Цели:
- Рассмотреть природу давления столба жидкости.
- Развивать навыки устного счета; применение теоретических положений и законов на практике; умения наблюдать, делать самостоятельно выводы, готовить сообщения и опыты.
- Проверить качество знаний учащихся при решении задач.
Задачи:
- Дать учащимся представления о том, что жидкость давит на дно и стенки сосуда; раскрыть причину возникновения этого давления; определить от чего зависит давление на дно сосуда; вывести формулу расчета давления на дно сосуда.
- Продолжить формирование умения проводить эксперимент; развивать интерес и логическое мышление путем решения проблем.
- Продолжить расширять кругозор учащихся; формирование бережного отношения к физическому оборудованию; воспитывать аккуратность, умение вести записи в тетрадях, наблюдать, исследовать, замечать закономерность явлений, аргументировать свои выводы.
- Оборудование: компьютер, стеклянные трубки, резиновая пленка, сосуд с водой, сосуд с маслом, сосуды различной формы с отверстиями (пластиковые бутылки), кювета.
Ход урока
1. Организационный момент | |
Презентация. Слайд 1 | Учитель объявляет тему урока и просит учащихся записать ее в свои тетради. |
2. Актуализация знаний | Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный ранее при решении теста наоборот. |
Презентация. Слайд 2 | Учитель предлагает учащимся составить вопрос таким образом, чтобы правильным ответом был ответ под буквой В. |
Презентация. Слайд 3 | Учитель предлагает учащимся составить вопрос таким образом, чтобы правильным ответом был ответ под буквой А. |
Презентация. Слайд 4 | Учитель предлагает учащимся составить
вопрос таким образом, чтобы правильным ответом
был ответ под буквой А. Учитель предлагает учащимся составить вопрос таким образом, чтобы правильным ответом был ответ под буквой Г. |
3. Изучение нового материала | Так как учащиеся не смогут сформулировать вопрос, поскольку эта формула – формула под буквой Г им не известна, учитель предлагает получить ее, решая задачу для сосуда, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. |
Презентация. Слайд 5 | В сосуд налита жидкость, как и на все тела на Земле, на жидкость действует сила тяжести, значит, каждый слой жидкости, налитой в сосуд , своим весом создает давление на другие слои, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям, следовательно, внутри жидкости существует давление. В этом можно убедиться на опытах. |
Презентация. Слайд 6 | Учитель показывает опыт, изображенный на слайде и просит ответить на вопрос, после ответов учащихся на слайде появляется ответ. |
Презентация. Слайд 7 | Учитель показывает опыт, изображенный на слайде и просит ответить на вопрос, после ответов учащихся на слайде появляется ответ. |
Презентация. Слайд 8 | Учитель показывает опыт, изображенный на слайде и просит ответить на вопрос, после ответов учащихся на слайде появляется ответ. |
Презентация. Слайд 9 | Учитель просит сравнить эти опыты и сделать вывод, после ответов учащихся на слайде появляется ответ. |
Презентация. Слайд 10 | Учитель показывает опыт, изображенный
на слайде и просит ответить на вопрос, после
ответов учащихся на слайде появляется ответ. Все опыты были проделаны с водой, но если взять вместо воды другую жидкость, то результаты опыта будут те же. Учитель просит учащихся обобщить все опыты и сделать вывод о давлении в жидкостях, после ответов учащихся появляется следующий слайд. |
Выводы из опытов. | Учитель просит учащихся записать эти выводы и рассчитать давление жидкости на дно сосуда, вспоминая раннее изученные формулы: |
Презентация. Слайд 12 | - дайте определение давлению. - чему равна сила, с которой жидкость, налитая в сосуд, давит на его дно? - по какой формуле можно рассчитать вес жидкости? - как можно найти массу жидкости? - исходя из формы сосуда, как можно найти его объем? Подставив в формулу давления значения формул веса, массы, объема, мы получим формулу для расчета давления жидкости на дно сосуда. Учитель просит учащихся записать эти выводы и конечную формулу взять в рамочку. |
Презентация. Слайд 13 | Учитель просит рассмотреть формулу и
ответить на вопросы: О чем говорит нам эта
формула? Какие из нее вытекают следствия? После
ответов учащихся на слайде появляется ответ,
который можно учащимся записать себе в тетрадь. Учитель предлагает учащимся на эксперименте подтвердить данные выводы, самостоятельно выбрав необходимое оборудование (Класс делится на 3 группы, каждая из которых выполняет эксперимент). |
Презентация. Слайд 14 | Учащиеся 1 группы проводят данный эксперимент и результат демонстрируют другим учащимся (после демонстрации появляется данный слайд). |
Презентация. Слайд 15 | Учащиеся 2 группы проводят данный эксперимент и результат демонстрируют другим учащимся (после демонстрации появляется данный слайд). |
Презентация. Слайд 16 | Учащиеся 3 группы проводят данный эксперимент и результат демонстрируют другим учащимся (после демонстрации появляется данный слайд). |
4. Закрепление изученного материала | Учащимся предлагается решить качественные и расчетные задачи различного уровня сложности. |
Презентация. Слайд 17 | Учащиеся совместно с учителем разбирают предложенные задачи. |
Презентация. Слайд 18 | Учитель напоминает учащимся оформление задач и показывает применение изученного материала при решении задач. |
5. Решение задач | |
Презентация. Слайд 19 | Учитель предлагает учащимся решить задачу с самопроверкой. (по окончании учащимися решения данной задачи на слайде появляется само решение задачи). |
Презентация. Слайд 20 | Учитель предлагает учащимся решить задачи по вариантам с взаимопроверкой. |
Презентация. Слайд 21 | Разбор и взаимопроверка задач по предложенному слайду. |
Презентация. Слайд 22 | Разбор и взаимопроверка задач по предложенному слайду. |
Презентация. Слайд 23 | Учащимся предлагается выполнить задание самостоятельно. |
6. Домашнее задание | |
Презентация. Слайд 24 | Пояснение учителем домашнего задания и запись его учащимися (учащимся предлагается прочитать параграфы, решить задачи упражнения, выполнить эксперимент; творческое задание и задачу на смекалку). |
7. Подведение итога урока |