Система профориентационной деятельности поселковой школы "Найди себя"

Разделы: Администрирование школы


Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. По мнению родителей учащихся профориентационной деятельностью должны заниматься многие организации и учреждения, работа по самоопределению детей должна начинаться с дошкольного учреждения, но основные роли отводятся школе и семье. Часто на уровне ОУ действуют разрозненные направления профориентационной деятельности, которые не полностью способствуют самоопределению выпускника. Поэтому необходимо привести в систему всю деятельность по профориентации ученика – с ДОУ по 11 класс, где школа может играть роль центра. Необходимо создать систему профориентационной деятельности общеобразовательного учреждения, способствующей самоопределению ученика. Это и постарались сделать мы в своей школе. Свою систему мы назвали “Найди себя”.

Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с детского сада по 11 класс (“вертикаль системы”), работу школы с семьей и социумом (“горизонталь системы”). В основе системы лежит периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1996г.) и взаимодействие различных социальных институтов, описанное Е.Ю.Пряжниковой, Н.С.Пряжниковым.

Вертикаль системы.

В системе выделяются две вертикальные линии: диагностическая и развивающая. Они проходят через все этапы профориентационной деятельности школы. Таких этапов мы выделяем шесть.

1 этап. “Профессия, здравствуй!”. Детский сад.

2 этап. “Профессии моей семьи”. 1-4 классы.

3 этап. “Я и профессии вокруг меня”. 5-8 классы.

4 этап. “Мир профессий”. 9 классы.

5 этап. “Я в мире профессий”. 10-11 классы.

6 этап. “Моя профессия”. Послешкольные учебные заведения, работа.

Диагностическая линия профориентационной деятельности включает в себя различные диагностики, опросники, анкеты и т.п., которые повторяются на каждом этапе с добавлением новых. В детском саду проводится диагностика интересов и мотивации к игровой деятельности, при поступлении в школу, на выходе из сада – диагностика готовности к школе. В 1-4 классах добавляется диагностика мотивации к учебной деятельности, в 5-8 – индивидуальных особенностей, склонностей, мотивации к социальной сфере, мотивов саморазвития. В 9 классах дополнительно диагностируется способности и мотивация учащихся к трудовой сфере, в 10-11 – мотивы профессиональной направленности.

Развивающая линия проходит через различные направления психолого-педагогической поддержки детей в ДОУ, предпрофильную подготовку учащихся на I и II ступенях обучения, профильное обучение на III ступени обучения.

Серия профориентационных курсов проходит через все этапы вертикали системы: ДОУ - “На золотом крыльце сидели…”, 1-4 классы – “Все профессии нужны, все профессии важны”, 5-8 классы – “Сфера”, 9 классы - “Перспектива”, 10-11 класс – “Мой выбор”. Цель этих курсов – профессиональная ориентация детей с раннего возраста по период самоопределения личности выпускника.

На 2-5 этапах важно творческое преподавание традиционных учебных предметов, когда преподаватели в рамках устоявшихся курсов рассказывают учащимся о связи их предмета с близкими профессиями (профориентационные минутки и профориентационные уроки). Серия экскурсий на предприятия и организации, встречи с людьми различных профессий, получение информации о рынке труда идут в направлении знакомства детей с миром профессий поэтапно через семью, поселок, район, область, регион, страну.

В подсистему предпрофильной подготовки на I и II ступени обучения в школе входит педагогическая, психологическая, информационная и организационная поддержка учащихся начальной и основной школы. Это этап дифференциации познавательных способностей учащихся и мягкой профилизации обучения. Она осуществляется через систему кружков, факультативов, курсов по выбору и научного общества учащихся, интеллектуально-практический марафон. К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике.

С 1-го этапа действует целостная система дополнительного образования “Найди себя”.

В рамках интеллектуально-практического марафона учителями-предметниками и учащимися профильных классов проводятся интеллектуальные игры, экскурсии, практические работы, тематические часы общения, открытые уроки, выпускаются газеты, информационные листки и т.д. С 5 класса вводятся факультативы, в 9 классе ведутся дополнительные образовательные курсы и курсы по выбору.

На 3 этапе в систему профориентационной деятельности включается НОУ. Цель научного общества учащихся - формирование личности школьника, способной к самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении. Поэтому одно из направлений работы НОУ - профориентация. Научно-практическая конференция “Я и мир вокруг меня” способствует ранней профессиональной ориентации. Все творческие, реферативные, исследовательские, проектные работы учеников, тем или иным образом касающиеся мира профессий, выносятся в отдельную секцию “Я и профессия”.

Школа реализует модель внутришкольной профилизации, является многопрофильной. Профили в 10-х классах открываются с учетом интересов и способностей детей, их профессиональных наклонностей. Профильное обучение осуществляется по индивидуальным маршрутам обучения. Каждый ученик выбирает из предложенных предметов те, которые необходимы ему для дальнейшего профессионального самоопределения. Десятиклассник выбирает для обязательного посещения элективные курсы - по одному в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся и социальных запросов родителей. Учащийся вправе сделать набор курсов как одного профильного направления, так и разных. Наряду с профильными ведутся универсальные (общеобразовательные) курсы, по которым учащиеся обучаются в рамках традиционных программ и классных коллективов.

Педагоги ведут учащихся от школьных конкурсов через районные, областные, региональные к российским, тем самым способствуя формированию мотивов саморазвития.

Способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом и трудоустройство школьников. В школе создаются условия для пробы сил в различных профессиональных сферах. Швеи, секретари, учителя, столяры, пилоты (вожатые), журналисты, оформители, музейные работники, официанты – перечень профессий, предоставляемый ученику для выбора, способствующий реальному знакомству с миром профессий и выстраиванию личной профессиональной перспективы. День профориентации, проходящий 1 раз в год, включает в себя самые разные мероприятия: “ярмарки профессий”, профессиональная реклама и агитация, экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения, встречи школьников со специалистами по различным профессиям, просмотр фильмов и видеофильмов, “праздник труда”, повышающий престиж конкретных профессий, деловые игры, тренинги и т.д.

На 5 этапе системы школьники получают профессиональное образование: девушки – швеи или секретари, юноши – водители категории ВС. Каждый этап сопровождается мониторингом результатов деятельности школы.

“Горизонталь системы”.

В системе выделяется и горизонтальная линия: школа, семья, социум. Профориентация рассматривается как система взаимодействия различных социальных институтов. Школа – координационный центр системы, центр единения ресурсов всех субъектов профориентационной деятельности в единой системе взаимоотношений агентов социализации: первичных и вторичных. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными личными отношениями, а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Агентами первичной социализации являются родители, члены семьи, друзья, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных организаций… Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, сотрудники СМИ, партий и т.д. Профориентационная деятельность осуществляется во взаимодействии с различными партнерами. По мнению родителей учащихся, семья наряду со школой играет важнейшую роль в самоопределении ребенка.

Семья

Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

Основными направлениями работы школы с семьей являются: Совет школы, Попечительский Совет, Общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Районная Ассоциация Родителей, семейный клуб “ Профессиональные ориентиры”, Дни семейных традиций, встречи с семейными трудовыми династиями. Наряду с традиционными родительскими собраниями по профессиональной ориентации детей (“Профессии, которые выбирают наши дети”, “Склонности и интересы подростков в выборе профессии”, “Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников”) интересными формами работы с семьёй являются: родительские ринги, тренинги, чтения, вечера, индивидуальные консультации, “Родительский дневник”.

Социум

Важная роль отводится и другим социальным партнерам. Каждый из них выполняет свои функции через определенные направления совместной деятельности.

Образовательные учреждения. Учреждения общего образования (другие школы) способствуют обогащению представления детей об окружающем его мире. В общении со сверстниками ребенок приобретает уверенность в себе, в своих силах, понимание того, что его проблемы такие же, как и у других, находит помощь в решении этих проблем. Сотрудничество осуществляется через различные формы и направления деятельности: встречи, поездки, общение в Интернете. Особенно значимо межрегиональное сотрудничество школ. Учреждения дополнительного образования расширяют круг интересов ребенка, развивают его способности (Дом детского творчества - технические кружки, хореография, эстрада, телестудия; Детская школа искусств - музыкальное образование, художественно-оформительское, театральное, хореография; Детско-юношеская спортивная школа - спортивные секции, соревнования разных уровней). Профессиональные учебные заведения: среднеспециальные и высшие работают вместе со школой через довузовскую подготовку (ВУЗы), дни открытых дверей, встречи с представителями – преподавателями и студентами, организацию олимпиад и конкурсов для старшеклассников, экскурсии, вечера вопросов и ответов, пресс-конференции, экспресс–экзамены, проведение Дней выпускника, Дней ОГАУ, ОГУ, встречи “НОУ в гостях у Научного общества студентов”, “Как хорошо лицо свое иметь”, семинары-практикумы преподавателями ВУЗов для педагогов, индивидуальную работу с учащимися.

Средства массовой информации. СМИ активно участвуют в просветительской работе школьников и их родителей, организуя профконсультации в эфире и на страницах изданий. Они могут в интересной и дискуссионной форме рассматривать важные проблемы профессионального и личностного самоопределения перед широкой аудиторией, постоянно поддерживать общественный интерес к проблеме профориентации подростков, оказывая решающую роль в воздействии на социум (районная газета - рубрика “Профессионалы дела своего”, “А что интересного в мире профессий?”; районная молодёжная газета - серия публикаций “Современный мир профессий”, советы врачей и психологов “Профессия и здоровье”; районная молодежная телестудия - телекалейдоскоп “Люди и профессия”, серия программ “Славят землю новосергиевскую трудом своим” к профессиональным праздникам, “Тебя ждут…” - бегущая строка во время каникул о рабочих местах для молодёжи).

Службы занятости, психолого-педагогические центры. Смысл деятельности этих служб состоит в том, чтобы оказывать более конкретную и глубокую помощь самоопределяющимся подросткам, проводя диагностическую, профконсультационную работу, исходя из запросов родителей и школы (встречи с работниками службы, компьютерная диагностика, знакомство с рынком труда, знакомство с рейтингом профессий, трудоустройство старшеклассников).

