"Манипулятивное конструирование из модульных элементов" (художественное конструирование)

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Возраст детей: средняя группа (от 4 до 5 лет).

Цели:

  • Расширить представления детей о животных, их повадках, внешнем виде, закрепить классификацию на диких и домашних животных.
  • Формировать способность удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием и многогранностью окружающего мира
  • Учить действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого и из частей составлять целое. Развивать чувство формы, пропорций, умение выделять характерные детали.
  • Развивать у детей чувство цвета, образное мышление и воображение
  • Закрепить знание основных ( желтый, красный, синий) и составных цветов (оранжевый, коричневый, зеленый, фиолетовый).
  • Развивать сенсорные операции, художественно-творческие способности
  • Используя метод эстетотерапии,учить детей действовать, “опредмечивая” свое эмоциональное напряжение, трансформируя его в целенаправленную эмоцию.
  • Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам.

Оборудование:

у педагога:

  • Аудиокассеты с музыкой:
  • “Деревенская песенка”;
  • “Скачут резвые лошадки”;
  • “Пропала собака” В.Шаинского;
  • “Песенка Вини-Пуха” М.Вайнберга;
  • “Как прекрасен мир вокруг”;
  • Картинки с изображением:
  • Животных (конь, кошка, собака, медведь, заяц, лиса);
  • 2 цветовых спектра (основные, составные цвета);

у детей:

  • картон;
  • конверты с модульными элементами, вырезанными из цветной бумаги;
  • клей (ПВА);
  • кисти (коза, №3);
  • акварельные краски.
Основные этапы занятия Содержание занятия
I. Орг. момент

II. Сообщение темы и целей занятия

музыкотерапия

 

 

 

 

 

III. Сообщение нового

 

 

 

 

 

 

 

арт-терапия

(пластика движений)

(проверка готовности к занятию.)

Послушайте внимательно музыку и скажите, чьи голоса услышали. Ложитесь удобно на ковер кому, как и где удобно, можете закрыть глазки.

(звучит “Деревенская песенка”).

Чьи голоса вы услышали? (кур, поросенка, кошки и т.д.);

Как их можно назвать одним словом ? (животные);

Каких животных еще знаете?

Сегодня мы будем не только художниками, но еще и конструкторами, поучимся создавать образы животных

(слышится цокот копыт.)

Ой, кажется, кто-то спешит к нам на занятие. Вы догадались, кто это? ( конь)

(появляется картинка коня) (рис.1)

Как вы догадались? (по цокоту копыт)

Есть даже такая скороговорка: “От цокота копыт пыль по полю летит”.

Кто сможет быстро сказать?

(награждение победителя).

Давайте покажем, как конь движется.

Поднимает высоко коленки, цокает копытами.

(показ движений под музыку “Скачут резвые лошадки”).

Как конь выглядит?

(маленькие ушки, длинный хвост, длинные ноги).

Какого цвета бывает конь?

Как он кричит? (ржет: “Иго-го”)

Где он живет ? (у людей в конюшне, сарае)

Значит, это домашнее животное

А о ком говорится в этой загадке?

Хвост пушистый и усы …
Нет приятнее красы!
Лапки-мягкие подушки,
Кверху поднятые ушки.
Ну, подумайте немножко.
Догадались? Это … (кошка).

(появляется картинка кошки на доске) (рис.2)

Как выглядит кошка? ( маленькие ушки, длинные усы, пушистая, длинный хвост).

Какого цвета бывает?

Где живет?

Значит, это домашнее животное

Как говорит кошка? (мяу)

Как она движется? (мягко движется, ступает еле слышно, движения плавные, но когда охотится за мышкой - движения резкие).

Физкультминутка “Кошкины повадки”

Педагог

Вам покажем мы немножко,
Как ступает мягко кошка
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу:оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно.
Скок да скок, еще подскок,
То вперед, а то отскок.
А потом мяукнет: “Мяу!”
Я в свой домик убегаю”.

Дети

Идут на цыпочках, стараясь не производить никакого шума.

 

Прыгают на месте легко и как можно выше.

 

Бегут на свои места.

 

 

 

 

 

пластика движений

 

 

 

 

 

музыко-терапия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пластика движений

О ком говорится в этой песне?

(звучит песня “Пропала собака”)

(о собаке)

(появляется картинка собаки на доске) (рис.3)

Что вы знаете о собаке?

