Урок музыки во 2-м классе по теме "Симфонический оркестр. Знакомство с симфонической сказкой С.Прокофьева "Петя и волк"

Разделы: Музыка


Данный урок представлен по технологии развития критического мышления. Критическое мышление – такое мышление, посредством которого ученик самостоятельно развивается. Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации.

Данный урок представляет работу с грамзаписью симфонической сказки С. Прокофьева “Петя и волк”. По усмотрению педагога можно использовать любые виды записи произведения. Урок построен по базовой модели технология развития критического мышления, которая предполагает три основных составляющих.

Перваястадия вызова – необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся знания, вызывать интерес, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.

Втораястадия осмысления - получение новой информации, её осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

Заключительнаястадия размышления и рефлексии – анализ процесса изучения материала, целостное осмысление, обобщение полученной информации.

Технология развития критического мышления предлагает определенные стратегии. Данный урок предполагает использование двух стратегий: “слушание (чтение) с остановками” и “синквейны”. Непременное условие для использования и приема “слушание с остановками” найти оптимальные моменты в сказке для остановки, предлагая детям самим определить дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать на остановке по два или три вопроса, чтобы очевиднее стала динамика изменения предположений на основе новой порции информации. Дети предлагают свои варианты ответов, учитель кратко записывает их в таблицу. Количество колонок по усмотрению учителя.

Варианты предложений.

1 2 3 4 5

Стратегия: “чтение (слушание) с остановкой” предлагает обсуждение заглавия произведения, его содержания и проблематики.

На заключительной стадии урока – рефлексии - используется стратегия “синквейн”.

Строгие правила составления “синквейнов” таковы:

  • тема, выраженная одним словом – существительным.
  • описание темы в двух словах – прилагательные.
  • описание действия тремя словами – глаголами.
  • фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.

 Строгие правила “синквейна” закрепляют за каждой строкой не только определенное количество слов, но и части речи, которыми пользуется автор. Можно предложить ребятам составить один “синквейн” на двоих, что облегчит задачу. Составленные “синквейны” обсуждаются всем классом.

 Урок

Тема урока: Симфонический оркестр.

Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.

Цель: Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить мыслить.

Задачи:

  • Научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
  • Формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Воспитывать любовь к музыке.
  • Создавать здоровьесберегающию среду в обучении.

Изобразительный ряд:

  • Симфонический оркестр (таблица)
  • Оркестр народных инструментов (таблица)
  • Иллюстрации к сказке “Петя и волк”

Музыкальный ряд:

  • Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.
  • С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей
  • Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.

Оборудование: Мр3 проигрыватель, проигрыватель.

Ход урока

I. Стадия вызова.

Звучит музыка в исполнении симфонического оркестра. Можно использовать любое знакомое произведение.

Учитель: В чьем исполнении прозвучала музыка?

Дети: Эту музыку исполнил оркестр.

Учитель: Какой это был оркестр?

Дети: Это симфонический оркестр.

Учитель: А какие оркестры вы еще вы знаете?

Дети: Оркестр народных инструментов и духовой оркестр.

Учитель: Верно, посмотрим на таблицах эти оркестры и вспомним названия некоторых инструментов.

Дети называют знакомые инструменты.

Учитель: Давайте вернемся к первой таблице, посмотрим симфонический оркестр и вспомним инструменты.

Дети называют группы оркестра и названия инструментов.

Учитель: Каждый инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой Сергея Сергеевича Прокофьева “Петя и волк”. Эта сказка была написана в 1936 году.

О том как рождалось это произведение вспоминала Наталия Николаевна Сац: “Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я словами, он – музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом – а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента.

Мы решили, что в симфонической сказке для самых младших слушателей должны быть яркие образы с броскими характерами, непохожими один на другой”.

II. Стратегия “слушание с остановками”.

Стадия осмысления

Учитель: Ребята сказка называется “Петя и волк” как вы предполагаете, какие ещё герои могут присутствовать в этой сказке?

Варианты ответов детей.

Учитель: Скажите, о чем будет, эта сказка и как будут развиваться события?

Дети высказывают самые неожиданные предположения.

Учитель: Ребята, мы внимательно прослушаем вступление и узнаем, с какими персонажами встретимся в сказке.

После прослушивания заполняется первые две колонки: герой, инструмент.

Учитель: Мы познакомились со всеми действующими лицами сказки “Петя и волк”.

Слушание начала сказки.

“Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…”

Здесь можно сделать первую остановку и дать ребятам возможность пофантазировать, что произойдет дальше. Ответы детей кратко записать в первую колонку.

Моменты остановок учитель выбирает по своему усмотрению. Заинтересованность детей: “А что произойдет дальше?” предполагает самые разнообразные, неожиданные и противоречивые варианты ответов, которые учитель записывает на доске в таблицу. Затем ребята прослушивают фрагмент сказки, сравнивают со своими ответами. Ребята познакомятся с содержанием сказки, когда таблица будет полностью заполнена.

Герой Инструмент 1 2 3 4 5 6
Птичка Флейта “Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку…” “Из лесу показался серый волк…” “Волк смотрел жадными глазами…” “В это время из леса…” “Они шли по следам волка и стреляли…” “Петя сказал: “ Не надо стрелять!”…”
Утка Гобой
Кошка Кларнет
Петя Струнный квартет
Дедушка Фагот
Волк Валторны
Охотники Литавры

 Физминутка отдыха “Оздоровительный этюд”

III. Стадия рефлексии.

Анализ прослушанного произведения, беседа по вопросам:

  1. Какое впечатление произвел на вас Петя?
  2. Какие инструменты исполняли тему главного героя, помогали передать его характер?
  3. Какой герой вам особенно понравился и запомнился?
  4. Какой инструмент характеризует его?

Стратегия “синквейн”

Составить синквейн.

Петя птичка дедушка волк.

Например:

  1. Петя
  2. Любопытный, храбрый.
  3. Гуляет, спасает, ловит.
  4. Смелый мальчик не боится волка.
  5. Герой.

Выставление оценок.