Культурно-просветительские учреждения. Данные учреждения расширяют представления учащихся о мире профессий, формируют мотивы самоопределения (кинотеатр - кинолектории “Судьба профессионала”, киновстречи “Угадай профессию”, киноклуб “Моё будущее”; Центральная районная библиотека – выставка-встреча “Люди земли Оренбургской”, выставка- обзор “Через книгу к профессии”, фото-конкурс “Славим руки трудовые”; районный Дом культуры - Дни работников разных профессий (сельского хозяйства, промышленности, учителей, врачей и др.), вечера – встречи “ Трудовые рекорды”).

Общественные организации. Общественные организации могут оказать большое значение на профориентацию школьника. Поэтому необходима совместная работа школы и различных общественных организаций (Районный женский совет, Совет Ветеранов, Российский Союз Молодёжи (РСМ) - районный конкурс “Тёплый Дом”, вечера-встречи с трудовыми династиями, конкурсы юных дарований, профильные лагеря, “маёвки”, субботники, шефство).

Предприятия, организации, фирмы. Одними из главных партнеров в профориентационной работе являются предприятия, организации и фирмы, расположенные в поселке, на территории района, области. Экскурсии на предприятия, дни открытых дверей, знакомство школьников с особенностями производства, с востребованными профессиями, встречи с профессионалами своего дела, привлечение учащихся школы к посильной работе в качестве стажеров, предоставление рабочих мест на время каникул, организация заказов, помощь в исследовательской деятельности школьников, участие в различных профориентационных мероприятиях, шефская помощь школе – возможные направления деятельности.

Органы власти. Органы власти оказывают школе поддержку и содействие в реализации проекта. Специалисты администрации района, совет депутатов, поселковый совет, районный отдел образования предоставляют необходимую для работы информацию, помогают в заключение договоров, оказывают финансовую поддержку, способствуют формированию системы профориентационной деятельности школы.

Работа с учителями.

Большое внимание в системе профориентационной деятельности на ранних этапах реализации проекта следует уделить работе с педагогами, так как при их подготовке в педагогических ВУЗах не уделяется должного внимания этому аспекту образования (кроме факультета психологии). На подготовительном и проектировочных этапах необходимо повысить внутреннюю и внешнюю мотивацию к инновационной деятельности через систему морального и материального стимулирования (благодарности, Книга почета, аттестация на более высокую категорию, выдвижение на награждение разного уровня: благодарности и грамоты РОО, занесение на Доску Почета РОО, премия главы администрации района, грамоты Министерства образования области, премия губернатора области, грамоты Министерства образования и науки РФ, звание “Почетный работник общего образования”, “Заслуженный учитель РФ”; “портфолио” педагога, участие в различных конкурсах: “Учитель года”, “Сердце отдаю детям”, “Кастальский ключ”, конкурс “Intel. Обучение для будущего”, профессиональных переводчиков, “Школа года” и др.).

В изучении и исследовании по проблеме участвует весь педагогический коллектив. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация) проходит через серию семинаров, практикумов, педагогических мастерских, тренингов, индивидуальных консультаций. С педагогами работает психолог, социальный педагог, специалисты центра занятости. Создается и постоянно пополняется банк разработок мероприятий. Формируется творческая группа педагогов – образовательный модуль “Профориентационная деятельность - основа профессионального самоопределения школьника”. Его цель – координация и организация деятельности на уровне школы. Одновременно могут работать образовательные модули “Предпрофильная подготовка учащихся на I и II ступени обучения”, “Профильное обучение в старших классах”, “Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы”.

Управление системой.

Всей системой профориентационной деятельности школы управляет координационный совет. В его состав входят: директор школы, руководитель образовательного модуля “Профориентационная деятельность школы - путь профессионального самоопределения школьника”, представитель общеродительского комитета, старшеклассник, представитель “Ассоциации выпускников”. Совет выполняет следующие функции: координирует всю деятельность по профориентации школьников, заключает договора, взаимодействует с социумом, утверждает планы работы. Заседание координационного совета проходит 1 раз в год по определенному графику.

Мониторинг деятельности системы.

Деятельность системы требует мониторинга для дальнейшей корректировки. Критерии эффективности могут быть количественными и качественными.

Количественные: количество проконсультированных за определенное время; удельный вес тех или иных форм работы (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько школьников “охвачено” играми и т.п.); количество учащихся, последовавших рекомендациям психолога; количество вообще выбравших профессию; различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснованность и т.п. профессиональных планов).

Качественные: полнота учета основных факторов выбора профессии – учет желаний (хочу) возможностей (могу) и потребностей рынка (надо); осознанность планирования личных профессиональных перспектив (ЛПП); относительная устойчивость профессиональных перспектив; самостоятельность при планировании и реализации ЛПП; реалистичность и гибкость профессиональных перспектив; оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему.

Проводится диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

Система профориентационной деятельности поселковой школы “Найди себя”, действующая по принципам системности, целостности, открытости позволяет решать проблему правильного выбора профессии выпускнику школы, помогает ему не только сориентироваться в окружающем мире, но и найти себя в этом мире.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4