Развитие творческих способностей. Конспект урока РТС

Разделы: Начальная школа


Цель: Способствовать развитию детской фантазии, монологической речи, зрительной и слуховой памяти, мышления.

Задачи:

  • Знать приёмы разгадывания ребусов.
  • Знать дополнительные сведения по теме урока.
  • Уметь воспроизводить внешний вид предмета по памяти.
  • Уметь находить в двух и более объектах общие и различные признаки.
  • Уметь устанавливать закономерности, находить “лишний” предмет.
  • Уметь решать логические задачи.

Оборудование:

  • Рабочие листы для учащихся.
  • Ребус.
  • Развивающие каноны.
  • Закодированное стихотворение.
  • Книга А.Гина “Задачки-сказки от кота Потряскина”.
  • Листы к игре “Найди лишнее”.
  • Игра “Разбитое зеркало”.
  • Набор счетных палочек на каждого учащегося.

Ход урока

1 этап. Разминка

– Как можно быстрее ответьте на вопросы.

  • Какой день недели идёт за четвергом? А сегодня?
  • Он живёт в проводах.
  • Назовите имена трёх поросят.
  • В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке.
  • У слонихи сын – … , а у коровы – … ?
  • К 5+5+5=5? А сколько?
  • Бабочка, муха, стрекоза, комар – … ?
  • Сколько козлят съел злой волк?
  • Какое варенье получится из малины?
  • Кто громче замычит петух или корова?
  • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
  • Тёмное время суток.
  • Что дольше длится год или 12 месяцев?
  • Что такое ребус?

2 этап. Развитие психических механизмов

  1. Разгадайте ребус. Рис. 1
  2. Расширяем кругозор

– Что вы знаете о мухах? (сообщения детей).

  • Мухи и комары относятся к отряду двукрылых, который насчитывает около 80 тысяч насекомых.
  • Комнатная муха – это серо – чёрное существо длиной 1см не жалит и не сосёт кровь, однако крайне неприятно своей назойливостью.
  • Комнатная муха, как и большинство представителей этого семейства, опасна тем, что садится не только на пищевые продукты, но и на разные нечистоты, откладывая там яйца, и потому может переносить бактериальные и очень опасные вирусные заболевания.
  • Мухи, как и некоторые бабочки, пробуют еду ногой, и информацию о свойствах пробуемого вещества получают немедленно.
  • Рот этих насекомых устроен так, что они могут питаться с помощью хоботка только жидкой пищей – соком растений и нектаром цветов, однако есть среди мух и паразиты: они сосут кровь у животных.
  • У мух развита только первая пара крыльев, и только она используется в полёте. Задние крылья преобразованы в жужжальца, которые издают жужжание во время полёта и являются органом равновесия.
  • Глаза всех насекомых, в том числе и у мухи – сложные (фасеточные), состоящие из 30 тысяч простых отдельных глазков. Они занимают большую часть поверхности головы. Насекомые видят мозаичную картинку и плохо различают форму предметов, зато хорошо видят движение.
  • Муха взлетает без разбега, совершает самые сложные фигуры высшего пилотажа, ходит или ползает с помощью присосок на лапках по всевозможным поверхностям, даже вниз головой. Есть даже загадка про муху “Кто над нами вверх ногами?”
  • Мухи тоже болеют. У них есть один могущественный враг – микроскопический грибок, который паразитируют в теле мухи.
  • Плодовитость этого насекомого вызывает одновременно и удивление, и ужас. Одно мушиное поколение сменяется другим, проходя все стадии (яйцо, личинка, куколка, взрослая муха) всего за две недели!

3. Развиваем пространственное мышление

– Игра “Муха”. Рис. 2

Игра позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ.

Муха может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Задача игрока: не выпустить муху за пределы девятиклеточного поля. Пальцем фиксировать движение мухи нельзя.

– Рассадите 4 мухи в клетки так, чтобы клетки с мухами не соприкасались ни сторонами, ни углами. Рис. 3

– Найдите несколько вариантов решения.

4. Учимся сравнивать предметы

– Найдите отличия между рисунками. Рис. 4а,

– Работаем в парах, сравниваем свой рисунок с рисунком соседа.

5. Учимся устанавливать закономерности

– В каждой группе слов или рисунков есть что-то или кто-то лишний, не подходящий к остальным. Найдите “лишнее”.

  • 9 – однозначное число, нечётное, остальные двузначные и чётные. Рис. 5
  • Скрипка – струнный музыкальный инструмент, а остальные духовые. Рис.6
  • Москва – город, а остальные названия стран. Рис. 7
  • Конфета – сладость, а остальные фрукты. Рис. 8
  • Паук – не насекомое, остальные насекомые. Рис. 9

6. Учимся решать логические задачи

– Муха летает везде и слышит разные истории, но вот ответить на все вопросы у неё не получается. Поможем ей.

  • Вова проснулся утром, подбежал к окну и удивлённо воскликнул: “Мама, на улице ночью шёл дождь!” Как Вова догадался, что шёл дождь, ведь он в это время крепко спал?
  • Выглянув в окно, Вера сказала маме: “Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер!” как Вера догадалась, что на улице сильный ветер?
  • Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает: “Ловись, рыбка, большая – пребольшая!” А Васька потихоньку бормочет: “Маленькая ловись, маленькая!” Почему он так говорит?
  • Спускается муравей с горы, а навстречу ему – осёл. Осёл спрашивает муравья: “Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?” “Такая высокая, густая”, – ответил муравей. Обрадовался осёл, поднялся на гору, но как не пытался щипать траву губами – никак не мог. “Обманул меня муравей”, – подумал осёл. А вы как думаете, обманул ли муравей осла?

3 этап. Решение частично – поисковых задач

1. Раскодируйте запись. Рис. 10

Раскодируйте запись (стихотворение) и продолжите его.

– Какой приём кодирования использован? (Опущение гласных букв).

– Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор?

2. Материализация фантазий. Изобразительная деятельность

– … Пошла муха на базар и купила …

– Сконструируйте из счетных палочек – что же могла купить муха на базаре.

4 этап. Решение творческих задач

3. Развиваем воображение

Прочитайте, это немножко необычное нестихотворение так как записано. Расскажите, что здесь происходит? Рис. 11

– Как вы догадались: что делает муха, что делает бегемот, и чем всё закончилось?

– Автор этого нестихотворения Тим Собакин, а называется оно “Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды”.

4. Учимся анализировать зрительный образ

Игра “Разбитое зеркало”.

Муха летала по тесной комнате, а неповоротливый бегемот гонялся за ней. Удар, и … зеркало разбилось. Найдите осколок от этого зеркала. Рис. 12

Ответ: осколок № 5.

5. Задачка – сказка от кота Потряскина

Трудная задача муравья.

Тащил муравей домой нужное брёвнышко (честно говоря, это был кусок коры). Устал. Видит, лужа блестит. Напился и думает: как же домой водички принести? Можно водичку в какой-нибудь лепесток набрать, но брёвнышко выкидывать жалко… И на помощь никого не позовёшь: муравейник-то далеко. Как быть?

Подсказка: а ведь можно и водичку принести, и брёвнышко сохранить.

Ответ: Нужно бросить кору в лужицу – пусть промокнет. А потом мокрое брёвнышко принести в муравейник и там выжать из него воду. Кстати, настоящие муравьи примерно так и запасаются водой – отжимая сильными челюстями воду из мокрых предметов.

6. Развивающий канон

“Развивающий канон – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями” (А.В. Попов). Рис. 13

Итог:

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились?

– Какие задания особенно понравились?

– Отобразите своё настроение на данный момент смайликом.

– Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать.