"Модель деятельности руководителя по мотивационному управлению образовательной системой школы"

Разделы: Администрирование школы


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Ввести в практику управления школы инновационную модель формирования положительной мотивации учащихся.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить теоретическое содержание понятия мотивация как одного из аспектов современного образования.
  2. Охарактеризовать структуру и состояние мотивационной сферы учебной деятельности учащихся.
  3. Разработать алгоритм деятельности педагога по формированию положительной мотивации.
  4. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в результате внедрения инновационной модели.
  5. Апробировать средства поддержания и сохранения мотивации.
  6. Формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к современной жизни.
  7. Способствовать формированию ключевых компетенций для успешной социализации выпускника.
  8. Рассмотреть перспективы использования данной модели в других образовательных учреждениях.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: уровень мотивации учения учащихся

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: мотивационная сфера

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- повышение профессиональной компетенции учителя;
- управление мотивацией

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Воспитание мотивации учения школьников чрезвычайно важно, потому что оно означает формирование активной социальной позиции молодого человека, его личности активного гражданина своего государства.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Позволит ли реализация данного проекта обеспечить образовательное учреждение профессиональными кадрами, готовыми к инновационной деятельности, ориентирующих современных школьников на стимуляцию мотивов учебной деятельности и появления у них новых качественных характеристик, позволяющих не только усвоить знания, но и развить способности мышления, выработать практические навыки.

КРАТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА:

В Концепции модернизации образования в России подчеркивается, что главная стратегическая линия развития образования состоит в его адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям. Необходимые условия реализации этой линии: вариативность образовательных программ, форм образовательной деятельности; личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; эффективная поддержка инновационных процессов, мотивация учебной деятельности и активное участие общества в развитии системы образования.

В данном проекте предложена модель деятельности руководителя по мотивационному управлению образовательной системы, которая позволяет сделать реальные шаги к обновлению содержания обучения.

Анализы работы школы за последние несколько лет показывают постепенное снижение качества обученности учащихся. При выявлении причин было выяснено, что одна из самых значительных – отсутствие интереса к учебной деятельности, отсутствие мотивации.

Новизной предлагаемой модели является использование различных способов формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. При этом центральная координационная роль отведена учителю, его способности изменить методы обучения, расширив вес тех, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, поднимают роль самостоятельной работы учащихся.

Проект можно считать успешным, если каждым членом педагогического коллектива будет освоена модель формирования положительной мотивации учения и осмыслена сущность мотивации как основного аспекта учебной деятельности, достигнут высокий уровень учебного процесса, стабилизируется повышение качества образования, работа коллектива будет направлена на развитие каждого ребенка, на формирование личности с развитым интеллектом, высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных программ.

Данный проект является логически построенным методическим пособием с подробными объяснениями и соответствующими инструкциями, которое призвано помочь в быстрой постановке «методического диагноза» и нахождения, на основании этого диагноза, правильной стратегии и тактики.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
  • обеспечение реализации мотивации, способностей и потребностей учащихся, возможностей дальнейшего профессионального образования;
  • наряду с традиционными формами обучения широкое использование инновационных технологий, построенных на «интеграции» и «коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь»;
  • совершенствование профессионального мастерства педагогов в результате функционирования новой модели;
  • регулярное диагностирование всей работы школы, ее прогнозирование и корректировка;
  • организация творческого поиска, постоянный анализ опыта школы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

этапы

сроки

направление деятельности

исполнители

Пропедевтический

2005 год

  • изучить теоретическое понятие мотивации как одного из аспектов современного образования;
  • проанализировать мотивационную сферу учения, ее характерные особенности;
  • разработать программу деятельности по изучению компонентов мотивационной сферы;
  • оценить потребность в использовании данной модели;
  • выявить источники сопротивления (риски);
  • обеспечить принятие данной модели всеми субъектами учебно-воспитательного процесса

Заместитель директора по УМР

Научно-методический совет

Информационно-аналитический

2005-2006 учеб-ный год

  • показать, как можно изучать мотивацию в естественных условиях школьного процесса;
  • провести диагностическое исследование мотивационной сферы учащихся, обработать результаты;
  • определить уровень мотивации учения учащихся;
  • определить уровень владения приемами мотивационного воздействия учителями;
  • проанализировать полученные данные;
  • выявить и продемонстрировать неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы);
  • принять решение о внедрении модели в работу;
  • создать экспериментальную группу

Психолог

Соц. работник

Классные руководители

Правительство школы

НМС

Организа-ционно-исполни-тельский

2006-2008 учеб-ный год

  • разработать алгоритм деятельности педагога по формированию положительной мотивации;
  • разработать методическую характеристику класса;
  • разработать систему мониторинга образовательных компетенций и компетентностей учащихся;
  • апробировать средства поддержания и сохранения мотивации;
  • активизировать учебную деятельность школьников;
  • систематизировать работу с детьми различного интеллектуального уровня;
  • осуществлять контроль за ходом работы по модели

 

 

