Задачи:
- Развивать устойчивый интерес детей к театральной деятельности.
- Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам. Развивать воображение.
- При создании проблемной ситуации в каждой сказке вызывать желание у детей помочь героям сказок; способствовать желанию детей участвовать в театральной драматизации.
- Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Атрибуты:
- посылка, письмо, план - схема путешествия, 4 клубочка разного цвета, волшебная палочка, колокольчик, погремушка, свисток;
- для сказки “Три медведя”: три игрушечных медведя, три тарелки, три ложки, три стула, три кровати разной величины, корзинка с игрушками (мячик, машинка, матрёшка, неваляшка, варежка, сандалик…);
- для сказки “Заюшкина избушка”: ширма, атрибуты настольного театра: домик, несколько ёлочек, деревьев, резиновые игрушки: лиса, заяц, маска “Петушок”, коса для Петушка;
- для сказки “Репка”: репродукция к сказке “Репка”, мольберт, кукла Маша, конверт с загадками;
- для сказки “Теремок”: декорации к драматизации: домик, забор, ёлка; маски: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
Ход занятия - игры
Воспитатель говорит детям, что им пришла посылка. Вместе с детьми воспитатель открывает посылку и достаёт письмо, а затем корзиночку с 4 клубочками разного цвета. В посылке находится: волшебная палочка и набор предметов, с помощью которых можно привлекать внимание детей (колокольчик, погремушка, свисток…)
Письмо: “Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки, и поэтому приглашаю вас в необычное путешествие по сказкам. Помогут вам мои друзья, разноцветные клубочки.
Счастливого пути! Волшебник”
К письму прилагается план-схема путешествия по сказкам. Маршрут путешествия обозначен цветными стрелками, соответствующими цвету каждого клубочка, который приводит детей в одну из сказок.
1 клубочек – сказка “Три медведя”
Уголок сказки оформлен: на столе три тарелки, три ложки разного размера; тир стула разной величины; коробка с игрушками, за ширмой спят три медведя в своих кроватках
Воспитатель: Ребята, в какую сказку нас привёл клубочек? Как вы догадались?
/Воспитатель обращает внимание детей на корзинку с игрушками. Набор игрушек может быть следующим: мячик, машинка, матрёшка, неваляшка, варежка, сандалик…/
Проводится игра “Что здесь лишнее?”
/Варианты выхода из сказки:1 вариант: “Медведи спят” - Дети уходят из сказки, чтобы их не разбудить;2 вариант: “Кроватки заправлены” - дети уходят из сказки, чтобы медведи не застали их у себя дома.
Дети идут за следующим клубочком, превращаясь в медведей/
2 клубочек – сказка “Заюшкина избушка”
Уголок сказки оформлен как настольный театр: избушка, несколько ёлочек, деревья…;зайка сидит на пенёчке и горько плачет, лиса в домике
Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы попали? Что же произошло в этой сказке?
Как начинается эта сказка? Кто пытался помочь Заиньке, да не смог?
/ответы детей/
Заинька (плачет): Никто мне не сможет помочь лису выгнать.
Воспитатель: Кто помог Заиньке в сказке?
Дети: Петушок!
/один из детей с помощью маски и косы превращается в Петушка/
Разыгрывается сценка из сказки:
Петух: Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у неё растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
Петух: Не горюй, Заинька, Я тебе лису выгоню!
Заяц: Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали – не выгнали. Серый волк гнал, гнал – не выгнал. Старый медведь гнал, гнал – не выгнал; а ты и подавно не выгонишь.
Петух: Нет, выгоню! (подходит к избушке): Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи!
Пошла, лиса, с печи!
Лиса: Одеваюсь…
Петух (опять): Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи!
Пошла, лиса, с печи!
Лиса: Шубу одеваю…
Петух (в третий раз): Ку-ка-ре-ку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи!
Пошла, лиса, с печи!
Воспитатель: Испугалась лиса, соскочила с печи – да бежать. А заинька с петухом стали жить да поживать.
Заяц: Спасибо вам, ребята, что помогли мне выгнать лису из моего домика.
Воспитатель: Заинька, нам с ребятами пора в другую сказку. До свидания!
/Рассматривается схема, выбирается клубочек.
Дети превращаются в зайчиков и перемещаются вслед за клубочком/
3 клубочек – сказка “Репка”.
Оформление уголка сказки: репродукция к сказке “Репка” закреплена на мольберте и закрыта вертикальными белыми полосками из бумаги. Кукла Маша сидит печальная, перед ней - конверт с загадками.
Воспитатель: Машенька, что ты такая грустная?
Маша: Я потерялась, и не знаю - из какой я сказки /плачет/.
Воспитатель: Как же нам помочь тебе?
Маша: Ребята, помогите мне отгадать загадки, которые мне оставил волшебник, тогда я узнаю из какой я сказки.
Загадки:
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. /Мышь/
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком. /Кошка/
С хозяином дружит.
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. /Собака/
Круглый бок, Жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? /Репка/
Воспитатель /открывает репродукцию по частям/: Какая это сказка?
/Ответы детей. Машенька благодарит детей.
Рассматривание детьми схемы путешествия; перемещение к следующей сказке/
4 клубочек – сказка “Теремок”
Уголок сказки оформлен: стоит теремок, рядом - забор, на ёлке висят маски: мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь. На заборе прикреплён конверт. При входе в игровой уголок висит замок.
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок.
А на нем висит замок.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: Раз, два, три – замок отвори!
