Субъект – субъектные взаимодействия классного руководителя в вопросах воспитания культуры здоровья школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Классное руководство


Практика гуманистического личностно - ориентированного воспитания, для которого характерно субъект - субъектное взаимодействие, - важное условие развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка.

В деятельности классного руководителя является важным содействие реализации творческого потенциала личности, обеспечение социальной защиты детей, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий школьников по решению их собственных проблем, через разнообразные формы и методы индивидуальной работы, создание благоприятных условий для развития гражданственности, мировоззренческой культуры и культуры здоровья.

При рассмотрении сущности субъект - субъектных взаимодействий классного руководителя и школьников в процессе воспитания культуры здоровья школьников под «взаимодействием» мы понимаем форму организации совместной деятельности классного руководителя и воспитанников, основанную на сотрудничестве, в процессе которого происходит обмен действиями между субъектами с целью воспитания культуры здоровья подрастающего поколения. Ведущая роль классного руководителя в этом случае выражается не в регламентации и жестком управлении воспитательным процессом, а в том, чтобы вывести ребенка на уровень самоактуализации и саморазвития.

Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья школьников в работе классного руководителя необходим системный подход, то есть культура здоровья школьников должна развиваться в целостном интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны. Если рассматривать систему (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) как «целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах» [1], то можно выразить основные принципы системы: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания.

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, так как применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным. Таким образом, мы считаем, что классный руководитель должен создать систему, направленную на воспитание культуры здоровья школьников.

В современном словаре по педагогике автор-составитель Е. С. Рапацевич дает следующие определение воспитательной системы – это совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы [2].

Воспитательная система, по мнению Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. А. Караковского, имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых система создается); деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий, рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы [3].

Под воспитательной системой класса Е. Н. Степанов понимает способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива [4].

Система работы классного руководителя по воспитанию культуры здоровья школьников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, характеризующаяся единством цели, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях классного руководителя с медицинской, психологической, социальной, библиотечной службами, семьями, учителем физической культуры, учителями - предметниками, тренерами спортивных секций, педагогами дополнительного образования, администрацией школы, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитание культуры здоровья школьников.

Поясним сущность различных взаимодействий классного руководителя с субъектами в процессе воспитания культуры здоровья школьников.

1. Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы.

Классный руководитель планирует работу по воспитанию культуры здоровья школьников на основе разработанной администрацией нормативной базой и теоретических основ воспитания культуры здоровья школьников. Администрация оказывает консультативно - методическую и психолого - педагогическую помощь, организует самообразование классных руководителей по вопросам воспитания культуры здоровья школьников, разрабатывает пакет методических материалов для классных руководителей, внедряет систему мониторирования состояния здоровья школьников и классных руководителей.

2. Взаимодействие классного руководителя с медицинской службой.

Классный руководитель организует консультации школьников и родителей с психотерапевтом, неврологом, гинекологом, логопедом и другими узкими специалистами. Совместно с медицинскими работниками проводит мониторинг показателей соматического здоровья, гигиеническое обучение школьников, медико-педагогический всеобуч всех субъектов воспитания культуры здоровья школьников.

3. Взаимодействие классного руководителя с психологической службой.

Классный руководитель совместно со школьным психологом изучает психофизиологические особенности воспитанников, осуществляет консультативную помощь, содействует созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе, проводит психологическое просвещение и профилактику негативных явлений, коррекционно-развивающую работу, которая способствует творческой самореализации, развитию познавательной активности, формированию креативного и критического мышления, профессиональному самоопределению воспитанников.

4. Взаимодействие классного руководителя с социальной службой.

Классный руководитель совместно с социальным педагогом изучает материальное положение, жилищно-бытовые условия школьников, организует правовое просвещения обучающихся, проводит индивидуальная работу: с трудными детьми по привлечению в спортивные кружки и секции; оставшимися без попечения родителей; с детьми-инвалидами; вынужденными переселенцами; воспитанниками из многодетных и малообеспеченных семей. Способствует развитию коммуникабельности и организаторских способностей, выявляет и помогает разрешать конфликтные ситуации в межличностных отношениях школьников.

5. Взаимодействие классного руководителя с библиотечной службой.

Классный руководитель совместно со школьным библиотекарем занимается информационной подготовкой школьников в вопросах культуры здоровья, используя различные формы массовой пропаганды здорового образа жизни: организацию лекций, семинаров, публикации в газетах, журналах и другие. Способствует формированию нравственного здоровья школьников.

6. Взаимодействие классного руководителя с семьями школьников.

Классный руководитель проводит индивидуальную работу с родителями, профилактику девиантного поведения школьников, пропаганду здорового образа жизни в семьях, способствует формированию у родителей предвидения опасностей окружающей детей жизни, выработке единой линии воспитания культуры здоровья школьников. Создает условия для эффективного взаимодействия родителей и их детей, обмену духовными и эмоциональными ценностями, сплочению семьи, обучение бесконфликтному общению, организации совместного культурного отдыха воспитанников и родителей.

7. Взаимодействие классного руководителя с учителем физической культуры.

Классный руководитель совместно с учителем физической культуры организует спортивно-оздоровительные мероприятия, проводит профилактику гиподинамии (подвижные перемены, физкультминутки), проводит мониторинг физического развития. Формирует отношение у воспитанников и их родителей к семейной физкультуре, физической культуре как к части общей культуры человека.

8. Взаимодействие классного руководителя с тренерами спортивных секций.

Классный руководитель совместно с тренерами спортивных секций организует внеклассные мероприятия: занятия в спортивных кружках и секциях, уроки ритмики, спортивные праздники, спартакиады, туристические походы, лыжные походы, посещение бассейна и другое.

9. Взаимодействие классного руководителя с учителями - предметниками.

Классный руководитель совместно с учителями проводят оздоровительные мероприятия, рекомендованные медицинскими работниками: наблюдение за осанкой, гимнастика глаз, физкультминутки. Классный руководитель следит за соблюдением учителями - предметниками гигиенических требований, предъявляемых к проведению уроков. Учителя - предметники информируют классного руководителя об отклонениях в состоянии здоровья учащихся.

10. Взаимодействие классного руководителя с педагогами дополнительного образования.

Классный руководитель совместно с педагогами дополнительного образования организуют проведение молодежных акций: музыкальных фестивалей, дискотек, слетов, лотерей и других мероприятий с использованием наглядной агитации: выпуска стенгазет, оформления уголков здоровья, выставок с целью воспитания культуры здоровья школьников.

11. Взаимодействие классного руководителя с работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений.

Классный руководитель, организуя досуг воспитанников с целью воспитания культуры здоровья вне школы, сотрудничает с работниками оздоровительных инфраструктур: Дворца спорта, стадиона, тренажерного комплекса, бассейна, кабинета релаксации, фитобара, солярия, ингалятория, зимнего сада, а также с работниками театров, кинотеатров, музеев и других общественных заведений с целью проведения внеклассных мероприятий на базе этих учреждений.

По нашему мнению, для того, чтобы взаимодействие классного руководителя со всеми субъектами процесса воспитания культуры здоровья школьников было эффективным, педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников. Особенно важно, чтобы он обладал умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание школьников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним.

Литература:

  1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев - М.: Политиздат, 1980. - 368 с.
  2. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. - Минск: Издательство: Современное слово, 2001. - 928 с.
  3. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве: Современные концепции воспитания: материалы конференции / Н. Л. Селиванова. - Ярославль, 2000. - C. 31-32
  4. Степанов, Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно-методическое пособие / Е. Н. Степанов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224 с.