Заместитель директора по УМР

Педагогический коллектив

Руководители М/О

Лаборатория «ЕГЭ»

Лаборатория «НОУ»

Лаборатория «Профиль»

Контроль-но-диагнос-тический

2008-2009 учеб-ный год

  • провести повторную диагностику уровня учебной мотивации;
  • диагностика компетенции учителя;
  • дать полный анализ полученных результатов;
  • продумать и систематизировать коррекционную работу

Классные руководители

Правительство школы

Администрация школы

Заместитель директора по УМР

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ:

риски

способы предотвращения

Отсутствие методической базы

  • создание информационной базы;
  • работа научно-методического семинара;
  • организационная работа по саморазвитию;
  • разработка структурно-методических схем

Загруженность педагогического коллектива основной работой

  • аналитическое обоснование внедрения данной модели, ожидаемый прогноз;
  • рациональная организация труда;
  • соотношение реальных результатов деятельности школы с четко поставленными целями и задачами;
  • оправданность результатов;
  • обучение работе по модели в рамах работы методических объединений, лабораторий, НМС, спецкурса, семинара, педсовета;
  • создание экспериментальной группы на базе НМС (должностные инструкции, нормативные документы);
  • экспериментальная деятельность педагогов, творческая работа в рамках аттестации, развитие профессионального мастерства

Психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации

 

Психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации

  • обеспечение научно-методической, материально-технической базы;
  • распространение информации о достоинствах модели, ее возможностях выявить недостатки и спрогнозировать результаты;
  • реалистичность достижения общих и частных целей;
  • благоприятная морально-психологическая обстановка;
  • привлечение на свою сторону лидеров неформальных групп;
  • получение поддержки высшего руководства, учредителя;
  • формирование оптимальной системы стимулирования (аттестация сотрудников, материальное вознаграждение);
  • социальные потребности педагогов (потребность в творческой деятельности, поддержка реализации новых идей)

Форс-мажорные обстоятельства

  • четкое распределение обязанностей и ответственности;
  • теоретическая и методическая подготовка учителей;
  • обеспечение опережающего обучения;
  • поэтапная оценка результатов;
  • информированность персонала;
  • налаживание эффективной системы межличностных коммуникаций, способствующей обмену опытом, навыками работы по модели

Несостоятельность использования модели в работе МОУ КСОШ

(отсутствие результата)

  • использование опыта отрицательного результата в дальнейшей работе школы;
  • активные поиски оптимальных способов деятельности путем освоения новых методик и технологий;
  • эффективное взаимодействие МОУ КСОШ с другими организациями и наукой

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

  1. Создан информационно-методический банк по проблеме.
  2. Проанализированы данные диагностических исследований мотивационной сферы учения учащихся образовательного учреждения.
  3. Выявлены и продемонстрированы неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы).
  4. Спланирована работа всего педагогического коллектива по данной модели.
  5. Разработана «Методическая характеристика класса» и мониторинг образовательных компетенций и компетентностей учащихся по всем учебным дисциплинам, рейтинговая система.
  6. Разработан и успешно применяется в работе алгоритм деятельности педагога по формированию положительной мотивации при работе с детьми различного уровня интеллектуальных знаний.
  7. Разработаны программы «НОУ», «Профиль», «ЕГЭ», усовершенствована система работы с одаренными детьми.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

ПРОДУКТЫ

Повышение эффективности научно-исследовательской и методической работы
  • Пакет нормативно-правовых документов
  • Рекомендации по работе методических объединений по данной теме
Разработка инструментария измерения уровня сформированности мотивации учения

Система самоконтроля учителя

  • Диагностические материалы
  • Система контроля организации мотивированной деятельности
  • «Скил – терапия»
Повышение профессиональной компетенции учителя
  • Алгоритм деятельности педагога по формированию положительной мотивации
Управление мотивацией
  • Методическая характеристика класса
  • Мониторинг образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам
  • Рейтинговая система результатов учебной деятельности
  • Программа «НОУ»
  • Программа «Профиль»
  • Программа «ЕГЭ»
  • Программа «Одаренные дети»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Экономичностью данного проекта является то, что проект будет осуществляться на бюджетные средства в рамках сметы образовательного учреждения.

№ п/п

СТАТЬИ РАСХОДОВ

статья

Стоимость в рублях

1.

Курсовая подготовка, проблемные семинары:
  • транспортные услуги
  • проживание
  • суточные

 

222

226

212

215.500

41.100

117.200

57.200

2.

Справочная литература

340

12.000

3.

Подписка, программное обеспечение, проведение олимпиад, НОУ

226

341.525

4.

Методические выплаты

212

109.200

5.

ЕГЭ (проверка части «С»):
  • транспортные услуги
  • проживание
  • суточные

222

226

212

18.400

6.400

8.000

4.000

6.

Канцелярские товары

340

10.000

7.

Услуги по содержанию помещений

225

217.000

8.

Электроэнергия

223

188.295

  Итого:  

1.111.920

Приложение