Дети свободно рассаживаются на ковёр. Воспитатель открывает конверт и читает письмо:
“Ребята, чтобы попасть в эту сказку, вы должны сами её сыграть, как настоящие артисты. Желаю удачи. Волшебник”
/Клубочек распределяет роли между детьми. Дети инсценируют сказку.
С появлением медведя детям предлагается решить проблемную ситуацию:
“Как сделать так, чтобы медведь не сломал теремок и остался жить с другими зверями” /предполагаемые ответы детей:
оставить его – пусть спит под забором, около ёлки, построить ему новый домик, построить ему новую комнату…/
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ –ИГРЫ “ЧУДЕСНАЯ ПОЛЯНКА”
Задачи:
- Продолжать воспитывать у детей интерес к театральной деятельности.
- Учить создавать выразительный образ гномика в этюде.
- Приобщать детей к театральной культуре. Закреплять знания детей о правилах манипуляции с верховой куклой. Познакомить детей с приёмами управления куклами-попрыгунчиками.
- Поддерживать желание детей участвовать в игре-драматизации, поощрять исполнительское творчество детей.
- Формировать эмоциональную насыщенную речь в процессе театрально-игровой деятельности.
Оформление группы: театральный уголок оформлен как лесная полянка. Посередине полянки стоит ёлочка, справа от неё – болото, слева – расположенные по всей полянке цветы, ягоды, грибы.
Атрибуты к занятию:
- юбка, платок, венок, узелок с конфетами /для Тани/;
- зонтик /оформлен как шляпка гриба/;
- куклы-попрыгунчики: сорока, три бабочки, три лягушки.
- верховая кукла – Белочка;
- колпачки с колокольчиками /по количеству детей/;
- цветик - разноцветик;
- болото /озеро – голубая ткань, кувшинки, камыши/;
- полянка / цветы, ягоды, грибы/;
- ёлочка.
Музыкальное оформление: аудиозапись “Звуки природы” /пение птиц, дождь/
Ход занятия - игры
Дети приходят на полянку, садятся, рассматривают оформление.
Появляется Белочка – хозяйка полянки.
Белочка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Белочка!
/приветствие звучит по-разному: тихо, на распев; громко, радостно, громко/
Белочка обращает своё внимание на внешний вид детей, их радостные, весёлые лица.
Проводится дидактическое упражнение “Белочка какая…?”
/согласование существительного с прилагательными в роде, числе, падеже/
Белочка: Дети, посмотрите, как красиво на лесной полянке – цветочки, то распускают свои лепестки, то закрывают.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперёд-назад.
Белочка: Ребята, я вам принесла целую корзинку орехов. А что можно делать с орехами? /ответы детей/
Белочка: А ёщё можно с ними играть!
Проводится пальчиковая гимнастика
“Шумный лес” Михаил Яснов
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлёпнулась шурша.
Шмель и шершень
Дружно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что ещё в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
Ну, а если полон рот морошки –
Шыроешки и шороконошки.
Грецкие орехи можно вращать между ладоней;
перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);
удерживать поочередно между пальцев рук.
/По окончании игры дети складывают орехи в корзиночку/
Воспитатель: Белочка, скажи, пожалуйста, а живут ли в твоём лесу маленькие весёлые человечки – гномики?
Белочка: Говорят, что живут, но я их никогда не видела.
Воспитатель: – А ты закрой глаза!
/Воспитатель раздаёт детям колпачки с колокольчиками/
Проводится этюд “Весёлые гномики” [1]
Воспитатель: Маленькие человечки, а я знаю интересное стихотворение про одного очень странного гнома. Это стихотворение можно рассказывать с помощью рук.
/Дети разучивают новое стихотворение “Скрут” Саша Чёрный/
“Кто живёт под потолком?
Гном.
“У него есть борода?2
Да.
“И манишка, и жилет?”
Нет…
“Как встаёт он по утрам?”
Сам.
“Кто с ним утром кофе пьёт?”
Кот.
“И давно он там живёт?”
Год.
“Кто с ним бегает вдоль крыш?”
Мышь.
“Ну, а как его зовут?”
Скрут.
“Он капризничает, да?”
- Ни-ког-да!Руки в стороны.
Руки – “колпачок” над головой.
Руки в стороны.
Кисти рук у подбородка.
Руки в стороны.
Руки к груди.
Руки вытянуть вверх.
Руки “в боки”.
Руки в стороны.
Пальчики – “усики”.
Руки в стороны.
Указательный пальчик правой руки – вверх.
Руки в стороны.
Ладошки – “ушки”.
Руки в стороны.
Переплести пальчики обеих рук.
Руки в стороны.
Белочка: Дети, а вы дружите со сказками? В нашем лесу живут многие сказки.
Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки - тому они расскажут
О том, что может, было, а может быть, и нет.
/Белочка предлагает прочитать новую сказку “Полянка” [2]/
Белочка: Ребята, в эту сказку можно сыграть.
/Белочка предлагает выбрать артистов из детей с помощью волшебного цветочка/
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром сегодня раскрыл лепестки.
/Дети рассматривают цветик-разноцветик: считают лепестки, уточняют цвет лепестков/
Белочка отрывает лепесток и с помощью волшебных слов:
Лети, лети желтый…лепесток.-
Покажи нам, кто исполнит роль… /лепесток выбирает артистов/.
/Воспитатель знакомит детей с приёмами управления новыми куклами-попрыгунчиками.
Сказка разыгрывается с помощью кукол – попрыгунчиков/.
Список литературы:
- “Азбука общения”. Санкт-Петербург, 1998. С.194
- М.А. Михайлова Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, “Академия развития”, 1997. С.43 - 47.