовить подробный пересказ 4-й части