(когда радуется, хвост колечком, прыгает, а когда грустит – хвост вниз, голова тоже, когда злится – резкие движения, бросается)

(говорит: “Гав! Гав!”)

(цвет – коричневый, белый, черный, рыжий и т.д.)

(живет во дворе, в доме, домашнее животное).

Ложитесь снова на ковер, послушайте музыку и скажите, о ком говорится?

(звучит “Песенка Винни-Пуха”)

А Винни-Пух - это какое животное? (медведь)

(картинка медведя на доске) (рис. 4а, 4б)

Как выглядит медведь? (маленькие закругленные ушки, короткие лапы, сам большой, грузный)

Какого цвета бывает? (у нас-коричневый, на Севере-белый)

Где живет? (в лесу, зимой спит в берлоге).

Значит, это дикое животное.

Как говорит? (громко ревёт)

Как движется ? (неуклюжий, косолапый, переваливается с боку на бок)

(показ движений педагогом и детьми)

Вчера я гуляла по лесу и встретила…

Догадайтесь-кого.

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)

(картинка зайца на доске) (рис. 5а, 5б)

Как выглядит заяц? (длинные уши, маленький хвост)

Какого он цвета? (зимой беленький, а летом серенький)

Где живет? Значит, это дикое животное.

Какой заяц по характеру? (робкий, трусливый)

Как движется? (прыгает на двух ногах)

Физкультминутка “Заячий концерт”.

Педагог

Зайцев целая ватага
Вдаль по краешку оврага
Развлекает всех прыжками:
Прыг да скок, прыг да скок.
В барабаны ловко бьют:
Тра-та-та, тра-та-та,
А потом ударили
В тарелки музыкальные
Дзинь-ля-ля, дзинь-ля-ля
От души всех веселя.

Дети

Прыгают друг за другом на двух ногах.

 

Имитируют игру на барабане.

 

Имитируют игру на тарелках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пластика движений

IV. Повторение и обобщение пройденного

 

 

 

V. Практическая работа

создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конструирование “по замыслу”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

объяснение с демонстрацией

 

 

 

 

 

 

 

музыко-терапия

VI. Итог урока

Кого заяц боится? (лису)

(картинка лисы на доске) (рис.6)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …

(лиса)

Опишите лису (длинный нос, короткие уши, пушистый хвост)

Какого она цвета?

Где живет?

Значит, она дикое животное.

Какая по характеру? (хитрая, осторожная, движется плавно, крадется еле слышно).

(показ движений педагогом и детьми)

Посмотрите, как много животных пришли к нам в гости.

Каких животных вы еще знаете?

Какие основные цвета в окраске их шерсти?

Какие составные цвета в их окраске?

(работа с 2 цветовыми спектрами) (рис. 7, 8)

Попробуйте придумать и собрать свое животное. Оно может быть необычным, фантастическим. Подумайте, как можно назвать ваше животное.

(дети берут конверты и идут к рабочим местам) (рис. 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 – конструктор из модульных элементов)

9.jpg (7496 bytes)

Нужно на картоне сложить животное.

Старайтесь, чтобы животное было расположено в центре листа.

Лучше начать сборку с крупных деталей: сначала расположить туловище, затем голову и только после этого приложить остальные детали: лапы, хвост.

Когда все крупные части приклеите, обмакните в краску пальчик и дорисуйте мелкие детали: глаза и нос, рот.

Теперь будете брать по одной детали и стараться как следует намазать всю поверхность клеем, не оставляя сухих мест.

Клея на кисть нужно брать понемногу (обмакивать до половины ворса), излишки клея снимайте о край тарелочки.

Не забудьте, что кисть нужно держать между тремя пальцами, сильно не сгибая пальцы, не сдавливая палочку, держать в том месте, где металлическая часть переходит в деревянную.

Когда деталь наложили на картон, сверху не забудьте приложить салфетку и как следует разгладить ладошкой, чтобы убрать излишки клея.

(наклеивание и рисование под музыку “Как прекрасен мир вокруг”)

Посмотрите, какие красивые животные получились.

(выставка детских работ) (рис. 16, 17, 18, 19. 20, 21, 22)

Как зовут ваших животных?

Почему вы их так назвали?

Какие цвета вы использовали в работе?

Как правильно держать кисть?

А как набирать на неё клей?