Тема: “Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука”
Время реализации занятия: 90 мин.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.);
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
План занятия:
Этапы занятия | Временная реализация |
1. Организационный момент. Правила техники безопасности в кабинете технологии. Тема урока. | 5 мин. |
2. Проверка знаний (повторение) | 10 мин. |
3. Изучение новой темы. | 30 мин. |
4. Практическая работа. | 25 мин. |
5. Проверка знаний (усвоение). | 10 мин. |
6. Итог. | 5 мин. |
7. Домашние задание. | 5 мин. |
Задачи:
- Образовательные – ознакомить учащихся с видами одежды, сформировать понятие о процессе изготовления одежды;
- Развивающие – сформировать навыки по измерению фигуры человека, развивать эстетический вкус;
- Воспитательные – воспитывать аккуратность и внимательность в работе.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, манекен, сантиметровая лента, изделие – фартук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Правила техники безопасности в кабинете технологии. Тема урока. Тема урока представлена визуально на презентационном экране. Слайд № 1.
II. Проверка знаний (повторение): Слайды №2 – 3
- Что называют пряжей?
- Что называют тканью?
- Что называют основой, утком?
- По каким признакам определяют нить основы в ткани?
- Как чередуются нити в полотняном переплетении?
III. Изучение новой темы
Рассказ учителя о видах одежды, процессе её
изготовления, правилах снятия мерок. Слайды № 4 –
15.
По назначению одежду подразделяют на бытовую,
производственную, спортивную и форменную.
К бытовой относиться повседневная, домашняя,
нарядная; к производственной – спецодежда для
выполнения различных работ; к форменной – одежда
военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
В процессе изготовления одежды участвуют
следующие специалисты: художник-модельер,
который придумывает новые модели одежды и
воплощает их в рисунках и готовых изделиях;
художник-конструктор воплощает идей
художника-модельера в чертежи и выкройки;
технолог швейного производства, определяющий
способы изготовления швейных изделий с учетом
сложности фасона, свойств ткани и современной
технологии пошива одежды; швея (или оператор
швейного оборудования) непосредственно
выполняет швейные операции.
Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынки или шапочки).
Учащимся предлагается проблемный вопрос:
- Какую спецодежду носят официантка, кулинар, повар, продавец, кузнец, хирург?
Обобщив ответы учащихся, отмечаем, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д. для её изготовления используются различные ткани.
Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износостойкие со специальными пропитками и прокладками ткани.
Проблемная ситуация:
Двум ученицам предлагается выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой мал.
“Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить
её по определённому размеру”
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое
ткани служит сантиметровая лента. Изобрел её в
1810г. французский портной. Изготавливается лента
из полотна или клеёнки. Длина её 150 см, ширина 2 см.
на концах ленты – металлические заклёпки,
предохраняющие её от износа. Чтобы избежать
неточности при измерении, нужно пользоваться
одной и той же сантиметровой лентой.
В изготовлении фартуков можно проявить свою
фантазию и индивидуальность. Большое внимание
уделяется силуэту, пропорциям, цветовому
решению, качеству тканей, отделке, деталям.
Для построения чертежа изделия снимают мерки с
фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе
чертеж получится неправильным, и сшитое по нему
изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки
снимают сантиметровой лентой по определенным
правилам.
Мерки – это основные размеры
фигуры человека, полученные путем её измерения.
Снятие мерок заключается в измерении основных
условных линий на фигуре человека. К основным
линиям фигуры относятся: линия шеи, линия груди,
линия талии, линия бедер, линия колен.
При снятие мерок нужно помнить:
- мерки снимают по правой стороне фигуры;
- сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин;
- при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;
- на обмеряемом должна быть легкая одежда;
- талию предварительно опоясывают шнурком;
- мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
(Показ на учебном манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок.)
IV. Практическая работа.
Инструкционная карта слайд №15
“Мерки построения чертежа фартука”
Название мерок |
Обозначение мерок |
Как снимают мерки |
Длина нагрудника | Дн |
От линии талии вверх до желаемой длины |
Длина нижней части | Днч |
От линии талии вниз до желаемой длины |
Обхват талии | От |
По самому тонкому месту туловища |
Полуобхват талии | Ст |
От: 2 |
Обхват бёдер | Об |
Горизонтально вокруг бёдер |
Полуобхват бёдер | Сб |
Об: 2 |
Девочки получают задание объединится в группы
по три человека и приступить к снятию мерок.
Каждая записывает свои мерки в тетрадь. Учитель
следит за правильностью снятия мерок, используя
при этом взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Учащиеся убеждаются, что большинство из них
имеют одинаковые размеры обхвата талии (От) и
бедер (Об), а мерки длины (Дн, Днч) имеют
существенные различия: чем выше ученица, тем
больше длина нагрудника и нижней части фартука.
V. Проверка знаний (усвоение). Слайд № 16
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- По какой стороне фигуры снимают мерки?
- С помощью какого приспособления снимают мерки?
- Как записывают мерки длины и обхватов?
- Как расшифровать мерки Дн, Днч, От, Об, Ст, Сб?
VI. Итог
По ходу проверки учитель отмечает допущенные ошибки, анализирует их вмести с девочками. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: слайд №17
Принести чертёжные инструменты (карандаш, линейку, ластик), бумагу для выполнения чертежа.
Список литературы:
- Симоненко В.Д. “Технология 5 класс” учебник М: Вентана-Графф, 2001 г.
- Бобунова И.В. “Технология 5 класс” поурочные планы Издательство “Учитель”, 2004 г.