Парламентская республика как орган ученического самоуправления

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание может казаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто им занимается. Нельзя не согласиться с Ю. Рюриковым, который писал, что “воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необъективно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…..”

Создавая органы школьного самоуправления, мы ставили перед собой следующую цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей. Современное общество требует, чтобы учащиеся имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Развитие самоуправления является актуальной социально – педагогической задачей. “Самоуправление – нерпименный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив”. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

Сделать процесс воспитания демократичным, открытым, гуманным помогают органы самоуправления школьной жизни.

Школьная парламентская республика:

Цель: Развитие социально – правовой активности личности при помощи формирования активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Обучение школьников элементам управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность учащихся.
  • Повышение интеллектуального уровня школьников.
  • Воспитание в детях добра и милосердия.
  • Развитие творческой индивидуальности учащихся и лидерских качеств.

Органы ученического самоуправления:

Органы ученического самоуправления и школьного формируются на демократической альтернативной выборной основе из числа учащихся 5 – 11 классов в соответствии с законом о выборах школьной парламентской республики.

Организуют и координируют работу школьных органов самоуправления – ЗВР и педагог организатор, а классных органов самоуправления кл. руководители 5-11 классов.

В структуре органов ученического самоуправления и школьного выделяются три уровня: первый уровень – органы классного самоуправления: собрания классных коллективов и советы классов; второй уровень – органы школьного самоуправления: школьная дума, общешкольная ученическая конференция; третий уровень – органы школьного соуправления: администрация школы, координационный совет школьной думы, совет содействия семье и школе.

Школьный орган самоуправления “ школьная дума” является частью структуры управления воспитательным процессом школы. Классные органы самоупраления – советы классов являются частью структуры управления на уровне классных коллективов.

Школьная дума: Парламент (школьная дума) является представительным и законодательным органом школьной парламентской республики. Парламент состоит из двух палат – верхней, в которую входят учащиеся 8 – 11 классов (по 2-3 депутата от класса) и нижней, в которую входят представители 5-7 классов ( по 2 депутата от класса). И обе палаты парламента равноправны.

Парламент избирается сроком на 1 год. Одно и тоже лицо может являться членом парламента неограниченное количество сроков.

Управление парламентом осуществляют: координатор школьной думы и координационный совет школьной думы (из числа председателей комитетов).

Парламент является постоянно действующим органом. А заседания парламента проводятся не реже одного раза в месяц, а в экстренных ситуациях по мере необходимости.

Верхняя и нижняя палаты проводят как совместные заседания, так и раздельные, в зависимости от повестки дня. В отдельных случаях по решению парламента проводятся закрытые заседания с приглашением необходимых лиц.

Заседания ведут: верхняя палата – координатор думы, нижняя палата – зам. координатора думы.

Депутаты парламента по желанию работают в одном из шести комитетов парламента. Комитеты возглавляют председатели, выбранные из числа депутатов верхней палаты, а их заместители – из числа депутатов нижней палаты.

Выборы председателей и их заместителей производятся на первом заседании парламента. Курируют работу комитетов педагоги – организаторы.

Комитеты:

  • комитет по озеленению: объединение “Зеленый мир”. Ставит перед собой задачу превратить школу и пришкольный участок в цветущий сад. Озеленение кабинетов и рекреаций школы;
  • комитет здравоохранения: “Юный санитар”. Следят за внешним видом учащихся, организуют дни здоровья, пропагандируют здоровый образ жизни среди детей. Выпускают информационные листки о различных болезнях, создают волонтерские группы здоровья;
  • комитет информации: “Пресс – центр”. Информирует о деятельности органов ученического самоуправления, организуют конкурсы классных стен газет, плакатов, листовок, рисунков, фотографий и т.д.
  • комитет культуры: “Любители искусства”. Отвечают за организацию и проведение общешкольных мероприятий, традиционных праздников и несет ответственность за подготовку к этим мероприятиям;
  • комитет физкультуры: “Олимп”. Руководит спортивной жизнью республики, проводит совместные праздники с комитетом здравоохранения. Сотрудничает с учителем физкультуры, разрабатывает положения о школьных рекордах по различным видам спорта;
  • комитет правопорядка: “Клуб- 02”. Отвечает за порядок и дисциплину в школе, cледит за дежурством, организует трудовые десанты.

Учком

Руководящий и организующий орган в состав, которого входят представители всех классов с 5-го по 11-й. Председатель и его помощник избираются из членов парламента: председатель – из верхней палаты, помощник – из нижней. Сроком на 1 год. Заседания учкома проводятся 1 раз в месяц. На общих заседаниях решаются вопросы:

  • Заслушиваются отчеты о проделанной работе (ответственных за учебу в классах);
  • Обсуждается поведение учащихся;
  • Заслушивается информация о результатах рейдов, операций;
  • Планируется работа на год, месяц, неделю;
  • Анализируется деятельность группы учкома;
  • Подводятся итоги года.

Основные направления работы:

  • Обеспечение глубоких и прочих знаний: контроль за выполнением режима дня учащихся; поведение учащихся, проверка выполнения новых правил; выборочная проверка домашнего задания; контроль за ведением дневников.
  • Выполнение единых требований. Контроль за посещаемостью уроков; внешний вид.
  • Пропаганда знаний и воспитание интереса к знаниям

Формы работы:

Организация группы консультантов по предметам из числа учащихся. Назначение и выбор в классах ответственных за учебу, поведение. Ответственный за учебу оформляет и ведет тетрадь успеваемости и учета поведения по особой форме. Операция “После звонка”, “Ты ученик школы”. Рейд по проверке домашнего задания после всеобуча по классам.

Рейд по школе “Дневник” - оформление выставки “Твой государственный документ”, “Твое ученическое лицо”. Оформление тетрадей учета, экрана посещаемости. Рейд “Ты – ученик”.

Структура учкома:

  • ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
  • ПОМОЩНИК ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
  • ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВСЕОБУЧ
  • ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВСЕОБУЧ В КЛАССЕ

 

 Используемая литература:

  • Караковский В.А., Новикова Л.И. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Москва, 1999 год.
  • Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. Москва, 2005 год.
  • Научно – методический журнал. Заместитель директора школы по воспитательной работе. 2006 год, № 3.