ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Ввести в практику управления школы инновационную модель формирования положительной мотивации учащихся.
ЗАДАЧИ:
- Изучить теоретическое содержание понятия мотивация как одного из аспектов современного образования.
- Охарактеризовать структуру и состояние мотивационной сферы учебной деятельности учащихся.
- Разработать алгоритм деятельности педагога по формированию положительной мотивации.
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в результате внедрения инновационной модели.
- Апробировать средства поддержания и сохранения мотивации.
- Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к современной жизни.
- Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускника.
- Рассмотреть перспективы использования данной модели в других образовательных учреждениях.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: уровень мотивации учения учащихся
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: мотивационная сфера
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- повышение профессиональной компетенции учителя;
- управление мотивацией
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Воспитание мотивации учения школьников чрезвычайно важно, потому что оно означает формирование активной социальной позиции молодого человека, его личности активного гражданина своего государства.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Позволит ли реализация данного проекта обеспечить образовательное учреждение профессиональными кадрами, готовыми к инновационной деятельности, ориентирующих современных школьников на стимуляцию мотивов учебной деятельности и появления у них новых качественных характеристик, позволяющих не только усвоить знания, но и развить способности мышления, выработать практические навыки.
КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА:
В Концепции модернизации образования в России подчеркивается, что главная стратегическая линия развития образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям. Необходимые условия реализации этой линии: вариативность образовательных программ, форм образовательной деятельности; личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; эффективная поддержка инновационных процессов, мотивация учебной деятельности и активное участие общества в развитии системы образования.
В данном проекте предложена модель деятельности руководителя по мотивационному управлению образовательной системы, которая позволяет сделать реальные шаги к обновлению содержания обучения.
Анализы работы школы за последние несколько лет показывают постепенное снижение качества обученности учащихся. При выявлении причин было выяснено, что одна из самых значительных – отсутствие интереса к учебной деятельности, отсутствие мотивации.
Новизной предлагаемой модели является использование различных способов формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. При этом центральная координационная роль отведена учителю, его способности изменить методы обучения, расширив вес тех, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, поднимают роль самостоятельной работы учащихся.
Проект можно считать успешным, если каждым членом педагогического коллектива будет освоена модель формирования положительной мотивации учения и осмыслена сущность мотивации как основного аспекта учебной деятельности, достигнут высокий уровень учебного процесса, стабилизируется повышение качества образования, работа коллектива будет направлена на развитие каждого ребенка, на формирование личности с развитым интеллектом, высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных программ.
Данный проект является логически построенным методическим пособием с подробными объяснениями и соответствующими инструкциями, которое призвано помочь в быстрой постановке «методического диагноза» и нахождения, на основании этого диагноза, правильной стратегии и тактики.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
- обеспечение реализации мотивации, способностей и потребностей учащихся, возможностей дальнейшего профессионального образования;
- наряду с традиционными формами обучения широкое использование инновационных технологий, построенных на «интеграции» и «коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь»;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в результате функционирования новой модели;
- регулярное диагностирование всей работы школы, ее прогнозирование и корректировка;
- организация творческого поиска, постоянный анализ опыта школы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
этапы |
сроки |
направление деятельности |
исполнители |
Пропедевтический | 2005 год |
|
Заместитель директора по УМР Научно-методический совет |
Информационно-аналитический | 2005-2006 учеб-ный год |
|
Психолог Соц. работник Классные руководители Правительство школы НМС |
Организа-ционно-исполни-тельский | 2006-2008 учеб-ный год |
|
Заместитель директора по УМР Педагогический коллектив Руководители М/О Лаборатория «ЕГЭ» Лаборатория «НОУ» Лаборатория «Профиль» |
Контроль-но-диагнос-тический | 2008-2009 учеб-ный год |
|
Классные руководители Правительство школы Администрация школы Заместитель директора по УМР |
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ:
риски |
способы предотвращения |
Отсутствие методической базы |
|
Загруженность педагогического коллектива основной работой |
|
Психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации
Психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации |
|
Форс-мажорные обстоятельства |
|
Несостоятельность использования модели в работе МОУ КСОШ (отсутствие результата) |
|
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
- Создан информационно-методический банк по проблеме.
- Проанализированы данные диагностических исследований мотивационной сферы учения учащихся образовательного учреждения.
- Выявлены и продемонстрированы неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы).
- Спланирована работа всего педагогического коллектива по данной модели.
- Разработана «Методическая характеристика класса» и мониторинг образовательных компетенций и компетентностей учащихся по всем учебным дисциплинам, рейтинговая система.
- Разработан и успешно применяется в работе алгоритм деятельности педагога по формированию положительной мотивации при работе с детьми различного уровня интеллектуальных знаний.
- Разработаны программы «НОУ», «Профиль», «ЕГЭ», усовершенствована система работы с одаренными детьми.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА |
ПРОДУКТЫ |
Повышение эффективности научно-исследовательской и методической работы |
|
Разработка инструментария измерения
уровня сформированности мотивации учения Система самоконтроля учителя |
|
Повышение профессиональной компетенции учителя |
|
Управление мотивацией |
|
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Экономичностью данного проекта является то, что проект будет осуществляться на бюджетные средства в рамках сметы образовательного учреждения.
№ п/п |
СТАТЬИ РАСХОДОВ |
статья |
Стоимость в рублях |
1. |
Курсовая подготовка, проблемные
семинары: |
222 226 212 |
215.500 41.100 117.200 57.200 |
2. |
Справочная литература | 340 |
12.000 |
3. |
Подписка, программное обеспечение, проведение олимпиад, НОУ | 226 |
341.525 |
4. |
Методические выплаты | 212 |
109.200 |
5. |
ЕГЭ (проверка части «С»): |
222 226 212 |
18.400 6.400 8.000 4.000 |
6. |
Канцелярские товары | 340 |
10.000 |
7. |
Услуги по содержанию помещений | 225 |
217.000 |
8. |
Электроэнергия | 223 |
188.295 |
Итого: | 1.111.920 |